Вопрос: PR в политической сфере
Политический пиар — это специализированная деятельность субъектов политики, направленная на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки.
PR-деятельность в рамках избирательных кампаний является по сути одним из средств достижения основной цели предвыборной борьбы, а именно привлечение на свою сторону как можно большего числа избирателей. Субъектами политического PR могут выступать любые субъекты политики – политические партии, властные структуры, политические деятели, лидеры и т.п.
Основными заказчиками работы в этой области выступают политические деятели, поэтому цель PR для политики - увеличение электората того или иного политика.
Для политических партий и общественно-политических движений взаимодействие с общественностью так же важно, как и для органов государственной власти и муниципального управления. В большинстве политических партий и общественно-политических движений создаются и функционируют специальные службы PR, а там, где их нет (однако даже в России, такое случается крайне редко), функции PR выполняются лидерами этих политических движений и их аппаратом.
Деятельность служб PR в политической сфере:
· они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, с другими субъектами политического процесса, а также их службами ПР.
· информируют общественность о политической позиции государства, той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений
· осуществляют социально-политический мониторинг, иными словами, изучают общественное мнение, расстановку политических сил, социально-политические процессы и политическую конъюнктуру.
· отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления - прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствия принимаемых решений и проводимых акций.
· обеспечивают субъект политики аналитической информацией, в том числе, и рекомендациями по поводу предпочтительности тех или иных форм коммуникации, а также собственно содержания передаваемой информации.
· формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров, защищают имидж и осуществляют контрпропагандистские акции.
Деятельность PR-служб в политических партиях и общественно-политических организациях имеет и свою специфику:
· PR-службы политических партий по сравнению с государственными PR-службами имеют меньший масштаб деятельности. Меньшие масштабы деятельности вызваны тем, что у политических партий более ограниченны финансовые, материальные и организационные ресурсы.
· Деятельность политических партий в сфере PR нередко имеет характер пропаганды, так как она направлена на определенные слои населения, электорат партии. Политические партии стремятся удержать в орбите своего влияния свою социальную группу. Государственные органы в этом отношении должны быть менее политизированы, избегать агитации и пропаганды в пользу той или иной политической группировки.
· Политические партии вынуждены быть динамичными и быстро реагировать на изменения в обществе, так как, как правило, действуют в условиях сильной конкуренции со стороны других партий. Сила и преимущества политических партий заключаются в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки государственных органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок.
12 вопрос: государственный PR (цель, задачи)
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. Государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.
Так что к основным функциональным задачам PR в системе государственного управления можно отнести:
· участие в демократизации государственного управления
· содействие становлению гражданского общества
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб PR: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного PR обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Доверие и понимание общественности могут достигаться только при условии, что государственные органы сами направлены на предельно допустимое доведение до общества правдивой информации о своих действиях и принимаемых решениях, а также положении в стране.
PR-структуры государственной власти преследуют конкретные цели:
· обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе
· обеспечение связей с гражданами и их объединениями
· помощь сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и осуществлении программ решений; содействии в выполнении законодательства
· способствование становлению институтов гражданского общества.
Для достижения целей службы связей призваны выполнять ряд функций:
· нахождение контактов с гражданами и организациями, их расширение и поддержание
· изучение общественного мнения и доведение до общественности информации о сущности принимаемых решений
· анализ общественного мнения на действия должностных лиц и органов власти
· снабжение органов власти прогнозными аналитическими разработками
· формирование положительного имиджа власти и должностных лиц
В ходе выполнения вышеперечисленных функций PR-структуры в государственной власти занимаются:
· своевременным распространением через информационные агентства (печать, радио, телевидение) заявлений, пресс-релизов и иных материалов, которые призваны разъяснить деятельность государственных органов;
· освещением через средства массовой информации деятельности государственных органов при осуществлении реформ в кризисных ситуациях
· проведением и организацией пресс-конференций, брифингов и встреч с отечественными и зарубежными журналистами, подготовкой материалов для печати
· подготовкой фото- и печатных материалов, отображающих деятельность органов юстиции
· организацией и проведением выступлений руководителей на радио, телевидении, освещением в печати существующих проблем
· аккредитацией корреспондентов
· развитием информационных связей с пресс-службами иных органов власти и министерств других государств
· подготовкой документов об учредительской деятельности государственного органа, оказанием помощи в издании журналов и газет
· анализом сообщений в СМИ
13 вопрос: государственный PR (федеральный, региональный, местный уровни)
Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR-структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером. На местном уровне в настоящее время довольно редко встречается полноценная, с четко определенными целями, задачами и функциями PR-структура, ее функцию обычно выполняют руководящие должностные лица и их заместители. Более того, PR-структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным и тем более местным, кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR-структуры федерального уровня - это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного или местного уровней.
Наиболее развитым институтом на федеральном уровне является PR-структура Президента РФ.
Функции, реализуемые ею:
· Изучение общественного мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, о деятельности федеральных органов
· Подготовка аналитических и пропагандистских материалов для СМИ, предложений о работе со СМИ
· Координация пресс-служб федеральных органов
· Организация работы со СМИ
· Реализация информационной политики государства
· Организация приема граждан в соответствующих подразделениях
· Обеспечение централизованного учета обращений граждан
· Создание на основе обращений граждан информационного фонда
· Осуществление контроля за выполнения поручений по обращениям граждан
· Извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений
· Протокольно - организационное обеспечение международных контактов и рабочих встреч Президенте, его супруги, главы его администрации
· Организация и координация деятельности по протокольному и организационному обеспечению визитов в РФ и визитов Президента за рубеж
· Консультирование по вопросам протокола
· Обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, общественными и религиозными объединениями, депутатами ГД ФС
· Информирование Президента об основных процессах в общественно-политической жизни и др.
Для эффективной деятельности PR-структуры Президента необходимо претворять в жизнь выработанную и согласованную с основными группами общественности политическую стратегию, включающую в себя подробное описание приоритетов России в экономических, политических, социальных вопросах.
Основная проблема, сказывающаяся на эффективности, связана с принятием решений национального характера на президентском уровне без участия представителей различных кругов, что вызвано многопартийной структурой общества, находящегося в состоянии постоянного кризиса. Поэтому любое президентское решение необходимо представлять слишком разнородной общественности, что увеличивает степень общественного резонанса на данное решение. Поэтому на сегодняшней день PR-структуры заняты снижением степени этого резонанса, чем информационной поддержкой политической стратегии, которой на сегодняшний день практически не существует.
Политическая стратегия рассматривается не как набор отдельных мероприятий, которые необходимо реализовать, а долгосрочный курс действий, выработка приоритетных направлений деятельности органов государственного управления, который можно корректировать в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Особенности федерального уровня:
Основной особенностью федерального уровня является мощный законодательный аппарат, регулирующий деятельность органов государственного управления. Законодательная база связей с общественностью в сфере государственного управления довольно развита, что объясняется необходимостью контролировать влияние государственных органов на инструменты взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется взаимоотношениям со СМИ. Риск использования СМИ в качестве средства манипуляции государственными органами велик, так как они придерживаются установки: "кто контролирует СМИ - тот управляет миром". Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ.
На федеральном уровне закон регулирует следующие аспекты взаимодействия органов государственного управления с масс-медиа:
· Аудио- и видеозапись (пресс-службы федеральных органов ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента)
· Обязательные программы (распространение обращений и заявлений)
· Информационные программы
· Информационно-просветительские программы
· Реклама
Тот факт, что взаимоотношения органов федерального уровня предусматривает бесплатное распространение общественно значимых мероприятий, связан с необходимостью донесения до общественности решений и действий. Если бы отношения строились на коммерческой основе, то это привело бы к поиску дополнительных внебюджетных источников, отразилось бы на объективности передаваемой информации или привело бы к отсутствию или недостаточному информационному обеспечению общегосударственных событий и решений.
Специфика субъектного уровня:
Во многом организация работы PR-структур на субъектном уровне дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах деятельности. Государственные органы субъектного уровня могут также являться учредителями государственных региональных СМИ. Кроме того, что работа государственных структур субъектного уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также регулируется и региональными законами и постановлениями.
Создание PR-отделов в законодательных и исполнительных органах субъектного уровня основывается на стадии развития соответствующей республики, края, области и пр., обладание необходимыми ресурсами, степенью поддержки центром и заинтересованностью общественности в функционировании подобной структуры.
Во многих регионах PR-отделы создаются лишь на периоды выборов. В последнее время специалисты отмечают тенденцию, состоящую в том, что региональные государственные органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR -агентствами, что объясняется краткосрочным характером целей, которые преследуются региональной властью.
Довольно часто региональные государственные органы сталкиваются с проблемами в построении взаимоотношений со СМИ и общественностью. Проблемы возникают из-за отсутствия профессионалов в PR-области, желанием региональных властей навязывать собственную линию поведения и контролировать все сферы массовых коммуникаций.
Местный уровень
На уровне муниципального управления основной характеристикой работы по связям с общественностью является высокая степень ответственности местной власти перед жителями. Решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения выступают не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др.