Причинная связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями
Обязательным признаком преступлений с материальным составом является причинная связь. Общественно опасное последствие при совершении таких преступлений может быть вменено в ответственность лицу, если оно находилось в причинной связи с его деянием.
Уголовное законодательство не содержит определения причинной связи, которая должна быть установлена по уголовному делу, равно как и методики, на основании которой она должна устанавливаться. Вопрос о причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями разрешается теорией уголовного права и судебной практикой на основе философского понимания причинной связи как реальной действительности, основанной на всеобщей взаимозависимости явлений окружающего мира и способности при определенных обстоятельствах одного явления (причины) с внутренней необходимостью порождать другое явление (следствие).
Процесс становления и развития учения о причинной связи имеет в уголовном праве длительную историю. Некоторые положения этого учения давно и довольно детально разработаны в науке уголовного права, другие носят постановочный и до конца не решенный характер.
Сущность проблемы причинной связи в уголовном праве заключается в разработке методики, способной разделить соответствующие отношения между деянием и последствием на необходимые для обоснования уголовной ответственности за наступившие вредные последствия и отношения несущественные, не влияющие на решение этого вопроса. Чрезмерное расширение границ отношений, необходимых для обоснования уголовной ответственности за наступившие последствия, не только приведет к нарушению принципа виновной ответственности за содеянное, но и будет носить элементы объективного вменения. В свою очередь узкое понимание пределов отношений причинности приведет к неоправданному сужению сферы действия уголовного закона, нарушению принципа неотвратимости ответственности за содеянное.
На протяжении нескольких столетий во многих странах велись поиски приемлемой теории причинной связи, которая имела бы, с одной стороны, некоторое философское обоснование, а с другой — определенное практическое применение.
Первой теорией, которая долгое время господствовала в науке уголовного права и существовала в судебной практике, была “теория исключительной причинной связи”. Она возникла в средние века в Италии. Итальянские юристы предложили определенный подход установления причинно-следственных отношений применительно к одному преступлению — убийству. Ими применялась следующая методика: если рана сама по себе не являлась смертельной и смерть потерпевшего наступала из-за определенного состояния его организма или в случае небрежности самого раненого или врача, то причинная связь отсутствовала. Причинная связь имела место в том случае, если нанесенная рана была неизлечима. При этом для признания наличия причинной связи между нанесенным телесным повреждением и наступлением смерти необходимо было, чтобы подобный результат наступил в течение критического срока (продолжительность его была разной — 7, 20, 40 дней или год и один день). Такой подход применялся юристами на протяжении трех столетий (в XVI—XVIII вв.).
В дальнейшем данная методика была положена в основу теории исключительной причинной связи. В соответствии с этой теорией общественно опасные последствия вменяются в вину обвиняемому, когда они были вызваны исключительно его действиями без вмешательства каких-либо других причин. Эта теория исходит из того, что только причины, а не условия обладают способностью неизбежно порождать определенные последствия.
В XIX в. широкое распространение в уголовном праве получила теория адекватной причинной связи. Согласно этой теории, причиной преступного результата является такое поведение человека, которое вообще (адекватно), а не только в данном конкретном случае способно повлечь причинение этого результата. Недостатком этой теории является то обстоятельство, что объективный характер причинной связи подменяется субъективным представлением о типичности или нетипичности причинно-следственной связи. Представление о типичности причинной связи — это оторванное от конкретной ситуации абстрактное суждение.
Несколько позже возникла так называемая теория эквивалентности. Она признавала причинную связь между деянием человека и наступившим результатом только тогда, когда действие было предшествующим необходимым условием результата (conditio sine qua non). При этом ход рассуждений был следующим: если действие человека было необходимым условием наступления последствий и при мысленном исключении его из ряда отдельных условий результат не последовал бы или последовал бы иначе, то этого достаточно для признания объективной связи, которую можно назвать причинной связью. Если при мысленном исключении деяния лица из числа других условий наступления результата общественно опасные последствия все равно бы наступили, то делался вывод о том, что это действие лица нельзя признать необходимым условием наступления результата, и оно не является причиной этого результата.
Теория эквивалентности получила широкое распространение во многих странах. В России ее разделяли такие ученые-криминалисты, как Н.Д. Сергеевский и Э.Я. Немировский. По мнению некоторых правоведов, недостатком этой теории является уравнивание всех условий наступления общественно опасного последствия и в этой связи определенное расширение границ уголовной ответственности.
В правовой теории эквивалентности, обосновывавшей достаточно широкий подход к определению причинной связи, была сделана попытка создания теории неравноценности условий. В соответствии с этой теорией под причиной понимается одно из условий наступления последствия, которое больше, чем другие, повлияло на наступление общественно опасного последствия. Данная теория была сформулирована в научных трудах немецких криминалистов К. Бикмайера и К. Биндинга, а также в работах Н.С. Таганцева и С.В. Познышева.
В настоящее время в уголовном праве зарубежных стран можно встретить влияние различных теорий причинной связи. Как отмечается в литературе, наибольшее признание в науке и судебной практике получила эквивалентная теория. Вместе с тем, в отдельных странах по отношению к определенным категориям преступлений применяются положения теории исключительной причинной связи. Например, законодательством многих штатов США признается доктрина общего права, в соответствии с которой лицо обвиняется в убийстве, если смерть потерпевшего наступает в течение одного года и одного дня после причинения телесного повреждения или нанесения удара. В Уголовном кодексе штата Калифорния подобный критический срок продлен до трех лет и одного дня.
В некоторых странах встречаются и другие методики определения юридически значимых причинно-следственных отношений. Например, в ФРГ сформулирована объективная теория, которая основывается на концепции риска. В соответствии с такой методикой последствия вменяются только тогда, когда лицо своим поведением создает опасность причинения неодобряемого правом вреда. Любое поведение лица рассматривается в качестве причины, если оно создавало неодобряемую правом опасность независимо от того, породило оно этот результат или нет. В соответствии с такой методикой чрезмерно широко понимаются границы юридически значимых причинно-следственных отношений. Поэтому практическое значение этой теории невелико.
После 1917 г. в издаваемых работах по уголовному праву вопросы о причинной связи рассматривались с позиций эквивалентной теории причинной связи. Начиная примерно с 30-х годов прошлого столетия в науке уголовного права в СССР предпринимались попытки модифицировать эквивалентную теорию причинности, несколько сузив широкие рамки объективных оснований уголовной ответственности.
Наибольшее распространение среди других теорий причинности в современной уголовно-правовой науке получила теория “необходимого причинения”, впервые обоснованная А.А. Пионтковским. Данная методика используется правоприменительными органами Республики Беларусь. В соответствии с теорией “необходимого причинения” все отношения между соотносимыми явлениями подразделяют на необходимые и случайные. Юридическое значение в уголовном праве придается необходимым отношениям.
Необходимой причинной связи присущи следующие характеристики: 1) деяние предшествует последствию во времени; 2) деянию присуща способность с внутренней закономерностью порождать наступление данного последствия; 3) с учетом условий места, времени, обстановки и иных обстоятельств данное деяние с внутренней закономерностью вызвало эти последствия; 4) последствие следует по времени за деянием; 5) последствие порождается именно этим деянием, является следствием закономерного его развития, а не результатом действия иных лиц и сил природы. Для случайной причинной связи характерно, что наступившие последствия не вызывались закономерным развитием событий в конкретной обстановке.
Необходимая причинная связь может быть непосредственной (прямой) (например, смерть наступает от удара ножом в сердце), либо включать в себя промежуточные связи. В последнем случае возможны следующие варианты развития причинно-следственных отношений:
а) деяние закономерно порождает другие явления, которые в силу своей внутренней логики закономерно порождают преступное последствие (сын на несколько дней оставляет без помощи своего парализованного престарелого отца, который без воды и пищи погибает);
б) деяние лица порождает другое деяние, а последнее порождает общественно опасное последствие (организатор преступления разрабатывает план похищения, а исполнитель на основе плана осуществляет кражу чужого имущества);
в) два или более деяния закономерно порождают одно общественно опасное последствие (два теплохода движутся навстречу друг другу, капитаны обоих судов нарушают правила движения на водном транспорте, в результате происходит столкновение судов).
В судебной практике Республики Беларусь в абсолютном большинстве случаев применяется теория “необходимого причинения”. В ограничительных пределах используются приемы эквивалентной теории причинной связи. Сочетание таких методик необходимо правоприменительным органам, чтобы не выводить из уголовно-правового поля определенные виды поведения, непосредственно не порождающие общественно опасные последствия, но сопряженные с этим процессом. По этим же причинам во многих странах используются концепции, требующие разных методик установления причинно-следственных отношений между деянием и наступившими последствиями. Так, в уголовном праве Италии и некоторых штатов США используются критерии эквивалентной и исключительной теорий причинной связи.
В судебной практике Республики Беларусь методика эквивалентной концепции используется при оценке причинно-следственных связей в следующих ситуациях:
1. В ряде статей Уголовного кодекса предусматривается ответственность за умышленно или неосторожно совершенное бездействие. Поскольку бездействие в уголовном праве подразделяется на бездействие, создающее опасность, и бездействие-невмешательство, то применяются разные концепции и методики установления причинной связи. Бездействие, создающее опасность, ничем не отличается от активного действия. Поэтому вопрос о причинной связи между таким поведением и наступившим последствием определяется по правилам теории необходимого причинения. Вопрос о наличии юридически значимой причинной связи при бездействии-невмешательстве определяется с использованием методов эквивалентной теории. Если бездействие лица было одним из условий, без которого результат не наступил бы, то имеет место юридически значимая причинная связь. Если бездействие лица представляет такое условие, наличие или отсутствие которого не влияет на наступление общественно опасного последствия, то имеет место случайная, не имеющая юридического значения связь.
2. В уголовном праве соучастие как своеобразная форма преступной деятельности характеризуется совокупностью обязательных объективных и субъективных признаков. Для наличия объективной стороны соучастия необходимо: совершение преступления общими (взаимно дополняющими друг друга) усилиями всех участников; причинение единого для всех соучастников результата; наличие необходимой причинной связи между деянием всех участников и наступившим общим результатом. Вместе с тем, объективная сторона соучастия при некоторых видах деятельности имеет особенности. Так, пособничество в продолжаемом или длящемся преступлении будет иметь место не только тогда, когда оно с ним связано необходимой причинной связью, но и в ситуации, когда действия пособника были одним из условий, без которого это преступление не могло дальше продолжаться. Если пособническая деятельность не влияла на дальнейшее осуществление длящегося или продолжаемого преступления, то будет иметь место случайная, не имеющая юридического значения связь.
Еще один пример. В ч. 2 ст. 18 и ч. 4 ст. 19 УК закреплено особое условие ответственности организатора или руководителя организованной преступной группы или преступного сообщества. Эти лица несут ответственность за все совершенные группой преступления при условии, если между действиями организатора (руководителя) группы, с одной стороны, и рядовыми участниками групповой преступной деятельности, с другой стороны, существовала не только необходимая причинно-следственная связь, но и положение, когда деятельность организатора была одним из условий совместной преступной деятельности.
3. В судебной практике и уголовно-правовой литературе для обозначения определенного вида фактической ошибки используется понятие “общий умысел”. Этот термин обозначает один из случаев ошибки в причинной связи, при котором лицо совершает действие с умыслом достигнуть определенное общественно опасное последствие, которое наступает в реальной действительности, но не от этого действия, а от другого, совершенного этим лицом, но с иной формой вины (по неосторожности). Например, желая лишить потерпевшего жизни, виновный наносит ему сильный удар по голове и, считая потерпевшего мертвым, с целью сокрытия засыпает его песком. В действительности смерть наступила не от умышленного действия лица, а от действия, совершенного по неосторожности (песок попал в дыхательные органы потерпевшего). При таком виде ошибки между умышленным действием лица и наступившим последствием отсутствует необходимая причинноследственная связь. Умышленное поведение субъекта является одним из условий, без которого бы это последствие не наступило. Между умышленным действием лица и наступившим последствием судебная практика и теория уголовного права признают юридически значимое отношение, и лицу вменяется умышленное юридически оконченное убийство.