Проблема открытия второго фронта.

С первых же дней войны между союзниками наметились разно­гласия по вопросу об открытии второго фронта. С просьбой от­крыть второй фронт И.В. Сталин обратился к союзникам уже в сен­тябре 1941 г. Однако действия союзников в 1941-1943 гг. ограничились сражениями в Северной Африке, а в 1943 г. — высад­кой на Сицилии и в Южной Италии.

Одна из причин разногласий заключалась в разном понимании "второго фронта». Для союзников это были военные действия про­тив фашистской коалиции во Французской Северо-Западной Африке, а затем по «балканскому варианту»; для советского руководства вто­рым фронтом была высадка войск союзников на территории Север­ной Франции.

Вопрос открытия второго фронта обсуждался несколько раз: в мае-июне 1942 г. во время визитов В.М, Молотова в Лондон и Ва­шингтон, а затем — на Тегеранской конференции «большой тройки» — И. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта (28 ноября — 1 декабря 1943 г.).

Открыт второй фронт был в июне 1944 г.: 6 июня в Нормандии началась высадка англо-американских войск (операция «Оверлорд», командующий — Д. Эйзенхауэр).

ПРОБЛЕМА "ВТОРОГО ФРОНТА"

Осложняла отношения между союзниками и проблема открытия "второго фронта». После нападения Японии на военно-морскую базу США Перл-Харбор союзники с удвоенной энергией начали оттягивать дату высадки англо-американских войск на севере Франции. Английское правительство, исходя из собственных стратегических интересов, разработало операцию "Факел" по вытеснению немецких войск из Северной Африки. Эта операция была успешно осуществлена при участии американских войск. Потребности высадки во Франции у союзников практически не было. Советско-германский фронт напрочь сковал силы немцев и их союзников.

О том, что "второй фронт" будет открыт в 1942 году У.Черчилль официально уведомил И.В.Сталина. В резком ответном послании Верховный подчеркнул, что такое решение противоречит англо-советскому коммюнике о принятии неотложных мер по высадке союзников во Франции, заявив далее, что Советский Союз не может мириться с таким вопиющим нарушением договоренностей. Ситуация становилась угрожающей, и У.Черчилль поспешил в Москву. Вместе с ним прибыл и личный представитель В.Рузвельта А.Гарриман.

Вечером 12 августа 1942 года они были приняты в Кремле И.В.Сталиным. На встрече также присутствовали В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов и английский посол А.К.Керр. В ходе беседы У.Черчилль пытался обосновать причину отказа от проведения операции в Северной Франции трудностями сосредоточения на территории Англии больших масс войск и наличием сильной группировки немцев на Западе. Его поддерживал А.Гарриман. Верховный возражал. Опираясь на разведданные, он проанализировал состав немецкой группировки во Франции, вплоть до дивизии. Он выразил несогласие советского правительства с переносом сроков открытия "второго фронта". У.Черчилль начал говорить о преимуществах балканского варианта вторжения союзников в Европу, в котором нетрудно было заметить далеко идущие цели британской политики по отношению к государствам южной группы.

Переговоры продолжились 13 августа. На них возникали все те же проблемы. И.В.Сталин настаивал на открытии "второго фронта" в 1942 году. После Сталинградской битвы уже не было сомнений, что в конечном итоге Советский Союз одержит победу над Германией и ее союзниками. Речь шла лишь о том и в какие сроки эта победа будет достигнута. Разумеется, военно-политическое руководство страны было заинтересовано в военной помощи США и Англии. Союзники по антигитлеровской коалиции были обязаны помогать СССР в силу ряда заключенных договоров, а также по той причине, что Восточный фронт оттягивал на себя подавляющее количество германского военного потенциала.

Ставка и лично Верховный Главнокомандующий были вправе ждать от союзников усиления конкретной материальной помощи. Президент США Ф.Рузвельт предложил организовать встречу военных представительств СССР и США в Вашингтоне, чтобы обсудить практические вопросы помощи Советскому Союзу боевой техникой, в том числе и авиацией.

И.В.Сталин согласился с необходимостью такой встречи, предложив, однако, перенести ее в Москву. Ф.Рузвельт назначил американскими представителями генерал-майора Фоллета Брэдли, военного аташе в Москве полковника Микела и военно-морского аташе капитана Данкина. Перед ними была поставлена задача организовать поставку американских самолетов через Аляску и Сибирь на Западный фронт, а также обеспечить советское правительство информацией относительно условий переброски, ее маршрутов и технических характеристик перебрасываемой техники.

Конечно, американская военная помощь сыграла немаловажную роль в деле разгрома Вермахта, но все же главной и самой болезненной проблемой зимой и весной 1943 года оставалось открытие "второго фронта".

Срок высадки англо-американских войск во Франции откладывался несколько раз. Вина за это лежит исключительно на военно-политическом руководстве союзников. Вместо реальных действий союзники предпочли позицию наблюдателей. Они наблюдали за противостоянием СССР и Германии на протяжении всего 1943 года, оценивая и взвешивая шансы противников. .Здесь заключается еще один грубейший просчет руководителей военных ведомств США и Англии, не сумевших дать правильную военную оценку происходившим на их глазах событиям. А ведь именно военные специалисты должны своими советами правильно ориентировать высшее политическое руководство на принятие кардинальных решений. С этой задачей они не справились.

В мае 1943 года У.Черчилль и Ф.Рузвельт приняли совместное решение об открытии "второго фронта" только в 1944 году, о чем и уведомил И.В.Сталина. Последний, в который уже раз, обратился к главам союзных государств с резким посланием (от 11 июня 1943 года), в котором прямо указывал на невозможность принятия столь важных решений без участий третьего партнера. В послании подчеркивалось, что принятое решение окажет прямое воздействие на ход войны.

В послании У.Черчиллю от 24 июня 1943 года Верховный указывал на многочисленные и широковещательные обещания британского премьера форсировать Ла-Манш в августе или сентябре 1943 года.

Все же, пока шла война, союзникам удавалось найти приемлемые компромиссные варианты. Например, было принято решение провести в Москве 18 октября 1943 года конференцию Министров иностранных дел СССР, Англии и США. В ней приняли участие В.М.Молотов, А.Иден и госсекретарь США К.Хэлл. Ф.Рузвельт пытался заменить Хэлла заместителем Госсекретаря Уэллесом, настроенным резко антисоветски, противником каких-либо совместных действий СССР и США, но последний сам отказался от поездки. Он отдавал себе отчет, что его участие в переговорах неизбежно привело бы их к срыву.

Повесткой для конференции предусматривались два основных вопроса:

1. О мероприятиях по сокращению сроков войны.

2. О подписании декларации по всеобщей безопасности.

Обсуждались на ней и другие вопросы, в частности, об отношении союзников к Италии, о репарациях и об ответственности гитлеровцев за совершенные военные преступления. Первый вопрос повестки дня был практически полностью посвящен проблемам открытия "второго фронта". Союзники обещали открыть его весной 1944 года, однако ставили перед этим ряд условий. Так, они ставили перед Верховным Главнокомандованием СССР задачу принять меры к сокращению количества германской истребительной авиации в Западной Европе. Говорилось также и о том, что проведение десантной стратегической операции - дело настолько сложное, что требует резкого повышения активности советских войск для оттягивания части сил Вермахта с Западного фронта на Восточный.

Несмотря на явную чрезмерность требований, удалось согласовать и принять документы по первому вопросу. При обсуждении второго вопроса на конференцию был приглашен посол Китая в СССР Фу Бинчан. 30 октября 1943 года главы делегаций СССР, США, Англии и Китая подписали Декларацию по всеобщей безопасности (так называемая "Декларация четырех"), заложив тем самым фундамент послевоенного устройства общества и основы для формирования Организации Объединенных Наций.

Решения: Каждая из жертв гитлеровской агрессии должна была получать репарации пропорционально своим потерям и утратам, но не в виде денежных выплат, а в виде товаров и услуг. На конференции была также решена техническая проблема обеспечения "челночных" операций американских и английских ВВС, для чего советская сторона выделила союзникам аэродромы в районе Полтавы.

Конференция обсудила и приняла "Декларацию об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства".

Ялтинская конференция.

04 Февраля 1945 года - начала работу Крымская (Ялтинская) конференция глав Правительств союзных держав антигитлеровской коалиции.

Конференция, на которой присутствовали И. Сталин (СССР), Ф. Рузвельт (США), У. Черчилль (Великобритания), начала свою работу в тот момент, когда, благодаря мощным ударам Красной армии на Восточном фронте и активным действиям англо-американских войск на западе Европы, Вторая мировая война вступила в завершающую стадию. Этим объяснялась и повестка дня конференции – послевоенное устройство Германии и других государств, принимавших участие в войне; создание международной системы коллективной безопасности, которая бы исключила в будущем возникновение мировых военных конфликтов.

Конференция приняла ряд документов, на долгие годы определивших развитие международных отношений.

Было заявлено, в частности, что целью участников конференции является «разоружить и распустить все германские вооруженные силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб; изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа», т.е. уничтожить германский милитаризм и нацизм так, чтобы Германия никогда больше не была в состоянии нарушить мир.

В качестве системы коллективной безопасности было решено создать Организацию Объединенных Наций, определены основные принципы ее устава.

Кроме того, с целью скорейшего завершения Второй мировой войны было достигнуто соглашение по Дальнему Востоку, предусматривавшее вступление СССР в войну с Японией. Дело в том, что Япония – одно из трех основных государств, развязавших Вторую мировую войну (Германия, Италия, Япония), – находилась в состоянии войны с США и Англией с 1941г., и союзники обратились к СССР с просьбой помочь им в ликвидации этого последнего очага войны.

В коммюнике конференции было зафиксировано стремление союзных держав «сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций».

К сожалению, единства целей и действий союзных держав в послевоенный период достичь не удалось: мир вступил в эпоху «холодной войны».

Наши рекомендации