Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1936 г.

Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда всоответствии с его количеством и качеством. Граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов — в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Равноправие граждан СССР. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являются всеобщими. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Выборы депутатов являются равными. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоящие в рядах Вооруженных Сил СССР, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Выборы депутатов являются прямыми. Голосование при выборах депутатов является тайным. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

46. Национально-государственное строительство в 1930-х – 1940-х гг.

47. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

22 июня 1941 г. войска фашистской Германии напали на СССР. Военные действия потребовали мобилизации всех сил и средств для обороны страны. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти переходили военным властям .

30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), которому передавалась вся полнота власти в стране. ГКО реализовывал свои решения через специальные комитеты и комиссии, своих уполномоченных, городские комитеты обороны, а также посредством довоенных государственных и партийных органов.

Осуществлялась перестройка экономики на военный лад. Перемещением промышленных предприятий в восточные районы страны руководило Управление по делам эвакуации, которому подчинялись отделы эвакуации при республиканских и областных органах и эвакуационные пункты на железных дорогах. Мобилизацией трудоспособного населения занимался Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и соответствующие бюро при местных исполкомах. Поставки стратегически важных ресурсов– нефти, газа, угля, леса – обеспечивали созданные в 1942–1943 гг. специальные ведомства .

Отдельное Управление при СНК отвечало за государственное обеспечение и бытовое устройство семей военнослужащих. Создавались специализированные наркоматы, руководившие производством оружия и боеприпасов.

Была проведена реорганизация управления войсками. Высшее стратегическое руководство вооруженными силами возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления наркомата обороны и наркомата военно-морского флота. С мая 1942 г. при Ставке действовал Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.

Судебная система в годы войны существенно не изменилась, но при этом вполне закономерно возросло значение военных трибуналов. Трибуналы образовывались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями являлись соответствующие коллегии Верховного суда СССР. В местностях, объявленных на военном положении, и в прифронтовой полосе трибуналам по решению военных властей передавались дела, входившие ранее в компетенцию общих судов.

В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная Государственная Комиссия, которая занималась расследованием преступлений оккупантов и их сообщников. Указом Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 года за такие преступления предусматривалось наказание в виде смертной казни через повешение и ссылки на каторжные работы от 15 до 25 лет.

В годы войны произошли некоторые изменения в правовой системе. В уголовном праве шире стал использоваться принцип аналогии, устанавливается уголовная ответственность за действия, ранее наказуемые в административном порядке. Строго карались нарушение трудовой дисциплины, уклонение от разного рода государственных повинностей, воинского учета, хищения социалистической собственности, спекуляция, распространение ложных слухов. В гражданском праве практически исчезают договорные отношения. Обязательства возникали на основании административных актов, плановых заданий. В наследственном праве с 1945 г. стали допускаться к наследованию трудоспособные родители, братья и сестры. В семейном праве с 1944 г. признавались законными только зарегистрированные браки.

48. Советское государство и право в послевоенный период (1945 – начало 1950- х гг.).

Наименование коммунистической партии было изменено с ВКП(б) на КПСС. Роль коммунистической партии в государстве и обществе оставалась доминирующей. Идеологический контроль не был ослаблен.

Усилилось административное вмешательство в научную сферу. Идеологическому прессингу и административному разгрому подвергся ряд наук, научных направлений, научных школ и научных открытий: генетика, кибернетика и др.

Продолжали проводиться массовые показательные репрессивные кампании. Массовыми репрессиями сопровождалась коллективизация в Прибалтике, западных районах Белоруссии, Украины, Молдавии.

В 1947 г. была проведена денежная реформа.

Государственный механизм СССР.Сразу же по окончании войны были упразднены чрезвычайные государственные органы. Продолжала функционировать система государственных органов мирного времени. В 1947 г. Верховный совет внес изменения в Конституцию СССР, носившие частью редакционный характер, а частью расширявших компетенцию центральных органов власти.По окончании войны были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а затем в Верховные советы союзных и автономных республик и местные советы.В 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров СССР. Также были переименованы и СНК союзных республик.С отменой военного положения в территориях и на транспорте ликвидировались или реорганизовывались военные трибуналы.В первые послевоенные годы военные трибуналы рассматривали дела бывших военнослужащих германской армии и сражавшихся на ее стороне советских граждан и граждан Российской Республики по обвинению в военных преступлениях и государственной измене.В 1946 г. Верховный совет СССР своим законом присвоил Прокурору СССР наименование Генеральный прокурор СССР.Изменилось управление вооруженными силами. Была ликвидирована Ставка верховного главнокомандования. Упразднен наркомат военно-морского флота.

Развитие права.

1. Гражданское и хозяйственное право. В послевоенные годы законодатель сочетал жесткое планирование с договорными отношениями. Согласно постановлению Совета министров СССР закреплялась двойная система договоров: генеральные и локальные. Договоры заключались на основе плана и содержали положение о количестве, ассортименте, качестве, цене поставляемой продукции, сроках поставки и т.д.

Огромные потери жилого фонда заставили высшие государственные органы в 1948 г. санкционировать покупку и строительство индивидуальных жилых домов гражданами страны. Граждане имели право купить или построить один жилой дом в один или два этажа общей площадью не более 60 м2.

2. Семейное право. Единственным существенным изменением семейного права явился запрет в 1948 г. браков советских граждан с иностранными гражданами.

3. Трудовое право. В 1945 г. в трудовом законодательстве были отменены нормы, введенные в военных условиях: восстановлены очередные и дополнительные отпуска, отменялись обязательные ежедневные сверхурочные работы и т.п. Вместо трудовой мобилизации граждан введена практика организованного набора. Исполкомам местных советов и руководителям предприятий и учреждений была вменена обязанность трудоустройства демобилизованных из вооруженных сил в месячный срок. С 1947 г. возобновилась практика заключения коллективных договоров на предприятиях.

4. Колхозное право. В послевоенные годы проводилась политика по исправлению тяжелого положения сельского хозяйства административными мерами. С 1946 г. согласно постановлению Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) проводилось изъятие из пользования сельских жителей земель и скота как “разбазаренного”. С 1950 г. развернулась кампания по укрупнению колхозов. Их число уменьшилось почти в 3 раза.

Наши рекомендации