Работа прокурора с обращениями граждан. Закон о прокуратуре (ст.I0) обязывает прокуроров рас­сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан

Закон о прокуратуре (ст.I0) обязывает прокуроров рас­сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в про кура туру.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем, объеме работы органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999-2001 г. в органы прокуратуры поступило почти 4 млн. обращений (в 1999 г. -1251 509, в 2000 г. -1 281 074, в 2001 г. - 1 418344). Это говорит о том, что граждане Рос­сии широко используют предоставленное им СТ. 33 Консти­туции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ­тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу­дарственных интересов.

Работая с обращениями граждан, Т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

1. о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре­гионе;

2. о преступлениях и других общественно опасных пра­вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;

3. об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;

4. об органах и должностных лицах, не выполняющих тре­бования законодательства об обращениях граждан, Т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нару­шениях в работе самой прокуратуры, в частности:

1. о процессуальных нарушениях, допускаемых следова­телями в ходе ведения предварительного следствия по уго­ловным делам;

2. о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;

3. о несогласии с ранее принятыми органами прокурату­ры решениями по жалобам и обращениям;

4. о недостойном, по мнению граждан, поведении работ­ников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра­зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос­ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей де­ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало­бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе­еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. №3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и уч­реждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять решению задач за­щиты прав и свобод человека, укреплению законности и право порядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Генеральный про­курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы­вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе­ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу­ет и контролирует прокурор - руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руко­водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива­лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше­ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив­шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо­вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране­нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе­даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера­тивными работниками недобросовестного отношения к это­му участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управ­ление по рассмотрению писем и приему граждан, а в проку­paтypax субъектов РФ - отделы, группы или старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж­дан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным работникам, а также осуществление кон­троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принима­ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы­вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите­лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально­го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини­мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня­тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре­шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при­казами Генерального прокурора РФ. В соответствии с дей­ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще­ний и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре­гистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа­лобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жало­бу к своему производству; поручить ее рассмотрение конк­ретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ра­нее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа. Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга­ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи­мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокура­туру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по­рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель­ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша­ются прокуроров срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки - 15 дней, если иной срок не предус­мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату­ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре­шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры - не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело­века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так­же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про­дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной про верки изложенных в них обстоя­тельств и доводов. При необходимости к проверкам, прово­димым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот­ветствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении - о мотивах отклонения со ссыл­кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв­ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало­вания принятого прокурор ом решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344774 обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. - соот­ветственно 371 642 и 84 855 (22,8%).

По требованию заявителя ему предоставляются для озна­комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо­ваниям законодательства об охране государственной (воен­ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра­чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе испол­нитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе­нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж­дении производства по делу об административном правона­рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурор, а РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра­щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше­ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве­домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (не персонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ­ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз­решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступ­ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон­ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста­навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име­ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Защита прав и свобод всех категорий граждан средства­ми прокурорского надзора уже сама по себе является основ­ным приоритетным направлением в деятельности прокуро­ров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все предусмотренные законом меры к вос­становлению нарушенных прав и свобод граждан.

Однако предметом особой заботы прокурора является со­блюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Речь в первую очередь идет о больных, прикованных к постели, в особенности страдающих опасны­ми заболеваниями, ведущими к летальному исходу, психи­чески больных, признанных недееспособными или ограни­ченно дееспособными; инвалидов первой и второй групп; престарелых, в особенности одиноких, нуждающихся в ухо­де. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных (оставленных) ими; жен­щин-одиночек, имеющих малолетних детей.

В особом внимании со стороны прокурора нуждаются та­кие категории населения, как беженцы и вынужденные пе­реселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть мес­та постоянного проживания, часто лишенные средств к су­ществованию, они нередко не находят понимания и поддер­жки у местной администрации и среди населения. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по неза­висящим от них причинам, которые нуждаются в социаль­ной защите.

В центре внимания прокурора должны находиться се­мьи и отдельные граждане, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, а также от преступных по­сягательств, так как выделяемые государством для оказания им помощи средства порой расходуются не по назначению.

Для военных прокуроров особо актуальным является со­блюдение прав и свобод военнослужащих срочной службы, а также военнослужащих, участвующих в боевых операци­ях, поскольку в силу специфики службы и боевой деятель­ности реализация многих прав и свобод, принадлежащих им, как и всем гражданам, приостанавливается, и они, кро­ме того, не в состоянии в полную меру лично защищать свои интересы.

В поле зрения прокурора должно находиться также со­блюдение прав лиц, отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных под стражу следственными, судебными и иными органами.

В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв­ляется исполнение законодательства о гражданстве, о льго­тах и пособиях, пенсионного законодательства, законода­тельства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужден­ных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркома­нией. При наличии сведений о нарушении этого законода­тельства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение прове­рок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять активность в получении сведений о нарушении названного за­конодательства.

Сокращение продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в том числе и в результате за­грязнения окружающей среды, коммерциализация медицин­ских услуг и их недоступность для бедной части населения делает особо актуальным надзор за исполнением законода­тельства о здравоохранении и об охране окружающей при­родной среды.

Многочисленные нарушения законодательства об обра­зовании, рост числа подростков, оставивших общеобразова­тельные учебные заведения, подчеркивает необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого законодательства. Сказанное относится и к надзору за ис­полнением жилищного законодательства, включая и законо­дательство о приватизации жилищного фонда.

Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и слова, передви­жение и выбор места жительства, вероисповедание, личную неприкосновенность, занятие предпринимательской дея­тельностью, владение частной собственностью, включая не­движимость, и т.д.

В поле постоянного внимания прокурора должно нахо­диться исполнение законодательства об обращениях граж­дан. Дело в том, что от того, как (соответствующие руково­дители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявле­ний и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят, проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.

Работа по надзору за соблюдением прав и свобод челове­ка и гражданина находит отражение в текущих и перспек­тивных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защи­те их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруппирова­ны в самостоятельные разделы планов. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина не отличается заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов.

Список литературы

1. Закон «о Прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года №2202-1.

2. Прокурорский надзор: учебник/Винокуров Ю.Е. и др.; 5-е изд., перераб. и доп. – М.; Юрайт-Издат, 204.- 461 с.

3. Басков В. И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М.. 1998.

4.Прокурорский надзор в РФ: Учебник/Под ред. Проф. А.А. Чувилева. М., 1999.

5.Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2001.

Наши рекомендации