История политической рекламы
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный горный университет »
Факультет СПО
Кафедра Инженерной графики
Специальность: 031601 Реклама
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА
Политическая реклама
Студент 3 курса
Носкова А.А
Группа Рк.к-12
"___"_________ 20__ г
Руководитель
ассистент кафедры ИГ
"___"_________ 20__ г . ____________________А.А.Карманов
Екатеринбург 2014 год
Содержание
Введение..................................................................................................................3
Цели политической рекламы.................................................................................5
История политической рекламы.........................................................................10
Особенности психологического воздействия политической рекламы............12
Специфика политической рекламы....................................................................13
Рекламный подход в период выборов.................................................................15
Политическая реклама как манипулятор общественным сознанием..............17
Практическое исследование о влиянии политической рекламы на формирование выбора избирателей...................................................................19
Заключение...........................................................................................................21
Список использованной литературы..................................................................23
Введение
Целью данной работы является изучение особенностей институциональной политической рекламы.
В работе поставлены следующие задачи:
· рассмотреть причины возникновения и сущность политической рекламы;
· рассмотреть специфику политической рекламы в условиях переходного общества;
· рассмотреть манипулятивные основы политической рекламы.
Политика больше, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в установлении и поддержании постоянных связей с обществом. Прежде всего, это связанно с тем, что основной целью политической деятельности является реализация целей и интересов, затрагивающих все общество. Без наличия средств массовой информации, связь между политическими структурами и обществом была бы невозможной. Несомненно, средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Их значимость настолько велика, что сегодня их даже называют «четвертой властью», т.е. ставят непосредственно после трех основных ветвей власти. Важность средств массовой информации заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причем, от того, как они преподносят те или иные события, зависит восприятие этих событий в обществе. Таким образом, они всегда играли весьма существенную роль в формировании общественного мнения. Особо возрастает их роль в период предвыборной борьбы, где основной их функцией является предвыборная агитация и политическая реклама.
Цель предвыборной агитациизаключается в побуждении избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Она осуществляется посредством размещения всевозможных рекламных лозунгов на телевидении, на радио, в прессе, а также наружной рекламы - на щитах, на остановках общественного транспорта, - словом во всех местах общественного посещения. Кроме того, используются рекламные буклеты, каталоги, лифлеты, календари, плакаты, даже фирменные ручки и сувениры. Все это и есть политическая реклама, основной задачей которой является оказание воздействия на электорат в лаконичной, легко запоминающейся форме. Актуальность политической рекламы проявляется не только перед выборами.
Мы ежедневно получаем информацию о деятельности политических сил в сводках новостей и печатных изданиях, где часто скрыт рекламный подтекст. Политические деятели все чаще стали появляться в мире моды и шоу- бизнеса, заниматься благотворительностью, публиковать свои книги,- что тоже является результатом кропотливой работы профессиональных имиджмейкеров. Сегодня реклама в целом и в частности политическая реклама приобрела огромное значение, проникла во все сферы жизни современного общества. За внешней простотой и лаконичностью, скрывается сложная структура, которая, обладая набором специальных психологических приемов, способна манипулировать сознанием многомиллионного населения. Потому для своей курсовой работы я выбрала именно эту тему.
Цели политической рекламы
Целями связей с общественностью в политике являются создание благоприятного климата общественных отношений, формирование по-
зитивных установок в обществе относительно политических структур и
общественных организаций, инициирование и поддержание благопри-
ятного информационного фона деятельности структуры или партии.
В зависимости от целей и намерений коммуникатора воздействие
осуществляется соответственно выбранной модели коммуникации. Согласно теории четырех моделей ПР можно выделить:
- одностороннюю манипулятивную модель воздействия, направленную на убеждение, внушение и достижение «одностороннего выигрыша»;
- модель общественной информации, цель которой — распространение
правдивой информации в обществе относительно целей, задач, намерений
фирмы, организации, но данная модель коммуникации не имеет обратной связи;
-двустороннюю асимметричную (пропагандистскую) модель воздействия,
которое строится на основе знания целевой аудитории, использующегося в
интересах грамотной манипуляции;
- двустороннюю симметричную модель коммуникации с целью достижения
взаимопонимания и взаимодействия организации и ее аудиторий. Ее принципы:
-взаимопонимание и партнерство, максимальный учет интересови потребностей, мотивации целевой аудитории, возрастающая роль этического фактора,принципиальный отказ от обмана и фальсификации. Это модель стабилизированной, обладающей прочными ресурсами, серьезными перспективами стратегической политики, стратегического бизнеса.
К сожалению, в российских избирательных кампаниях предпочтение отдается
манипулятивной и пропагандистской моделям коммуникации.
Задачи PR в сфере политики конкретизируют цели связей с обще-
ственностью и заключаются в налаживании контактов власти или
организации с внешними аудиториями, создании идеологии и
привлекательного мифоимиджа власти или организации, укреплении
их авторитета (репутации), в регулировании отношений между
политическими и властными структурами и их внешними
аудиториями, в разработке стратегий продвижения и оптимизации
деятельности, а также в установлении отношений внутри властных
структур, партий, организаций
Цели связей с общественностью в избирательной кампании еще
более конкретны: обеспечение успеха в предвыборной борьбе: выра-
ботка стратегии и тактики кампании, ее организация и ведение,
выбор политических технологий, содействие лидерам, создание
политических, экономических и социальных ситуаций для
разрешения конфликтов, продвижения идей, лидеров, продукции на
политическом рынке.
Кратко охарактеризуем задачи, предмет, субъекты, объекты и
коммуникативные каналы ПР в политике.
Задачи связей с общественностью в избирательной кампании можно
классифицировать следующим образом.
1. Информационно-аналитические, связанные с выработкой инфор-
мационной политики, ее стратегии и тактики, фиксирующих движе-
ние событий и явлений в их динамике, в том числе: » мониторинг
СМИ;
- анализ электоральных предпочтений, а также факторов, ранее
существенно влиявших на результаты выборов в политическом
пространстве (округе, регионе, и. т.п.);
* социологическая диагностика общественных настроений;» экспертные оценки процессов подготовки властных структур,
политических организаций и других кандидатов к выборам в
политическом пространстве;
* социально-психологический портрет политического пространства; »
психологическое тестирование, консультирование и тренинги
самого кандидата; » семинары по подготовке предвыборных штабов.
2. Организационно-технологические, представляющие собой совокуп-
ные меры и действия по организации избирательной кампании и ее
мероприятий:
-технологическое обеспечение избирательных кампаний;
- создание эффективного штаба избирательной кампании;
-подбор руководителей районных штабов;
- разработка рабочего плана-графика кампании;
- создание бригад по сбору подписей кандидата;
- установление продуктивных деловых контактов с членами Из-
бирательной комиссии;
- подготовка пакета документов для регистрации кандидата Из-
бирательной комиссией;
- проведение процедуры выдвижения кандидата через Избирательную
комиссию;
- организация общественной приемной кандидата;
-формирование актива для проведения агитационной работы «от двери
к двери»;
-организация бригад расклейщиков листовок;
- экстренная печать черно-белой и цветной агитационной продукции;
- создание базы данных для прямой рассылки писем кандидата
избирателям и доставки писем адресатам.
3. Информационно-коммуникативные, предполагающие продуциро-
вание и тиражирование информации и включающие взаимодействие со
средствами массовой информации:
- взаимодействие с центральными и региональными СМИ — ус-
тановление тесных контактов с журналистами, проведение различных
мероприятий для прессы (организация и проведение брифингов, пресс-
конференций, пресс-туров, пресс-ланчей);
-инициирование публикаций в СМИ — подготовка и продвижение в
СМИ базового интервью, биографии, политической программы
кандидата; разработка и создание информационных поводов; подготовка
и рассылка пресс-релизов; инициирование экспертиз и опросов;
организация комментариев кандидата, лидеров партии по актуальным
вопросам; подготовка исходных текстов для печати;
В ряду информационных поводов важны мероприятия, характеризующие
партию или движение как социальный институт, демонстрирующие
общественно значимую деятельность организации: партия может
выступить спонсором того или иного социального или экономического
проекта, стать учредителем общественного фонда, быть организатором
популярного фестиваля, благотворительного концерта, выступить в роли
мецената и т.д.
- тренинги руководства перед встречами с прессой; » ответы на запросы
журналистов.
Предметом связей с общественностью в политике является отношение
целевых групп к определенным политическим структурам, их репутация, имидж лидеров и организаций, кризисные ситуации.
Субъектами этих связей выступают независимые ПР-структуры,
специализирующиеся на политическом консалтинге и ПР-обеспече-нии
избирательных кампаний, или институты, специализирующиеся на
каком-либо виде ПР-деятельности (медиарилейшнз, исследования,
правовое обеспечение); штатные структуры ПР-органов государствен-
ной власти и управления, основные задачи которых сводятся к ин-
формационному обеспечению деятельности органов государственной
власти и информационного взаимодействия общества и власти в целом;
пресс-службы и ПР-департаменты политических объединений.Объекты связей с общественностью в сфере политики — целевые
аудитории ПР, различные группы общественности, на которые на-
правлено информационное воздействие и с которыми устанавливаются
коммуникативные связи.
Отличительная особенность ПР-деятельности заключается в том, что она направлена сразу на множество внешних и внутренних целевых
общественных групп. Основным принципом, объединяющим интересы
подобных общественных групп, можно назвать тип отношений,
связывающих группу с организацией, и позицию, которую они занимают по отношению к ней.
Один из традиционных подходов к коммуникациям паблик рилейшнз
предлагает деление на коммуникации с внутренними аудиториями
(внутриорганизационные коммуникации, коммуникации с внутренней
общественностью, коммуникация между сотрудниками организации) и
внешними аудиториями (налаживание информационного потока и
общения с деловыми партнерами и общественностью).
Для связей с общественностью в сфере политики внешними целевыми
аудиториями будут выступать сегменты электората, СМИ, органы
власти, партнеры по политическим коалициям, блокам, объединениям,
конкуренты, внутренними — члены партии, организации; сотрудники
штабов; волонтеры и добровольные помощники и т.д [Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие
для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. — М.: Аспект Пресс, 2005.- 317]
История политической рекламы
Политическая реклама возникла вместе с политикой и насчитывает ни одну тысячу лет. Хотя если придерживаться современного понимания термина, то можно вести речь о политической рекламе в Европе И Америке лишь с начала XX века, а в России — со второй его половины. Все, что существовало до этого, правильнее было бы именоватьпроторекламными явлениями.
Большинство историков сходятся на том, что политическая реклама зародилась В Древней Греции. демократическая система предоставляла гражданам возможность свободно выбирать, а политикам — рекламировать свой ум, богатство, красноречие и Т. д. Первая политическая реклама выражалась преимущественно в устной форме. Претенденты и их сторонники восхваляли свои достоинства и старались принизить достоинства Конкурентов. Так известный римский оратор Марк Туллий Цицерон прославил ся своими обличительными речами против Катилины, а позднее — и Марка Антония, осуждая его роман с Клеопатрой.
В средние века роль устной рекламы не стала менее значительной. В Европе — глаттгатаи, а на Руси — биричи сопровождали пересказ распоряжений правителя (графа, князя, барона, Короля, царя И. Т. д.) хвалебными эпитетами в его адрес и проклятиями в адрес его врагов и противников. «Слив компромата» и обычная клевета довольно активно использовались в политических целях.
С появлением радио многие жанры устной политической рекламы перекочевали в эфир. Политическая радиореклама в современном ее понимании в России появилась только в конце 80-х годов прошлого века. Однако речи В. И. Ленина, звучавшие по радио в 20-е годы, в какой-то мере служили рекламой определенных политических взглядов, идей, самого оратора. Во времена И. В. Сталина по радио регулярно транслировались как его личные выступления, так и выступления ведущих политиков того времени, успешных военачальников.
В начале нового века жанровое разнообразие политической радиорекламы увеличилось. Так, в период выборов депутатов Государственной Думы в 2003 г. в воронежском радиоэфире звучали Очерки (например, Парень из нашего города. о кандидате С. В. Чижове), традиционные дебаты, новостные рекламные сообщения, радио-споты[http://vse-uchebniki.com/brend-imidj-reklama/politicheskaya-reklama-istoriya-vidyi-36558.html]