Классификация основных прав и свобод
Иванов П.В.
Кандидат юридических наук профессор
Лекция
Тема 7. Понятие и содержание Конституционных
Прав, свобод и обязанностей личности
Обсуждена на заседании кафедры
«___» октября 2010 г., протокол № ___
Кафедра конституционного и международного права
Санкт-Петербург
2010 г.
Тема 7. Понятие и содержание Конституционных
Прав, свобод и обязанностей личности
Время - 4 часа
План лекции
Введение
1. Развитие института конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
2. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
3. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина
4. Обязанности граждан Российской Федерации
5. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список литературы
Основная
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г. Гл. 2.
2. Всеобщая Декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // РГ. 1998. 10 дек.
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Постановление ВС РСФСР от 22.11.91 г. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991 г. № 52. Ст. 1865.
4. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. ФКЗ от 12.02.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. ФЗ от 2.05.06 г. // СЗ РФ от 8.05.2006 г. № 19 ст. 2060.
6. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства ФЗ от 20.08.04 г. СЗ РФ от 23.08.2004 г. № 34 ст. 3534.
7. Об образовании. Закон РФ от 10.07.92 г. // ВВС РФ. 1992. № 30; Рг. 1997. 22 ноября.
8. О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России и Совет Европы. Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. № 763 // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2468.
9. О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Указ Президента РФ от 6.11.2004 г. // СЗ РФ от 15.11.2004 г. № 46 (часть II) ст. 4511.
10. Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища Указ Президента РФ от 21.07.97 г. 746. СЗ РФ от 28 июля 1997 г. № 30, ст. 3601.
11. Конституционное (государственное) право России: Учебник / Под общей редакцией В.П. Сальникова. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. Гл. 9.
12. Стремоухов А. В. Правовая защита человека: Теоретические проблемы. Монография. — Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет» 2003.
Дополнительная
13. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. ФЗ от 22.07.93 г. // ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
14. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция, 1991 г., № 17, стр. 22.
15. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учебное пособие / В. В. Барбин; МВД РФ АУ. - М.: 2005. - 83 с.
16. Каневский К. Религиозный ренессанс в России /Российская юстиция. № 11. ноябрь 2002 г.
17. Колосова Н.М. Конституционное право граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека // Право и экономика. 1997. № 7-8.
18. Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1.
19. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспекты. М., 2000. С.157-170.
ВВЕДЕНИЕ
Человек должен быть свободным где бы он не находился, т.к в силу естественного права он находится под защитой мирового сообщества, собственного государства и государства, в котором он пребывает. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку от рождения.
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права носят естественно-правовой характер, потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий.
Человек живет, участвует во всех сферах общественной и государственной жизни, реализуя свои права, свободы и обязанности, закрепленные в законодательных актах, которые издаются в соответствии с Конституцией.
1. Развитие института конституционных прав, свобод
и обязанностей человека и гражданина
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Документальное закрепление естественно-правового понимания свободы происходит в XVIII веке.
В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".
В Декларации прав человека и гражданина Франции (1789 г.) сказано:
"1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".
Эти документы, действующие в указанных странах и сейчас, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.
Обратный результат являло собой общество без свободы, где утверждались диктаторские режимы, тоталитарное государство.
Вторая половина XX в. ознаменована обострением идейно-политической борьбы вокруг прав и свобод человека. После нескольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей забыть о свободе рухнули многие тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление. Конституционные системы большинства стран мира закрепляют соответствующие институты, признавая их основными.
Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием. Эти соотношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новыми представлениями об идеальном обществе, справедливости и государстве. Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как, свобода и представления человечества о неотъемлемых правах человека.
При всей своей многогранности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующем:
1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства.
2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы.
3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонистичны, если законы демократические. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.
5. Ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Разумеется, это самые общие философские постулаты и притом имеющие прямое значение только для конституционно-правовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, например, связь свободы с моралью и политической культурой. Без их учета свобода вырождается во вседозволенность или разрушительную анархию.
Основные постулаты, учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 - что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способствует унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.
Термин "свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм.
Другое дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то о действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин "свобода" по существу тождествен термину "субъективное право", а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.
Д. ю. н. Марат Викторович Баглай отмечал, что под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту[1].
Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции.
В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т.е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т.е. открывает ему возможность для любых законных действий.
Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает тотальной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства - в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство "вступают в отношения" по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка, в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности.
Международно-правовой базис прав человека.После второй мировой войны началось интенсивное осознание мировым сообществам особого значения проблемы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конституционное право постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов.
Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без всякой дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Провозглашаются также права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как "член общества".
Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах было предусматрено создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте.
В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г). В Конвенции и связанных с ней протоколах закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организацией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое, рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).
Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.
Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником.
Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Процесс правовой, интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах. Фактически уже сейчас в силу признания международного права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства.
Классификация основных прав и свобод
Человека и гражданина
Французский юрист Карэл Вазак ввел понятие «три поколения прав человека», что важно для их классификации[2]. Оно базируется на основных лозунгах французской революции: свобода (первое поколение прав человека), равенство (второе поколение), братство (третье поколение).
Первое поколение прав человека включает в себя провозглашение буржуазными революциями (17-18 в.в.) гражданские и политические права, получившие название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы от его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида к ним (право на жизнь, на свободу и безопасность личности, право на равенство перед законом, избирательное право, свобода слова и печати и др.)
Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились к середине 20-го века под влиянием борьбы народа за улучшение своего социально-экономического положения и повышение культурного статуса. Указанные права называют «позитивными» т.к. их реализация требует целенаправленных действий со стороны государства, его позитивного вмешательства в их осуществление и создание необходимых предпосылок для этого.
В России второе поколение прав приобретает новое содержание в связи с переходом к рыночной экономике. Конституция РФ призвана лишь закрепить основные направления социальной защищенности личности, что требует детальной конкретизации в текущем законодательстве. (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.).
Третье поколение.Это права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому человеку, но целыми народами и нациями (право на мир, благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию, свободное социальное и экономическое развитие и многое другое). Возникают после Второй мировой войны в процессе освобождения от колониальной зависимости, ухудшения экологической обстановки и появления гуманитарных проблем.
Вторая глава Конституции РФ, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, подавляющая их часть посвящена конкретным правам и свободам. Они предоставляют собой не простую совокупность, а определенную систему, имеющую логические основания. Исходя из этого классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям.
В зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина. В зависимости от: характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их на основные и дополнительные (конкретизирующие).
Но наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные; политические; экономические и социально-культурные права и свободы человека и гражданина.
Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном расположении.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В Российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.
Во всех предшествующих Конституциях советского этапа, вплоть до первоначальной редакции Основного Закона 1978 г., последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировали социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. В этом отражалась система приоритетов, при которой личные права отодвигались, как второстепенные на второй план.
Упомянутая классификация прав и свобод человека и гражданина помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается. Такая классификация достаточно условна. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.
Существуют и другие подходы к классификации основных прав и свобод граждан д.ю.н. А.В. Малько классифицирует их в зависимости от следующих критериев:
1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения:
- гражданские и политические (право на личную неприкосновенность, свободу слова и печати и т.д.);
- социальные, экономические и культурные (право на труд, на здравоохранение, свободный доступ к достижениям науки и культуры и т.п.);
- коллективные, или солидарные (право на мир, на информацию, на здоровую окружающую среду и пр.).
2) в зависимости от содержания на: - гражданские или личные (право па жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, па проведение мирных собраний, митингов, демонстрации и др.),
- экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);
- социальные (право на охрану семьи, материнства и детства, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);
4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на права: российских граждан; иностранных граждан; лиц с двойным гражданством; лиц без гражданства;
5) в зависимости от степени распространения:
- на общие (присущие всем гражданам);
- и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);
6) в зависимости от характера субъектов на:
- индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.);
- коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);
7) в зависимости от роли государства в их осуществлении на:
- негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);
- позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);
8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, на:
- права в сфере личной безопасности и частной жизни;
- права в области государственной и общественно-политической жизни;
- права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
3. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод
человека и гражданина
Система основных личных прав и свобод российских граждан.Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских»).
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы:
1) гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;
2) индивидуализировать, создать гражданину условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;
3) гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.
К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:
- право на жизнь (ст. 20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;
- право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
- право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб;
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);
- право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);
- право на свободу совести (ст. 28).
Система основных политических прав и свобод российских граждан.Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
Особенности данных прав:
- они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
- в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
- они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
- они являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).
К политическим правам и свободам граждан РФ относятся следующие:
1) свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ);
2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);
3) право на объединение (ст. 30);
4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31),
5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32);
6) право граждан РФ на обращения (ст. 33) и др.
Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан.Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были декларированы в Конституции РСФСР 1918 г.)
Особенности данных прав:
- для них характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;
- они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
- имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
- требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;
- одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и др.), другие - оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это, прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции 1993 г. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:
1.Экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:
- право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);
- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);
- право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
- право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).
2.Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:
- право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);
- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст. 43);
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);
- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
- право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).
3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:
- право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37);
- право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);
- право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
- право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).
4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:
- право на отдых (ч. 5 ст. 37);
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:
- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30);
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).