Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве»

Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Сло­во о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» - прекрас­ный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». Действительно, «Слово» - удиви­тельный памятник древней Руси. Прошло восемь веков с тех пор, как оно появилось. Но читатель входит в поэтический мир древнего текста так же свободно, как в эпос и лирику античности, не успевая освободиться от современных представлений и наполняя старые стро­ки своими проблемами.

«Слово» написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600 лет, в самом конце XVIII века.

Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были кня­жеские междоусобицы, другим - набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил Владимир Мономах князьям, - мы не прекратим междоусобий... то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Основная идея «Слова», которая заключается в призыве русских князей к объединению накануне татаро-монгольского нашествия, придает произведению особое патриотическое звучание. Неизвест­ный автор ставит перед собой задачу призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить мне­ние народа против междоусобных войн князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.

Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор прони­зывает этой идеей всё «Слово». Нравственная проблематика этого произведения раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, она определяет композицию произведения, его язык.

Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий раз­ных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не оста­ются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах про­изведения. Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.

Вдохновитель и руководитель похода - князь Игорь - уже с са­мого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, ко­торый «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь - храбрый воин, у него сильная воля, мужествен­ное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное пред­знаменование - солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступ­лением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненными... Хочу поломать копье о ко­нец поля половецкого, с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона» Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду.

Близок Игорю и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Оба князя становятся в «Слове» носителями патриотической идеи - их боевой поход не для личной славы и не для удовлетворе­ния амбиций. Братья ведут свои войска, чтобы раз и навсегда изба­вить родную землю от вражеских посягательств, они стремятся сде­лать свою Родину свободной, сильной, сплоченной.

Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этот прием подчеркивает народность Ярославны. Этот удивительный образ стал символом русской земли, родины, матери, любви - так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью придает плененным силы и помогает им бежать. Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.

Нельзя не сказать о таком герое «Слова», как Святослав, кото­рый произносит свое «золотое слово». В этом слове Святослава жи­вет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть пора­жение, которое потерпел князь Игорь. Обращение Святослава к кня­зьям приобретает особое звучание - патриотического обращения.

Интересным может стать наблюдение за характером Русской зем­ли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко.

И это всего лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой, корен­ным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженно­сти бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы; необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что справедливость и доброта ни­когда не будут побеждены злобой и обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру.

Наверное, именно поэтому так притягательно для нас «Слово», которое при всем своем эпическом могуществе наделено необыкно­венным лиризмом.

«Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художествен­ное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем вы­разилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.

Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая, государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о судьбах всей Русской земли, опус­тошенной половцами и лишенной внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича, его жены Ярославны, ... и многих других».

Сочинение на тему СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Прекрасным памятником древнерусской литературы является созданное неизвестным автором «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русского князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не знаем, кем он был, как оказался свидетелем исторических событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тонкостях открывается богатый душевный мир автора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую очередь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Слова… » словно бы становится единым и неделимым целым.

Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы играет природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреждает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к русскому народу.

В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом походе, не описание исторических событий, сражений, побед и поражений. Автор стремился в своем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно победить врага, что только объединив усилия, сплотив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасности красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки: …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…

Князь Игорь не обращает внимания на предупреждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнаменования. Мы еще не знаем, что русское войско должно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войском:

Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.

К образам природы прибегает автор в стремлении предотвратить трагедию русской дружины. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело поражение и было вынуждено отступать, его отступление снова сопровождают печальные картины природы. Природа страдает вместе с воинами: деревья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символичный смысл: это противопоставление войны и мирного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стремится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплыми туманами.

К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна: О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого? Именно у родной природы она ищет сочувствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину: О Днепр Словутич!.. Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.

Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, согревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.

Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и образы для передачи этих представлений. Он описывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем понимать, что означает то или иное явление. Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испытывая вселенскую печаль, трава. Солнце «меркнет», предвещая неудачный поход, багряные снопы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикрывает свет тьмою». Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораблям — он их «лелеет на синем море», и Ярославна просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней милого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Русской земли. Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.

Все сказанное выше является ярким подтверждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.

Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреагировать на это. А он, в свою очередь, не мог бы передать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем через образы окружающего мира. Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что искренне считает: все эти предметы могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, испытывать радость и горе.

Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, чтобы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию природы, значительно усиливаются.


Наши рекомендации