Приднестровье в составе Золотой Орды
Поднестровье в составе Золотой орды
Монгольское завоевание.
В середине XIII столетия в истории Приднестровья начался новый этап, связанный с завоеванием Причерноморских степей монголами, которое вызвало изменения в этнополитической, экономической и социальной жизни региона.
Взятие в 1240 г. Киева открыло монголам дорогу на запад. В 1241 г. они двинулись на Галицко-Волынскую Русь, Трансильванию, Венгрию, Польшу и Чехию, а весной 1242-го вышли к границам Северной Италии и Германии. По сохранившимся источникам, повествующим об этом походе, – сочинению персидского историка второй половины XIII – начала XIV в. Рашид Ад-Дина и запискам итальянского монаха Роге-рия, взятого монголами в плен в Трансильвании, – можно установить примерный маршрут движения монгольских войск. Отряды монголов, которые шли на запад через Карпатские земли, не задели Приднестровье, так как их путь проходил по более северным территориям. В 1242 г. монгольские войска возвращались через Буджакские степи, поэтому волна разорительных набегов монголов прокатилась и по Приднестровским землям.
Вернувшись из Западной Европы, монголы во главе с Бату (Батыем) обосновались в степях Причерноморья и Прикаспия. Эти огромные территории стали частью западного улуса монгольской империи, которым владели потомки старшего сына Чингис-хана Джу-чи: Орда-Ичен (Западная Сибирь) и Бату (Причерноморье и Поволжье). В исторической литературе для основанного в 1243 г. ханом Бату государства утвердился встречающийся в русских летописях термин «Золотая Орда».
Так походы монгольских войск 40-х годов XIII в. положили начало монгольскому владычеству в Приднестровье. Когда именно и в каких формах оно установилось на данной территории, сказать точно пока невозможно. В письменных источниках сведений очень мало, да и те не всегда поддаются точной датировке. Что же касается археологического изучения кочевнических древностей в степях Северо-Западного Причерноморья, то оно стало проводиться сравнительно недавно.
Источником сведений о положении рассматриваемого региона спустя десятилетие после монгольского нашествия служит отчет францисканского монаха Гильома де Рубрука о путешествии в Монголию, которое он совершил в 1253–1255 гг. Рубрук неоднократно отмечал в своем сочинении, что западной границей Золотой Орды являлся Дунай. Монгольское государство, по его словам, простиралось «от Дуная до восхода солнца». В другом месте Рубрук указывает на принадлежность ордынцам всех земель «от устья Танаиса к западу, до Дуная». С сообщением Рубрука о том, что Золотая Орда имела своей западной границей Дунай, перекликаются сведения Ибн Саида, арабского автора второй половины XIII в., которому Дунай был известен под его тюркским названием Туна. По сообщениям русских летописей, в 1254 г. в Поднестровье из Поднепровья перекочевывает со своей ордой монгольский военачальник Куремса, а в 1259 г. другой монгольский военачальник, Бурундай, совершает поход на Юго-Западную Русь, после которого кочевники занимают ведущее положение в Приднестровье.
О вхождении приднестровских степей в монгольское государство уже в первые годы его существования свидетельствуют и археологические данные. В районе нижнего Днестра, а также по среднему его течению (Каменский могильник) обнаружено значительное число золотоордынских памятников 40–60-х годов XIII в. Именно в этих двух местах сконцентрированы памятники Золотой Орды указанного времени.
Кому из монгольских военачальников принадлежала территория Приднестровья в 40–60-е годы XIII в., неизвестно. Позднее, с середины 60-х годов, в Северо-Западном Причерноморье обосновался могущественный темник Ногай. Ядром его владений стало Днестровско-Прутское междуречье, а на западе пределы постоянных кочевий монголов в последние десятилетия XIII в. доходили до Сирета и нижнего Дуная. По археологическим данным установлено, что первоначально ставка находилась в Нижнем Поднестровье, а к концу 70-х – началу 80-х годов XIII в. она переместилась в Нижнее Подунавье, в район нынешнего г. Исакчи. К концу XIII столетия центр кочевий Ногая вновь сместился к Нижнему Поднестровью, в междуречье Алияги и Днестра. Не случайно на одной из итальянских морских карт XV в. (Андреа Бьянко, 1436) небольшой район в низовьях Днестра обозначен как «юрт Ногая». Ф. К. Брун полагал, что это становище золотоордынцы не покидали вплоть до XV в.
По локализации погребений последней трети XIII – первой четверти XIV в. археологи прослеживают существование в Северо-Западном Причерноморье двух этнокультурных зон, сложившихся в золотоордынское время и имевших естественной границей р. Днестр. У каждой зоны были свои центр и периферия, которые отличались друг от друга концентрацией памятников. К востоку от Днестра районом наибольшей плотности памятников является южная часть водораздела Днестра и Кучургана, где в окрестностях нынешних городов Бендеры и Тирасполь обнаружены датируемые этим временем погребения кочевой знати.
Сосредоточение в этом районе значительного числа погребений говорит о наличии кочевий золотоордынцев, временно отступивших к востоку от Днестра, так как в первой четверти XIV в. западные территории Золотой Орды вплоть до Днестра были заняты болгарским царем Тодором (Федором) Святославом Тертером (1300–1321). Ученые предполагают, что земли, примыкавшие к переправе через Днестр у Бендер, были превращены золотоордынцами в плацдарм для последующего наступления в поречье Днестра и Подунавье. Кроме того, обладание таким стратегическим пунктом, каким являлась переправа через Днестр, позволяло им извлекать немалые доходы от контроля над проходившим здесь торговым путем, связывавшим Восток со странами Европы.
Судя по датировке погребений, плацдарм у Бендер существовал до 20–30-х годов XIV в. Позднее, во время правления Узбек-хана (1313–1342), золотоордынцам удалось продвинуться к западу от Днестра, и они вновь стали контролировать переправу не только у Бендер, но и у Исакчи через Дунай. Однако в Нижнем Подунавье им пришлось столкнуться с экспансией Венгрии, которая уже в 40-е годы вытеснила монголов из этого района.
В Приднестровье позиции Золотой Орды оставались прочными вплоть до 60-х годов XIV столетия. В это время на нижнем Днестре и в центральной части Днестровско-Прутского междуречья переживают расцвет такие золотоордынские города, как Белгород, а также городища Старый Орхей и Костешты.
После 60-х годов XIV в. сведения о погребальных памятниках золотоордынцев в Приднестровье не известны. Политическая обстановка в регионе усложняется, поскольку Золотая Орда больше не в состоянии единолично контролировать эту территорию. В борьбу за Северо-Западное Причерноморье вступают Польша, Литва, Молдавия. Под их натиском погибают золотоордынские поселения Поднестровья и происходит постепенное вытеснение Золотой Орды из этого региона.