Общественное движение: декабристы, западники и славянофилы
Отказ Александра I от реформ, консерватизм,присущий его внутренней политике после 1815 г., обусловили появление в обществе радикально настроенных групп. Возмущение вызывала также жандармская роль русского царизма в Европе, являвшегося вдохновителем расправы с восставшими в Испании и Италии. В России зародился революционный либерализм. Его сторонники развивали идеи насильственного свержения власти царя и установления демократической формы правления.
Приверженцами революционных идей стали представители дворянской интеллигенции, прежде всего офицеры — участники Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Пребывание в Европе позволило им убедиться в преимуществах общественного и политического строя европейских государств, свободных от ига крепостничества и самодержавия. В истории России они известны как декабристы — по названию месяца их выступления против царизма.
В 1816-1820 гг. деятельность «Союза спасения» и «Союза благоденствия» имела полулегальный характер. Эти общества ставили перед собой мирные задачи повышения нравственности в делах управления государством и просвещения общества. Они занимались просветительской и благотворительной деятельностью, обсуждали варианты политических и социальных реформ.
В 1821 г. создалась угроза ареста членов «Союза благоденствия» и было принято решение о прекращении деятельности общества. Несколько позднее на его основе образовались Северное и Южное общества, а затем и Общество соединенных славян.
Во главе Северного общества в Петербурге стояли Н. М. Муравьев, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, поэт К. Ф. Рылеев. В программе Северного общества — «Конституции», составленной Н. М. Муравьевым, предполагалась отмена самодержавной власти царя и крепостного права. Россия должна была стать конституционной монархиейс императором во главе исполнительной власти и двухпалатным Народным вечем.Страна превращалась в федерацию14 держав и двух областей с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властью. Чтобы избирать и быть избранным, надо было обладать значительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали по 2 десятины земли на двор.
Гораздо более радикальной была программа Южного общества, центр которого находился на Украине. Во главе него стояли П. И. Пестель, С. Г. Волконский, С И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин. Автором программы Южного общества – «Русской правды» – был П. И. Пестель. По этой программе первой целью революцииявлялось создание революционного правительства с диктаторской властью, немедленное упразднение крепостного права и сословного строя, установление равенства граждан перед законом. В России провозглашалась республикас всеобщим избирательным правом для мужчин. Пестель выступал за единое российское государство. Только Польша выделялась в самостоятельное государство. Верховным законодательным органом становилось Народное вече,правительством –Державная дума. Крестьяне получали землю в двух формах: коллективной (неотчуждаемой) и частной (отчуждаемой) собственности.
Характерным для декабристов было то, что они осознавали раскол между идеалами дворянства и крестьянства, опасались народного бунта и поэтому главную свою опору они видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцовых переворотов XVIII – начала XIX в.
Выступление планировалось на 1826 г., но неожиданная смерть Александра I в ноябре 1825 г. ускорила события.
13 декабря 1825 г. на последнем совещании членов Северного общества было решено вывести войска Петербургского гарнизона на Сенатскую площадь и принудить Сенат не присягать Николаю, а принять «Манифест к русскому народу» – программный документ декабристов. В нем провозглашалось уничтожение самодержавия, крепостного права, сословий, рекрутчины и военных поселений, введение широких демократических свобод.
Однако восстание 14 декабря 1825 г. закончилось поражением. Утром 14 декабря выяснилось, что Сенат уже присягнул новому императору – Николаю I, после чего все сенаторы разошлись, т. е. восставшие стояли перед опустевшим зданием. Узнав об этом, С. Т. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Николай I после попыток убедить восставших разойтись приказал открыть по ним артиллерийский огонь. Восстание было разгромлено.
Через две недели 29 декабря 1825 г. С. И. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка. К этому времени Г.И. Пестель и другие руководители Южного общества были арестованы. Хотя крестьяне поддерживали восставших, правительству удалось изолировать Черниговский полк, и через неделю восстание на юге было подавлено.
После подавления восстания в Петербурге и на юге начались аресты и следствие. Специально созданная комиссия определяла степень участия и вины каждого. В зависимости от этого выносился и приговор. Пятеро из восставших были казнены (П. И. Пестель, К. Ф Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол. М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский). Остальные были отправлены на каторжные работы, разжалованы в солдаты и сосланы в Сибирь.
Восстание декабристов стало значимым событием в русской истории: впервые были разработаны революционные программы и планы будущего устройства государства. Требования дворянских революционеров – отменить крепостное право, ликвидировать самодержавие, предоставить на-роду широкие демократические свободы – отражали насущные потребности России.
Общественное движение второй четверти XIX в. Несмотря на разгром декабристского движения и реакционную политику в сфере духовной культуры, общественная мысль в стране продолжала развиваться. Передовых людей волновали вопросы дальнейшей судьбы России: крепостное право, место страны в системе европейских держав, пути ее развития и т.д.
Общественное движение стало более демократичным. Впервые заговорили о возможном участии народа в предстоящих переменах; среди участников движения появляются люди разных сословий, прежде всего – разночинцы. Основной формой движения стали кружки, литературно-политические салоны. Большое общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.
Организации были немногочисленны, не имели определенных целей и методов. Их участники были в основном молодые люди, студенты.
К этому времени относится начало общественной деятельности В.Г. Белинского, А. И. Герцена. Наиболее яркой стала деятельность кружка Н. В.Станкевича (1831-1834). В этом кружке начали свою деятельность, ставшие извести впоследствии революционеры, демократы, либералы, ученые разной политической ориентации.
Общественное движение 1840-х гг.Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин.
Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной ее движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.Они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа. Славянофилы подвергали критике Петра I за насильственную европеизацию, которая привела к нарушению хода естественного развития России, породила крепостничество и социальные конфликты. В то же время славянофилы настаивали на ликвидации крепостного права, созыв Земского собора для определения пути дальнейшего развития, ответственности монарха перед подданными. Они отрицали революциюи радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под давлением общества по принципу царю – сила власти, народу – сила мнения.
Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, С. М. Соловьева, В. П. Боткина, В. Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Но в отличие от славянофилов, они видели корень бед в отставании России от Запада, развивающегося по универсальным законам истории. Для преодоления отставания России необходимо воспринять опыт и ценности Запада: либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества, конституционной монархии. По мнению западников, для дальнейшей модернизации страны крайне необходимы были: развитие рыночных отношений, предпринимательства, промышленности; отмена крепостного права; развитие образования и распространение научных знаний; основными методами своей деятельности они считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».
Революционная демократия. Особенностями революционной демократиикак идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единство мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.
Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.
Основоположником теории «русского социализма» выступил А. И. Герцен. Критикуя русскую действительность, А.И. Герцен считал, что России необходимо миновать капитализм и ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества – к социализму используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением.
Несмотря на реакцию, благодаря общественному движению в стране удалось сохранить внутреннюю свободу – независимость и свободомыслие духовной элиты.
Во второй четверти XIX в. происходило усложнение общественной мысли, появлялись самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику течения. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготовили интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России.
Общественное движение страны оказало значительное влияние на развитие отечественной культуры, и особенно литературы. С другой сто-роны, русская литература, берущая на себя функции негласного духовного парламента России, придала общественно-политическим идеям ху-дожественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.