Европа в начале Нового времени. Основные направления развития.
Великие географические открытия.
Рассматриваемый период, охватывающий XVI и XVII вв., занимает особое место в общем ходе мирового исторического развития. Это время смены эпох, время перехода от обветшалых средневековых форм жизни европейских государств к новым, отвечающим вызовам времени. Разложение феодальных обществ и формирование в них элементов раннего капитализма составляло суть этих изменений. Развитие торговых связей, географические открытия, расцвет культуры Возрождения, Реформация стимулировали процессы политического, социально-экономического и духовного обновления европейских государств и внесли важные коррективы в темпы их развития.
К началу XVI в. в западноевропейских средневековых обществах произошел целый ряд экономико-технологических сдвигов, которые существенно изменили динамику их развития. Великие изобретения того времени (компас, подзорная труба, кормовой руль, хронометр, каравелла и пр.) и последующие усовершенствования их на практике, позволили европейцам совершить успешные плавания по всем морям и океанам.
Пальма первенства в открытии новых земель бесспорно принадлежит Португалии, которая в XV в. уже имела свой флот, и стремилась самостоятельно найти путь в Индию, минуя Средиземное море. Новых торговых путей искала и Испания, которая оказалась отрезанной от наезженных средиземноморских дорог, сначала итальянцами, а затем турками, разгромившими Византию. Власть, представители торгового капитала, обедневшие слои дворянства были заняты решением проблемы обогащения, для удержания своих позиций в обществе. Морские экспедиции – дело рискованное, но удачный исход сулил баснословные прибыли. Открытия Христофора Колумба (1492 г. – открытие Америки), Васко да Гамы, Америго Веспуччи, Фернандо Магеллана и других первопроходцев не только оправдали надежды, но открыли новые пути для развития европейской цивилизации. Открытие Америки, западного пути в Индию, Австралии, Тасмании, Новой Зеландии, многочисленных островов расширили представления о географии, стимулировали развитие важных областей знания (биологии, ботаники, географии, этнографии и др.).
Осуществив великие географические открытия, Западная Европа получила превосходство на целые столетия. Благодаря освоенным морским путям оживилась торговля, появились новые рынки сбыта европейских изделий. В открытых европейцами землях оказалось огромное количество драгоценных металлов, дешевой рабочей силы и других природных богатств. Торговля стала приобретать мировой характер, ускорились процессы первоначального накопления капитала в европейских странах.
За внешне благополучной лицевой стороной открытий скрывалась чудовищная по своим последствиям колонизация, с вымиранием целых народов, уничтожением древних культур, нарушением эволюционного развития целых континентов. Капиталистический молох собрал жатву и на землях первооткрывателей: началась деформация феодальных структур, отразившаяся на всех формах жизни средневекового европейца.
Влияние Ренессанса.
Цивилизационный рывок Западной Европы был вызван появлением человека с новым мышлением. Высвобождению творческой энергии личности способствовала гуманистическая культура Возрождения (Ренессанса) (в Италии — XIV-XVI вв., в других странах — конец XV-XVI вв.) с ее духом нарождающейся буржуазии. Носителями новых взглядов стали представители городских слоев - поэты, филологи, философы, художники. Они выступили против монопольного контроля католической церкви над деятельностью человека и его мировоззрением. Были подвергнуты рационалистической (с позиций логики и разума) критике церковные догмы и тексты Священного писания. Рациональный метод мышления стал доминировать над схоластикой. Десакрализация многих сфер жизнедеятельности человека дала толчок для его духовного обновления. Культура Возрождения отразила особенности исторического развития каждой страны, ее сила воздействия на общество зависела от национальных традиций и уровня зрелости буржуазных отношений.
Реформация.
Перестройка мышления и деятельности человека ускорила процесс реформирования римско-католической церкви, находившейся в глубоком кризисе. Высшие иерархи католической церкви во главе с папой претендовали на политическую гегемонии в христианском мире, стремились подчинить себе всю светскую жизнь. Церковь открыто вмешивалась в дела европейских государств и тем вызывала недовольство монархов, крупных светских феодалов и многочисленных слоев зарождающейся буржуазии. Простой люд требовал преобразования порядков, санкционированных папой (продажа индульгенций).
Начавшаяся в 1517 г. Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы, вобрав в себя широкие религиозные и социально-политические движения. Отражая настроения различных слоев общества, Реформация способствовала становлению раннебуржуазной общественной мысли и привела к появлению протестантизма.
Крупнейшие теоретики Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли) создали учения, отвечающие новым тенденциям общественного развития. Центральным принципом новых религиозных доктрин Реформации стало учение о непосредственной связи человека с Богом на основе внутреннего божьего дара – веры. Новые реформационные концепции сокрушили основные теоретические представления, считавшиеся ранее незыблемыми, и дали новые образцы протестантской морали и этики. Они могли быть жесткими, оправдывающими колониальное рабство и эксплуатацию (кальвинизм), мягкими, проповедующими отмену ростовщического процента, призывающими к соблюдению в быту регламентированных норм поведения (цвинглианство), умеренно-бюргерскими, отстаивающими идею покорности светским властям (лютеранство).
В каждой из стран реформационные процессы имели свои особенности, в конечном итоге закончившиеся победой или поражением. При активном участии королевской власти совершилась реформация в тюдоровской Англии и странах Северной Европы. В немецких землях, в северной части Нидерландов образование национальных церквей происходило в потоке массового народного движения. В длительной борьбе с гугенотами (протестантами) одержала верх центральная власть Франции. Испания и Португалия остались в лоне католической церкви, практически не затронутые реформационными движениями.
Ожесточенная полемика с римской церковью была усилена классовой борьбой. В Германии началась Крестьянская война (1524-1526 гг.) под антифеодальными лозунгами (отмена крепостного состояния, возвращение захваченных феодалами общинных земель, уравнительное распределение). Народные мятежи охватили огромные территории в Западной Европе. Однако политическая незрелость крестьянских движений привела к их поражению. До середины XVII в. в Западной Европе не стихали междоусобные войны в отдельных странах и международные религиозные войны, закончившиеся в 1648 г. подписанием Вестфальского мира.
«Духовная революция», которая была осуществлена Реформацией, открыла новое русло в развитии постсредневековых обществ, придала динамизм и жизненную силу европейской цивилизации.
Экономика.
Освоение новых территорий стимулировало развитие промышленности и торговли европейских стран, способствовало возникновению новых форм обращения финансового капитала, ускорило формирование внутренних и общеевропейских рынков, положило начало складыванию мирового рынка. В XVI - XVII вв. Европа переживала последнюю стадию доиндустриального аграрного развития, завершившуюся с началом промышленной революции в Англии в XVIII в.
Ведущим фактором экономического развития стало зарождение раннекапиталистического уклада. Раньше, чем в других западноевропейских странах, элементы раннего капитализма появились в Италии, уже в XIV-XV вв. Бурно развивался капиталистический уклад в экономике Англии XVI столетия, в отдельных отраслях производства Франции. Динамично развивалась экономика в Нидерландах, постепенно укреплялись элементы капиталистического производства в Германии и странах Скандинавии. Благоприятной была экономическая конъюнктура в Испании и Португалии.
Новый уклад возник не только в городе, но и в деревне, где исчезало крепостничество, а отношения между основными сословиями приобретали вид денежной ренты. Деревня вошла в полосу первоначального накопления. В разных странах этот процесс принял своеобразные формы. В Англии это время насильственного обезземеливания крестьянства, получившее название огораживаний. Землевладельцы сгоняли крестьян с земли. Пахотные земли превращались в пастбища для овец, так как итальянские мануфактуры охотно закупали английскую шерсть и шерстяные ткани. Овцы паслись на огороженных участках. Огораживания разрушали феодальную деревню, разорили ее жителей, которые пополняли рынок свободной рабочей силы в городах. В Англии говорили, что «овцы съели людей». Во Франции обезземеливание крестьян начиналось с долгового закабаления и сопутствующих процессов дифференциации сельского населения. Земля переходила в руки городских и деревенских предпринимателей. В Скандинавии общинные земли крестьян стали объектом присвоения и раздач королевской власти, что привело к уменьшению крестьянских земельных владений и сгону их с земли.
Тем не менее, сельское хозяйство к началу XVIII в. все еще составляло основу существования европейских жителей, примерно 70% населения Западной Европы все еще было занято в аграрном секторе.[32]
Быстрому развитию промышленности способствовали:
- рост товарности земледелия,
- подъем городов и колониальной торговли,
- специализация производства,
- внедрение технических приспособлений для повышения производительности труда.
В XIV в. в городах Италии появились первые мануфактуры. Во Флоренции возникли шерстоткацкие и сукнодельческие мануфактуры, на которых работали чомпи - чесальщики шерсти и другие наёмные рабочие. В 1345 г. во Флоренции произошла первая в истории забастовка наёмных рабочих, которая была подавлена. В Венеции и Генуе работали судостроительные мануфактуры. Мануфактурное производство было свободно от ограничений и регламентов, характерных для цеховой организации.
Слово «мануфактура» можно перевести как «сделанное руками». В европейской и российской истории мануфактура – это форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике. Мануфактуры сыграли важную роль в развитии экономики ряда стран. Мануфактура предшествовала крупной машинной индустрии.
Королевская власть проводила активную экономическую политику, стремясь пополнить казну. Важными рычагами влияния становятся налоговая политика и протекционизм. Покровительство национальному производству и торговле выражалось в величине таможенных пошлин, в поощрении предпринимательства (выдаче специальных разрешений на монопольную торговлю, защите экономических интересов на дипломатическом уровне). Английская королева Елизавета I не только добивалась льгот на торговлю, например, с Московией, но и сама была пайщицей многих торговых компаний.
Особое внимание власти уделяли городам, как центрам промышленности и торговли. Городские жители являлись носителями новых складывающихся форм жизни общества, были самой динамичной группой населения доиндустриальной Европы. Города определяли экономическую конъюнктуру, давали высокую собираемость налогов и нуждались в королевской поддержке (указы о торговых преимуществах местных бюргеров и ограничениях для иностранцев). Политика меркантилизма (поощрения торговли) стала определяющей по отношению к капиталистическим элементам.
Развитие раннекапиталистического уклада в экономиках европейских стран носило неравномерный характер. Новый уклад существовал наряду с феодальными отношениями. Важную роль в утверждении нового уклада играли географический и демографический факторы, особенности территориально-политического объединения и государственной централизации, колониальные приобретения и процессы Реформации.
Социальная структура.
Рассматриваемый период отмечен непрерывным ростом населения европейских стран. К началу XVI в. плотность населения в Англии и Франции в три раза превышала плотность населения во всей Европе. Самой населенной страной была Франция, в ней проживало около 15 млн. человек. Самой высокой плотностью населения отличались Нидерланды, в них насчитывалось 300 городов и 6500 деревень. Выросли роль и значение европейских городов, как центров развития буржуазных отношений, ускорились процессы урбанизации.
Новый вид приобрела социальная структура переходного общества. Феодальное сословие стало дробиться под воздействием экономических новаций. Приспособление к новым условиям привело к переориентации прежних ценностных установок. Класс крупных держателей земли сузился. Обедневшие представители дворянства искали успеха в колониальных завоеваниях, поступали на службу в королевскую армию или в госаппарат, искали способы экономического возрождения своих хозяйств, налаживали связи с предпринимательской средой.
Социальная дифференциация затронула крестьянство и городскую среду (бюргерство). Согнанные с земли крестьяне, лишенные средств производства ремесленники пополняли армию наемного труда, в то время как наиболее удачливые зажиточные крестьяне и цеховая элита в городах удерживали свои позиции на верхних этажах иерархической лестницы.
Особую прослойку составляла образованная часть городского общества и так называемые люди свободных профессий: художники, врачи, юристы, преподаватели высших школ, студенты. Каждый потревоженный переменами промежуточный слой искал способы занять свою нишу в подвижных структурах меняющегося общества.
Абсолютизм.
Разложение феодализма и развитие капиталистических отношений повлекло за собой перестройку политической системы и государственного управления. В XVI в. сословную монархию в Европе меняет абсолютизм. Прежние сословно-представительные учреждения, выросшие в условиях «собирания земель», отвечали потребностям процесса территориально-политического объединения. На новом этапе развития европейского общества идея сильной королевской власти становится доминирующей. Король воспринимается как национальный лидер в борьбе с внешними врагами, как высший носитель законности и справедливости в обществе, как олицетворение спокойствия и порядка.
В разных странах утверждение абсолютизма и сохранение сословно-представительных органов имело свои особенности. В Англии и Испании органы сословного представительства стали послушным орудием в руках власти. Английский парламент вотировал налоги по требованию короны и участвовал в законодательной деятельности. Испанский король распустил кортесы и приглашал на их очередные сессии только депутатов от городов для утверждения налогов и организации их сбора. Генеральные штаты во Франции как сословный орган перестали существовать, не приспособившись к новым стандартам политической жизни.
Реформация связала с королевской властью интересы духовной и светской аристократии. Развитие новых экономических структур укрепило материальную независимость короны, т.к. покровительство «третьему сословию» наполняло казну. Стал формироваться новый тип государственной политики, проявившийся в установлении практически неограниченного личного правления монарха. Обновленная власть, умело опираясь на жизнеспособные слои общества, используя их заинтересованность и играя на противоречиях, сосредоточила в своих руках такие вновь созданные инструменты государственного влияния как бюрократический аппарат управления, армию, финансы. Это помогло ей распространить свой контроль на все сферы жизни общества.
Общей тенденцией монархической власти было ее стремление к централизации и регламентации всех уровней государственного управления, к подчинению всех частей государства центральной власти. Полное единство направляющего центра скреплялось соединенными в королевской руке законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Такой тип управления получил название абсолютной монархии. Стремление абсолютизма к централизации способствовало процессу становления современных наций в постсредневековых европейских обществах. В рамках создающегося национального государства абсолютизм нес в себе прогрессивные черты, отвечая жизненным потребностям общества в национальной защите.
В процессе укрепления капиталистического уклада в национальной экономике абсолютизм утрачивал свои прогрессивные свойства и становился препятствием для развития капитализма. В Англии абсолютизм был уничтожен в ходе буржуазной революции в середине XVII в. В странах, где развитие буржуазных отношений было замедленным или сильно отставало, он получил черты деспотии, как в Испании. В Новое время в ряде европейских стран феодально-абсолютистская монархия приобрела черты буржуазно-помещичьей (раздробленная Германия, Россия).
Новое время в Европе.
Капитализм и модернизация.
В Новое время Западная Европа вступила в эпоху цивилизационной революции, суть которой состояла в переходе от традиционного, аграрного общества к индустриальному, капиталистическому. Разрушение устоев традиционного общества получило название модернизации. Модернизация включила в себя разнообразные процессы, направленные на изменение социально-политической, экономической и духовной жизни общества в соответствии с требованиями новой эпохи.
Существуют разные точки зрения на хронологические грани Нового времени. Обычно историки связывают его наступление с событиями Английской революции середины XVII в. Революция нанесла решающий удар по феодализму и превратила Англию в самую передовую страну на европейском континенте.
В Новое время стала формироваться индустриальная цивилизация. Ее становление проявило себя в «ураганной» урбанизации (увеличении доли городского населения), в нарастающем техническом совершенствовании производства, в революционных сдвигах в области научного знания, в демократизации политических структур, в обмирщении (или секуляризации) сознания и развитии атеизма. Будущее той или иной страны зависело от того, насколько ее цивилизационный уровень соответствовал предстоящим изменениям.
В Голландии, Англии и Франции сложились наиболее благоприятные условия для модернизации. Испании, Германии, Италии, странам Северной Европы был присущ более медленный темп развития. Во многом неравномерность развития объяснялась особенностями, свойственными тем или иным странам. В Англии деревня капитализировалась сумасшедшими темпами. Под давлением огораживаний шел динамичный процесс социального расслоения, складывался класс предпринимателей, развивалось сукноделие, как основа будущего промышленного рывка. После победы революции государственные структуры были модернизированы в соответствии с требованиями времени. Конституционная монархия, в которой власть сосредотачивалась в основном в руках парламента, Билль о правах (1689), распространение буржуазных свобод открыли буржуазии доступ к политической власти, т.е. к непосредственному управлению обществом. Благоприятные возможности для развития капитализма были созданы в Голландии, где в 1581 г. в результате национально-освободительного движения были заложены основы нового государства – Республики соединенных провинций, были проведены реформы бюрократического аппарата, протестантизм (кальвинизм) стал официальной религией. В XVII в. Голландия стала международным финансовым центром, с развитыми банковскими и биржевыми структурами. Развитие капитализма во Франции не было таким динамичным как в Англии и Голландии и стимулировалось государственной политикой меркантилизма. Под покровительством абсолютизма создавались крупные мануфактуры, развивались торговые компании и способствовавшее им судостроение.
Протестантская этика.
Ведущее значение для распространения буржуазных норм жизни имело мировоззренческое начало. Отмечено, что в странах, где победила протестантская революция, общество модернизировалось быстрее. Протестантская этика (система новых моральных и мировоззренческих принципов) ориентировала на новый тип отношений между людьми, новое отношение к труду, религии, семье. Формировался тип человека, способный преобразовать прежний мир, принять новые ценности. Добросовестный труд, бережливость, честность, расчетливость вопреки лени, праздности, удовольствиям, безволию. Человек ориентировался на свои силы, брал ответственность на себя, «создавал себя сам», что способствовало подъему присущего капитализму предпринимательского духа и, в конечном счете, процветанию общества.