Лекция 11. Конституционный статус Федерального Собрания РФ
Тип занятия: Информационная лекция.
1. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
2. Структура, порядок деятельности и компетенция Государственной Думы.
3. Структура, порядок деятельности и компетенция Совета Федерации.
4. Законодательный процесс.
5. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.
Краткое изложение материала
Федеральное собрание - парламент России является представительным и законодательным органом всего народа. Он избирается всеми совершеннолетними гражданами РФ путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания может быть избран гражданин России, достигший 21 г. и имеющий право участвовать в выборах.
В Совет Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума Федерального Собрания избирается сроком на 4 г. и состоит из 450 депутатов.
Деятельность Федерального Собрания регулируется Конституцией РФ и Регламентами, которые принимает каждая палата.
Регламент - свод процедурных правил проведения заседаний, собраний, слушаний (внутренний закон парламента).
Федеральное Собрание, как уже отмечено, состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура Федерального Собрания обеспечивает сочетание в деятельности представительного органа государственной власти интересов всего народа со специфическими интересами субъектов Федерации.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии из числа депутатов для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Федерального Собрания, а также для содействия проведению в жизнь законов РФ и решений палат Федерального Собрания, для контроля за деятельностью государственных органов. Комитеты и комиссии избираются на срок полномочий Федерального Собрания данного созыва в составе Председателя и членов комиссии, число которых определяется каждой палатой.
В Совете Федерации образована Комиссия по Регламенту и парламентской процедуре и 12 комитетов, среди которых: комитет по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; комитет по вопросам экономической политики; по вопросам социальной политики; комитет по вопросам безопасности и обороны; комитет по делам Содружества Независимых государств и др.
В Государственной Думе образованно 23 комитета, в том числе комитеты: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по экологии; по образованию, науке и культуре; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по аграрным вопросам; по обороне; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств; по международным делам; по вопросам местного самоуправления и др.
Каждая палата образует мандатную комиссию, которая определяет легитимность депутатских мандатов, осуществляет проверку полномочий депутатов, разработку проектов законов и других актов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, гарантиями депутатской неприкосновенности и др. (Палаты), вправе создавать временные комиссии.
Порядок организации и деятельности, права и обязанности комитетов и комиссий определяются Конституцией РФ, Регламентами и Положениями о комиссиях и комитетах. Рекомендации комитетов и комиссий по вопросам относящимся к их компетенции подлежат обязательному рассмотрению органами, которым они адресованы.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться депутатом иных представительных органов власти.
Для организации работы обе палаты Федерального Собрания избирают из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. Парламент России не имеет единого руководства (и даже единого помещения), однако деятельность его палат координируется и обслуживается через аппараты Совета Федерации и Государственной Думы, состоящие из секретаря и служб (организационной, юридической и др.), а так же комитетов.
Палаты Федерального Собрания, когда сочтут необходимым, создают комиссии: согласительные, для преодолений возникших разногласий в случае отклонения Федерального закона Советом Федерации; следственные, ревизионные и иные.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.
В Государственной Думе Федерального Собрания образуются депутатские фракции и депутатские группы. Депутатские фракции состоят из депутатов определенной партийной принадлежности или избирательного объединения и выражают интересы своей партии или избирательного блока в Федеральном Собрании.
Совет Федерации и Государственная Дума избирают Советы палат. В составе Совета Государственной Думы руководителей всех фракций и депутатских групп, Председатель Государственной Думы и его заместители.
Очень Важными вопросами деятельности Федерального Собрания являются установленные Конституцией полномочия Совета Федерации и Государственной Думы. В них проявляется властный характер этого органа государства.
Полномочия Федерального Собрания вытекают из присущих Российскому государству на современном этапе внутренних и внешних функций. Внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; политическая; социальная; налогообложения; экологическая; функции охраны прав и свобод граждан и обеспечения законности и правопорядка и др.
К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, энергетической, демографической и др.)
Общественные отношения, вытекающие из факта реализации внутренних и внешних функций государства, закрепляются и регулируются федеральными законами, принимаемыми Федеральным Собранием. В этом основное назначение этого органа, закрепленное Конституцией РФ.
Федеральное Собрание обладает также контрольными функциями, что вытекает из ряда статей Конституции. Это выражено:
- в праве палат создавать органы для контроля за исполнением бюджета (ст. 101), специальной комиссии Государственной Думы по подготовке заключения об отрешении от должности Президента (ст. 93);
- в праве контроля за осуществлением Президентом кадровой политики. И Совет Федерации и Государственная Дума имеют рычаги влияния на кадровую политику (ст.ст. 102, 103);
- в праве контроля за деятельностью Президента в области внешней политики путем принятия закона о ратификации или денонсации международных договоров;
- в праве Совета Федерации утверждать или не утверждать указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения.
Конституция РФ определяет конкретные полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.
К ведению Совета Федерации относятся (ст.102 Конституции):
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.
Государственная Дума наделена правом: (ст.103 Конституции):
- давать согласие Президенту РФ или отказывать в нем при назначении Председателя Правительства РФ, решать вопрос о доверии Правительству, назначать на должность и освобождать от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя и членов Счетной палаты и Уполномоченного по правом человека при Президенте РФ;
- объявлять амнистию;
- выдвигать обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.
Осуществляя конституционные полномочия, обе палаты федерального собрания используют установленные конституционно-правовые формы своей работы.
Государственная Дума и Совет Федерации согласно своему Регламенту проводит две сессии в год.
Основной формой работы палат в ходе сессий являются заседания палат. Заседания проводятся открыто и раздельно. Ведут заседания Председатели палат и их заместители. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. При необходимости заседания могут быть закрытыми.
Первое заседание Государственной Думы проводится на тридцатый день после его избрания.
Президент РФ может созывать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. В ходе заседаний обсуждаются и принимаются федеральные законы, принимаются решения по важным вопросам государственного устройства, политической, экономической жизни, социальной политики.
Порядок проведения заседаний определяется Регламентами палат. Формами деятельности парламента также являются:
- парламентские слушания;
- работа комитетов и комиссий палат;
- работа депутатских фракций и депутатских групп;
Парламентские слушания - это публичные обсуждения определенных вопросов на основе их изучения и научного исследования. По их результатам принимаются - рекомендации. Слушания предваряют заседания палат и проводятся с участием представителей Администрации Президента РФ, Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления по вопросам государственного строительства и с участием членов правительства, руководителей ряда министерств и ведомств, представителей профзоюзов, ученых - по экономическим вопросам, приватизации и др.
Работа комитетов и комиссий по выполнению своих функций определяется Регламентами палат и Положениями о комитетах и комиссиях. Комитеты и комиссии предварительно изучают и готовят для рассмотрения на заседаниях палат законопроекты и иные документы, содействуют проведению в жизнь законов РФ и иных решений палат.
Исторически двухпалатная структура парламента возникла в основном как способ более аристократической верхней палаты сдерживать излишний радикализм нижней палаты.
Однако в настоящее время главную роль в двухпалатных парламентах играет не верхняя палата (она называется так лишь по традиции, речь идет об условной терминологии, которая возникла в связи с законодательным процессом – проект закона как бы совершает путь «снизу вверх»: сначала его рассматривает Государственная Дума, лишь затем – Совет Федерации, но это не власть над нижней палатой, т.к. она может преодолеть вето СФ), а нижняя.
В России основная роль в процессе законодательства принадлежит Государственной Думе и по Конституции и на практике.
Основное полномочие Государственной Думы – принятие федеральных законов.
В соотв. со ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Кроме того Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы: принимает обращения и заявления палаты по общим и отдельным вопросам внешней политики, ратифицирует и денонсирует международные договора, участвует в межпарламентском сотрудничестве, участвует в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.
Государственная Дума вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции.
Государственная Дума назначает пять из пятнадцати членов Центральной избирательной комиссии РФ.
По вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Государственная Дума принимает постановления
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Внутренняя организация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работы определяется Регламентом Государственной Думы, утвержденным Постановлением ГД от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД с последующими изм. и доп. В Думе создаются партийные и иные фракции депутатов, образуются парламентские комитеты и комиссии.
Общее руководство Государственной Думой осуществляют избираемый ею Председатель (спикер), его заместители и Совет Думы.
Государственная Дума является постоянно действующим органом. Осенняя сессия Государственной Думы, в соответствии со ст. 40 Регламента ГД, продолжается с 1 сентября по 25 декабря, а весенняя - с 12 января по 20 июня.
Председатель Государственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Думы тайным голосованием, но палата может принять решение и о проведении открытого голосования.
Кандидаты, давшие согласие выдвигаться на эту должность, обязаны выступить на заседании палаты и ответить на вопросы депутатов Государственной Думы. Самоотвод принимается без голосования. Избранным на данную должность считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы выполняет следующие функции:
1) ведет заседания палаты;
2) ведает вопросами внутреннего распорядка;
3) организует работу Совета Государственной Думы;
4) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
7) представляет палату во взаимоотношениях с иными органами государственной власти, субъектами РФ, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
9) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения;
10) подписывает постановления Государственной Думы;
11) направляет в Совет Федерации для рассмотрения законы, одобренные Государственной Думой и принятые федеральные законы;
12) направляет Президенту РФ принятые федеральные законы;
13) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Палата вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя.
Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя в его отсутствие, а также по его поручению ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей.
В Государственной Думе для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В его состав с правом решающего голоса входят Председатель ГД и руководители депутатских объединений. Кроме этого, в работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители Председателя ГД и председатели комитетов.
Любой депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения по проекту порядка работы палаты. Основные функции Совета Государственной Думы:
1) формирование проекта примерной программы законопроектной деятельности на текущую сессию;
4) установление порядка работы палаты на очередное заседание;
5) созыв внеочередных заседаний палаты, по предложению Президента РФ или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов ГД, или по предложению Председателя ГД;
6) назначение соответствующего комитета Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы, направление его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, а в случае необходимости - другим субъектам права законодательной инициативы и определение срока подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
10) принятие решения о проведении парламентских слушаний;
Государственная Дума вправе отменить решение Совета.
Немаловажная роль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям. По Регламенту, фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
Что касается депутатов, не вошедших во фракции, они вправе образовать депутатские группы, но регистрации будут подлежать только те из них, количество депутатов в которых не менее 35 человек.
Депутат Государственной Думы может состоять только в одном депутатском объединении.
В соответствии со ст. 99 Конституции Российской Федераций, Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, но Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока.
Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.
Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. На заседания палаты могут быть приглашены эксперты, представители различных органов и объединений, научных учреждений. Но могут проводится закрытые заседания. В этом случае представители средств массовой информации на закрытые заседания палаты не допускаются. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы.
Рабочая неделя палаты в соответствии со ст. 40, 41, 42 Регламента определена следующим образом: по средам и пятницам проходят пленарные заседания; по вторникам и четвергам - заседания Совета Государственной Думы; по понедельникам и четвергам- заседания комитетов и комиссий; по вторникам проводятся парламентские слушания, работа депутатов в комитетах, комиссиях, во фракциях и в депутатских Группах.
Кроме этого, каждая последняя неделя месяца предназначена для работы депутатов с избирателями. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов и считается действительным, если на нем присутствует большинство депутатов.
Депутат, выступающий в Государственной Думе, не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, допускать необоснованные обвинения использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
Государственная Дума может направить парламентский запрос Председателю Правительства, членам Правительства, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии, другим государственным органам.
На заседании Государственной Думы председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать их характеристику, высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам. Для того чтобы принять участие в обсуждении, ему необходимо записаться в общем порядке для выступления и передать свои функции одному из заместителей до принятия соответствующего решения по данному вопросу. В случае открытого голосования ему надлежит голосовать последним.
Заседания Государственной Думы проводятся только в рабочие дни: утренние - с 10 до 14 ч. (с перерывом с 12 ч. до 12 ч. 30 мин.); вечерние - с 16 до 18 ч.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, на которых депутатами Государственной Думы и приглашенными могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения;- международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета, отчет, о его исполнении, а также направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и других межпарламентских организаций СНГ, включающих делегацию Федерального Собрания РФ. Кроме этого, на парламентских слушаниях возможно обсуждение и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть также и поименным.
Обеспечение деятельности Государственной Думы, депутатских объединений, Совета палаты, комитетов и комиссий Государственной Думы, осуществляет Аппарат Государственной Думы.
Одно из главных прав Совета Федерации – участие в законодательном процессе на федеральном уровне. Принятые Государственной Думой федеральные законы направляются в Совет Федерации, который их либо одобряет, либо отклоняет. У Совета Федерации есть право законодательной инициативы, т.е. право внесения своих проектов законов в Думу.
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
д) назначение выборов Президента РФ;
е) отрешение Президента РФ от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; В соответствии со ст. 11 ФЗ от 14.03.02 (в ред. 2004 г. )»Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» назначает десять членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ – представителей общественности, а также прекращает их полномочия.
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора, его первого заместителя и заместителей;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, сотрудничает с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями, участвует в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.
Совет Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции.
Совет Федерации назначает пять из пятнадцати членов Центральной избирательной комиссии РФ.
По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, Совет Федерации принимает постановления.
Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.
Внутренняя организация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работы определяется Регламентом Совета Федерации, утвержденным Постановлением СФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ»(с изм. от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г.)
Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя и заместители Председателя избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием.
Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта РФ.
Каждый член Совета Федерации может предложить только одну кандидатуру. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации, предложенного к замещению данной должности, принимается без обсуждения и голосования.
По всем согласившимся кандидатам на заседании палаты проводится обсуждение, после которого Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от общего числа членов палаты.
Палата определяет количество заместителей Председателя Совета Федерации.
1. Председатель Совета Федерации:
а) созывает заседания;
б) формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации;
в) ведет заседания палаты;
г) подписывает постановления Совета Федерации;
е) ведает внутренним распорядком деятельности палаты
р) представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;
Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству РФ и Регламенту.
Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием в палате образуется постоянно действующий коллегиальный орган - Совет палаты.
В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. Председательствует на его заседаниях Председатель палаты или один из заместителей.
В компетенцию Совета палаты входит:
а) определение повестки дня;
б) согласование порядка обсуждения вопросов;
в) предварительное обсуждение вопросов, выносимых на заседание палаты;
г) формирование списка лиц, приглашенных для выступления.
Непосредственное обеспечение деятельности верхней палаты, осуществляет Аппарат палаты.
Основными задачами Аппарата являются: правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов и его членов, а также правовое и организационное обеспечение согласительных процедур и межпарламентских связей.
Каждому члену палаты отводится постоянное место в зале заседаний. Специальные места отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ, депутатов Государственной Думы, членов Правительства, Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда, Председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты, Генерального прокурора, Председателя Центральной избирательной комиссии, полномочного представителя Президента в Совете Федерации и полномочного представителя Правительства в Совете Федерации.
Совет Федерации собирается на сессии, как правило:
на весеннюю - с 25 января по 15 июля;
на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря.
Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания РФ в субъектах РФ, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах РФ.
Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов.
Кроме этого, по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета по вопросам его ведения, а также субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов палаты могут созываться внеочередные заседания палаты.
На заседании председательствующий не имеет права комментировать выступления членов Совета Федерации, а при голосовании, осуществляемом без использования электронной системы, обязан голосовать последним.
Решения в палате принимаются открытым или тайным голосованием, при этом открытое голосование может быть поименным.
Члены Совета Федерации подают председателю палаты письменные предложения о приглашении на заседание членов Правительства и примерный перечень, интересующих парламентариев вопросов.
В свою очередь, председатель Совета Федерации определяет ответственный за подготовку и проведение «правительственного часа» комитет палаты, который приглашает на заседание не более 2-х членов Правительства РФ. Приглашения направляются членам Правительства РФ не позднее чем за пять дней до проведения заседания.
В случае невозможности присутствовать на заседании приглашенный член Правительства вправе дать письменные ответы на заданные вопросы, которые затем доводятся до сведения членов палаты.
При неудовлетворительном письменном ответе члены Совета Федерации могут повторно пригласить его для дачи устного ответа.
Парламентские слушания могут проводиться по инициативе Председателя палаты, его заместителей, комитетов в пределах их полномочий или группы членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек. Слушания могут быть как открытыми, так и закрытыми, могут проводиться совместно с комитетами и комиссиями Государственной Думы.
Организация проведения парламентских слушаний возлагается на соответствующий комитет палаты.
Ответственный комитет определяет состав приглашенных лиц, которые уведомляют о проведении парламентских слушаний.
Слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.
Но могут быть и закрытые парламентские слушания, на которых обсуждаются вопросы, связанные с государственной, служебной или иной охраняемой законом тайной.