Технико-юридические особенности договоров
Договор как основной вид правореализационных документов
Договор используется почти во всех отраслях права и считаетсяуниверсальным юридическим документом'. Перечислим отрасли права, где договор находит применение: конституционное (договор между субъектами РФ); финансовое (договор инвестиционного кредита); административное (договоры о делегировании полномочий государственными органами, о сотрудничестве между министерствами); гражданское (договор поставки); предпринимательское (договор о сотрудничестве);трудовое (трудовой договор);жилищное (договор социального найма жилого помещения);семейное (брачный договор); земельное (договор сервитута);
— пенсионное (договор о выплате дополнительной пенсии); авторское (договор авторского заказа);
— патентное (лицензионный договор на использование изобретения);
— гражданско-процессуальное (мировое соглашение);
— арбитражно-процессуальное (мировое соглашение);
— международное (договор о сотрудничестве и безопасности).
.
Юридическая значимость договора
Почти все авторы, исследовавшие проблемы договора, отмечая его значение и роль в механизме правового регулирования, настойчиво подчеркивали, что договор является юридическим фак-
том, приводящим в движение закон, позволяющим субъектам пользоваться правами и требовать исполнения обязанностей, предусмотренных договором. Такая точка зрения отражала фактическое положение дел в тоталитарном государстве.
Типовая структура договора
Без заключения договоров не может обойтись ни один субъект права, будь то гражданин или юридическое лицо. Причина этого состоит в том, что в нашем сложном мире труд стал очень специа-
лизированным, вследствие этого для удовлетворения своих потребностей возникает необходимость в обмене. Договоры и являются юридической формой такого обмена между людьми. Чем крупнее организация, тем больший объем договорной работы ей приходится вести.
Как рационализировать, улучшить качество договорной работы и сделать ее более производительной?
Здесь могут быть применены различные способы: 1) использование вариантов образцов договоров, которые в большом количестве содержатся в публикуемых сборниках. Но вполне возможно, что в организации возникнет необходимость в заключении договоров, не имеющих аналога;
2) корректирование в соответствии со спецификой корпорации примерных видов договоров, также опубликованных во множествеизданий. Однако делать это придется каждый раз;
3) разработка по всем правилам юридической техники типовой структуры договора. Это более надежный способ. Разработка может быть различной применительно к специфике разных орга-
низаций. Вот почему над разработкой должны трудиться корпоративные юристы, предлагая оптимальную структуру договора для закрепления в специальном корпоративном акте. Назвать его
можно было бы соответствующим образом: типовая структура договора. Понятно, что при этом надо ориентироваться на наиболее распространенный для данной организации вид договора, но
при этом постараться все же создать такую его типовую схему, которую можно было бы использовать и для всех других разновидностей договоров. Дело это серьезное. И здесь не обойтись
без использования возможностей, которые дает юридическая наука.
Самая общая схема любого договора выглядит так: 1) вводная часть (≪шапка≫), где содержатся название договора, место и дата его заключения; 2) преамбула, в которой называются стороны, обозначается их место в договорном обязательстве, а также указываются лица, уполномоченные подписать договор; 3) основная часть; 4) заключительная часть (реквизиты, адреса и подписи сторон).Конечно, наиболее содержательной является основная часть договора, и ей по праву всегда уделяется большое внимание
Договоры заключают не только юридические, но и физические лица. Однако эти договоры гораздо проще по содержанию. Это объясняется не только тем, что договоры, в которых участвуют
физические лица, опосредуют менее сложные правоотношения, но и тем, что граждане не имеют навыков в их составлении. Порой простота в составлении ими договоров оборачивается конфликта-
ми и судебными спорами.
Ведение договорной работы
Договорная работа — это правовая деятельность корпораций,
направленная на регулирование взаимоотношений с контрагентами
с помощью договоров.
Субъекты договорной работы
Ими являются различные организации, хозяйственные связи которых подлежат договорному оформлению.Субъектов договорной работы характеризует способность от своего имени совершать действия, имеющие юридическое значение для формирования и исполнения договорных обязательств.
Нормативная регламентация договорной работы
Ведение договорной работы в организации регламентируется ее корпоративными актами. Они имеют различные названия:О ведении договорной работы на предприятии;Инструкция о порядке ведения договорной работы;Инструкция о порядке разработки и заключении договора;Положение о порядке заключения и исполнения договоров;Положение о порядке предъявления претензий и исков за неисполнение обязательств;Положение о ведении претензионной работы на предпри-
ятии;другие.
Стадии договорной работы
Действия, составляющие содержание договорной работы, группируются по стадиям, на каждой из которых работниками корпорации решаются вопросы формирования и исполнения до-
говорных обязательств.Перечень вопросов, которые необходимо решить в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждой отдельной организации и различных хозяйственных связей. Вместе с тем основные виды и направления договорной работы обычно включают следующие стадии.
Подготовка к заключению договоров
Порядок и сроки заключения договоров обусловлены порядком и сроками планирования корпорациями своей производственно-хозяйственной деятельности. Основная масса договоров заключается во второй половине календарного года, даже ближе к его завершению. В связи с этим появилось понятие договорной кампании как работы по массовому оформлению договорных отношений на очередной год. Потребность в проведении таких кампаний более ощутима у предприятий, заключающих значительное количество договоров. Для заключения отдельных договоров (неординарных, сложных по характеру и по количеству согласовываемых сторонами вопросов либо по их субъектному составу) требуется подготовка, причем особая. В содержание подготовительной стадии договорной работы в том числе входят:1) преддоговорные контакты с будущими контрагентами;2) разработка основных условий;3) подготовка бланков договорной документации;4) составление планов проведения договорной кампании.
Первые два пункта подготовительной стадии реализуются, как правило, путем переговоров с контрагентами. Именно переговоры определяют суть договорных отношений, от них многое зависит.Сам процесс переговоров — дело психологически очень трудное. Вот почему в западных компаниях не только для облегчения труда переговорщиков, но и прежде всего для достижения нужного эффекта от переговоров составляется специальная внутренняя инструкция (корпоративный акт), своего рода перечень ≪ценных указаний≫ для ведения переговоров'. В частности, в ней сотрудникам рекомендуется вести переговоры:целенаправленно;сухо;динамично;гибко (≪нет≫ менять на ≪да, но...≫).
Оценка оснований заключения договоров
Главный вопрос, который должно решить предприятие, — заключать или не заключать договор. Оценка базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится организация. Однако право предприятия выбирать контрагентов по договору на основе своего усмотрения нельзя абсолютизировать. Если принимается решение об отказе от
заключения договора при наличии предварительного договора или договора о намерениях, у организации возникает обязанность аргументировать свой отказ, причем сделать это нужно до того, как предполагаемый контрагент совершит определенные действия, связанные с материальными затратами.
Оформление договорных отношений
Заключение договоров может включать следующие этапы:1) работа над проектами договоров;
2) урегулирование разногласий;3) конкретизация содержания заключенных договоров;4) изменение или расторжение договоров.Проекты договоров, как правило, разрабатываются службой,
ответственной за ведение договорной работы. Результаты фиксируются в документах, выполненных в виде проекта договора, протокола разногласий или другой договорной документации. Эти документы подлежат всестороннему рассмотрению службами, отвечающими за участки работы, связанные с техническим, производственным, материальным, финансовым и правовым обеспечением исполнения договоров. Традиционная форма проверки соответствия проектов договорной документации интересам предприятия — визирование. Разработанные проекты договорных документов подлежат рассмотрению и подписанию руководителем или другими должностными лицами, уполномоченными на заключение договора от имени предприятия.
Составленный проект договора передается контрагенту. Во многих случаях содержание договора вызывает возражения контрагента, и тогда требуется применение процедуры разрешения разногласий. Работа, связанная с урегулированием разногласий, во многом сходна с работой над проектом договора: в обоих случаях стоит задача отыскать вариант, приемлемый для сторон и отвечающий их законным интересам.
Доведение содержания договоров до исполнителей.На практике распространены следующие виды информации о договорах:непосредственное ознакомление заинтересованных лиц с договорной документацией, что обычно удостоверяется их подписью;передача подразделениям выписок из договоров (копий договорных документов);издание специально составленных документов, содержащих систематизированную информацию об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т. д.).
Контроль над исполнением договоров.Деятельность по контролю над исполнением договоров направлена на поддержание соответствия работы предприятия задачам достижения конечных результатов производства, установленным в договорах. Осуществляется она путем сравнения данных об условиях договоров с данными о ходе производства. Контроль может быть периодическим (за декаду, месяц, квартал и т. д.), выборочным, сплошным, постоянным. Использование компьютеров позволяет наладить точный и постоянный контроль над процессом выполнения договорных обязательств.
Оценка результатов исполнения договоров.Содержание оценки результатов исполнения договоров составляют:определение результатов исполнения договоров путем сравнения предусмотренных в договоре показателей с фактически достигнутыми; анализ результатов исполнения с точки зрения возможности применения мер стимулирования или, возможно, санкций;разработка мероприятий, направленных на улучшение исполнения договоров, устранение причин их нарушения.
№43, Правоприменение: понятия, причины, формы, виды. Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Обойтись без правоприменения не представляется возможным по нескольким причинам: 1) ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование; 2) возможность злоупотребления своими правами со стороны субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы предотвратить вред и обезопасить других лиц; 3) различия в интересах субъектов права и их нежелание это учитывать; 4) совершение правонарушений. Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам непосредственной реализации права. Различают 4 формы применения: ♦ конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу). Одним словом, «наделить» правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) — это то, что требуется от государственного органа. Данную форму правоприменения условно и с натяжкой можно было бы назвать право наделением. Сюда относятся ситуации, которые так или иначе связаны с использованием общественных ресурсов; ♦ контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству; ♦ разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют свои собственные интересы и порой видят все только со своей позиции. Суд — независимый орган, он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода и т.п.); ♦ наложение санкции. Ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд. Виды П. 1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом должны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.); 2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды.