Тема 2. Происхождение права и государства
Тема 1. Предмет и метод теории государства и права
Задание 1
Какое из определений правильно отражает предмет теории государства и права?
1. Предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретно-правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы и явления.
2. Предметом теории государства и права является исследование конкретной отрасли права и законодательства.
3. Предмет теории государства и права – общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных социальных институтов (а также органически связанных
с ними, соответствующих им явлений и процессов).
Задание 2
Из каких элементов слагается предмет теории государства и права?
1. Основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
2. Система категорий и понятий, принципы, аксиомы, презумпции теории государства и права.
3. Средства и приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению права.
4. Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию государства и права.
5. Все вышеперечисленные.
Задание 3
Каким понятием обозначается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также ее результат – сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира?
1. Наука.
2. Религия.
3. Искусство.
Задание 4
Какие черты характеризуют науку «Теория государства и права»?
1. Имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых
к объектам обыденного опыта.
2. Научные знания о государстве и праве существуют в системе, они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны, отношения, свойства государственно-правовых явлений.
3. Имеет свой язык и требует для исследований специальные методы, приемы, средства.
4. Все вышеперечисленное.
Задание 5
Какой характер имеет теория государства и права?
1. Политический, так как право создается государством, а само государство имеет политический характер.
2. Политико-правовой, поскольку государство выступает как явление политическое, а право – как явление юридическое.
3. Правовой, потому что она изучает только те объекты, которые имеют юридический характер.
Задание 6
Как называется понятие, имеющееся наиболее высокий уровень обобщения и вследствие чего являющееся родовым по отношению к другим понятиям?
1. Дефиниция.
2. Парадигма.
3. Категория.
Задание 7
О каком понятии идет речь в данном определении: «Объективная, необходимая, общая и устойчивая связь государственно-правовых явлений между собой и с другими социальными явлениями, связь, которая воплощает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства»?
1. Закономерность.
2. Понятие.
3. Принцип.
Задание 8
Чем наука «Теория государства и права» отличается от соответствующей учебной дисциплины?
1. Наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина – только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции.
2. Наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина – только свой предмет.
3. К науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а
к учебной дисциплине – только то, что уже познано.
Задание 9
В чем состоит отличие теории государства и права от отраслевых юридических наук?
1. Каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория государства и права – предметы всех отраслевых наук.
2. Отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория государства и права – все законодательство в целом.
3. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки – конкретные закономерности данной отрасли права.
Задание 10
Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право – «а», хозяйственное право – «б», теория государства и права – «в», уголовное право – «г», криминалистика – «д», международное частное право – «е», история политических и правовых учений – «ж», судебная бухгалтерия – «з», история государства и права – «и», гражданское право – «к», международное публичное право – «л», административное право – «м», природоохранительное право – «н»?
1. Историко-теоретические.
2. Межотраслевые.
3. Отраслевые.
4. Прикладные.
5. Международные.
Задание 11
Какой наукой по отношению к другим юридическим наукам является теория государства и права?
1. Прикладной, конкретной, производной.
2. Фундаментальной, абстрактной, методологической.
3. Специальной, частной, практической.
Задание 12
Кто из теоретиков государства и права внес наиболее существенный вклад в исследование предмета теории государства и права?
1. П. Е. Недбайло, А. М. Васильев, Д. А. Керимов.
2. С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, В. М. Баранов.
3. В. В. Лазарев, Т. Н. Радько, В. Н. Карташов.
Задание 13
Какие функции выполняет наука «Теория государства и права»?
1. Регулятивную и охранительную.
2. Воспитательную, компенсационную и политическую.
3. Познавательную, интеграционную и методологическую.
Задание 14
Каково соотношение объекта и предмета теории государства и права как науки?
1. Предмет включает в себя объект.
2. Предмет является частью, стороной объекта.
3. Объект и предмет тождественны друг другу.
Задание 15
К какому понятию относится данное определение: «Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них»?
1. Методология.
2. Концепция.
3. Парадигма.
Задание 16
Как соотносятся предмет и метод теории государства и права?
1. Предмет определяет методы его исследования.
2. Методы определяет исследователь, независимо от предмета исследования.
3. Предмет и метод существуют независимо друг от друга.
Задание 17
Какое из перечисленных определений соответствует понятию «специальные научные методы»?
1. Методы, которые используются во всех конкретных науках.
2. Методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках.
3. Методы, разработанные конкретными науками и используемые для познания государственно-правовых явлений.
Задание 18
Определите, какие из перечисленных методов (диалектика – «а», анкетирование – «б», наблюдение – «в», синтез – «г», правовой эксперимент – «д», исторический и логический – «е», статистический – «ж», системный – «з», функциональный – «и», правового прогнозирования – «к», опрос – «л», интервьюирование – «м», абстрактное и конкретное – «н», анализ – «о», математический – «п», кибернетический – «р», контент-анализ – «с», сравнительного правоведения – «т») относятся к:
1. Общенаучным.
2. Специальным.
3. Частно-научным.
Задание 19
Каковы требования диалектического метода познания?
1. Изучать явления в неразрывной связи с другими общественными явлениями (экономикой, политикой и т. п.).
2. Изучать явления в развитии, конкретно исторически.
3. Вышеперечисленные, плюс то, что критерием истинного научного познания является общественная практика.
Задание 20
Какой из методов плодотворно применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?
1. Статистический метод.
2. Метод сравнительного правоведения (правовой компаративистики).
3. Кибернетический метод.
Задание 21
Для чего необходим правовой эксперимент?
1. Для развития юридической науки.
2. Для того, чтобы определить эффективность нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства.
3. Для совершенствования правоприменительной деятельности.
Задание 22
Определите, какие методы относятся к конкретно-социологическим?
1. Опрос, анкетирование, интервьюирование.
2. Анализ, синтез, диалектика.
3. Диалектика, сравнение, эксперимент.
Задание 23
Кто из ученых-юристов специально занимался исследованием методов правовой науки?
1. В. П. Сальников, П. П. Баранов, В. Н. Кудрявцев.
2. В. П. Казимирчук, В. М. Сырых, В. В. Лапаева.
3. П. М. Рабинович, И. С. Самощенко, М. Х. Фарукшин.
Тема 2. Происхождение права и государства
Задание 1
К какому понятию относится следующее определение: «Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия»?
1. Социальные нормы.
2. Власть.
3. Регулирование.
Задание 2
Какие признаки характеризуют род?
1. Основан на кровном родстве.
2. Его члены ведут совместное хозяйство.
3. Общность людей, проживающих на определенной территории.
4. Все вышеперечисленные, плюс наличие общей собственности.
Задание 3
Каковы особенности власти в первобытном обществе?
1. Принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, опиралась на авторитет, уважение, обычаи.
2. Принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение социальных структур.
3. Осуществлялась особой группой людей, не принимавших участия
в хозяйственной деятельности рода.
Задание 4
Что такое «неолитическая революция»?
1. Переход общества от присваивающей экономики к производящей.
2. Одно из общественных разделений труда.
3. Переход от первобытного к государственно-организованному обществу.
Задание 5
Каким понятием обозначается правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку?
1. Право.
2. Обычай.
3. Нравы.
Задание 6
В каком обществе социальные отношения регулируют «мононормы»?
1. В рабовладельческом.
2. В феодальном.
3. В первобытном.
Задание 7
Каковы особенности нормативной регуляции первобытного общества?
1. Преобладание запретов, неразделенность прав и обязанностей.
2. Отсутствие обеспечивающего исполнение норм особого механизма принуждения, отделенного от общества.
3. Все перечисленное выше, плюс основная форма закрепления – обычай.
Задание 8
Какие социальные нормы регулировали общественные отношения
в первобытном обществе?
1. Обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы и табу.
2. Обычаи, нормы права, нормы морали.
3. Политические, экономические, религиозные, нравственные нормы.
Задание 9
Чем являются социальные нормы первобытного общества?
1. Мононормами, так как в то время не существовало дифференциации социальных норм.
2. Архаическим типом права, потому что социальные нормы того времени делились на нормы обычаев, табу, религиозные нормы.
3. Мононормами архаического типа права, поскольку мононормы и составляли право того времени.
Задание 10
Почему социальные нормы первобытного общества называют мононормами?
1. Все нормы того периода совпадали по содержанию.
2. Была только одна социальная норма.
3. В тот период времени не было норм права.
Задание 11
Каковы основные способы образования права в первобытном обществе?
1. Толкование и правотворчество.
2. Санкционирование и правотворчество.
3. Систематизация и санкционирование.
Задание 12
Чем право отличается от социальных норм первобытного общества?
1. Общеобязательной нормативностью, формальной определенностью.
2. Институционностью, обеспеченностью государственным принуждением.
3. Всем перечисленным выше, плюс различимостью прав и обязанностей.
Задание 13
Между кем заключается общественный договор согласно договорной теории происхождения государства и права?
1. Господствующими классами.
2. Всеми социальными группами
3. Членами общества, людьми.
Задание 14
Какие факторы являются определяющими для возникновения государства в соответствии с теорией насилия?
1. Социально-экономические.
2. Культурно-воспитательные.
3. Военно-политические.
Задание 15
Как называется социальное образование первобытного общества, оформившееся впоследствии в государство?
1. Протогосударство.
2. Государство переходного типа.
3. Первобытнообщинный строй.
Задание 16
На познании действия каких закономерностей основывается классовая теория происхождения государства и права?
1. Человеческой психики.
2. Социально-экономических.
3. Вышеперечисленных, плюс закономерностей хозяйственной обработки земель.
Задание 17
Что повлияло на образование норм права и переход к ним от иных социальных норм?
1. Темп общественного развития и экономического роста.
2. Типизация и распространение социально значимых ситуаций.
3. Все вышеперечисленное, плюс необходимость в механизме принуждения, способного обеспечить исполнение норм.
Задание 18
Назовите представителей «договорной теории» происхождения государства и права.
1. Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев.
2. Фома Аквинский, Маритэн.
3. Гумплович, Дюринг, Каутский.
Задание 19
Кто из перечисленных авторов развивал «психологическую теорию» происхождения государства и права?
1. Петражицкий, Фрезер, Тард.
2. Гроций, Гоббс.
3. Аристотель, Фильмер.
Задание 20
Какую теорию происхождения права развивали Гумплович, Дюринг, Каутский?
1. Патриархальную теорию.
2. Теорию насилия.
3. Психологическую теорию.
Задание 21
Какую теорию происхождения государства и права разрабатывали Аристотель, Фильмер, Михайловский?
1. Классовую.
2. Теологическую.
3. Патриархальную.
Задание 22
Из какой социальной группы произошло государство в соответствии с патриархальной теорией?
1. Трудового коллектива.
2. Семьи.
3. Совета старейшин.
Задание 23
Назовите представителей «классовой теории» происхождения государства и права.
1. Макиавелли, Гамильтон.
2. Маркс, Энгельс, Ленин.
3. Михайловский, Бакунин.
Задание 24
Какую теорию происхождения государства и права отстаивали Фома Аквинский и Маритэн?
1. Ирригационную.
2. Естественно-правовую (естественного права).
3. Теологическую.
Задание 25
Назовите российского ученого – юриста, который в ряде своих научных работ развивал современный подход к исследованию вопросов происхождения государства и права с учетом достижений археологии и этнографии.
1. А. Б. Венгеров.
2. В. В. Лазарев.
3. А. И. Экимов.