Органы гос. власти и управления в период НЭПа

Высшие органы государственной власти и управления.

Высшим органом стал Съезд Советов Союза ССР. Собирается он не реже раза в год. С 1927 года – и эта периодичность признана избыточной, так что теперь – раз в два года. По большому счёту и это много.

Формирование – так же, как формировались республиканские съезды. Т.е. представители губернских съезды советов и городских советов – избирали. От губернских съездов – больше всего губерний в РСФСР – следственно, РСФСР доминировало.

Компетенция – статья 1 и 2 Конституции 1924 года. Т.е. все вопросы, отнесённые к ведению Союза.

Между съездами действие Центральный Исполнительный Комитет СССР. Не ВЦИК, а ЦИК, это экстремизм. Мы вызовем ОМОН и он вас примет. Изначально, в 22-23 годах, ЦИК планировался как обычный однопалатный парламент. В июле 1923 года состоялось совещание четвёртое по счёту национальной комиссии, и решили наполнить национальными кадрами, их очень мало. Была поставлена задача насытить управление регионами национальными кадрами. Возможно поэтому, возможно были и другие причины. И уже с 1923 года ЦИК проектировался как двухпалатный парламент. Палаты были равные и теперь нету верхней и нижней палаты. Первая – Союзный совет, формируется съездом Советов в составе 414 депутатов пропорционально населению СССР. Вторая – Совет национальностей, формируется тоже съездом, но от субъектов СССР. И соответственно каждая советская республика посылали в эту палату по 5 человек, от каждой автономии – по 1. Учитывая отдельных мелких национальностей, получилось, что обязательно человек от неё должен быть. В этом смысле было исключено доминирование РСФСР.

Где больше всего автономий? Конечно, в Российской Федерации. Но всё по национальному принципу. Если Союзный Совет является зеркальным отображением состава съезда, то Совета национальный – противовес. Эти палаты равноправны. Заложена возможность конфликта между палатами, поэтому предусмотрено создание согласительных комиссий, совместное заседание палат, ну и ,в крайнем случае, это передача дела на рассмотрение очередного съезда советов.

Компетенция – примерно как разделение Всероссийского Съезда и ВЦИКа.

Исключительная компетенция:

  1. Изменение Конституции СССР;
  2. Ратификация международных договоров.

Сессии ЦИКа собираются не реже трёх раз в год.

Президиум ЦИК.

У него компетенция поинтересней, чем с Конституцией 1918 года.

Собирает ЦИК на сессии.

Обладает контрольными полномочиями. Может приостанавливать действие постановления наркоматов до созыва ЦИК. Президиум ЦИК – координирующий орган до сессии ЦИКа.

Готовит материалы для очередной сессии ЦИКа. Рабочий орган он для ЦИКа советского союза.

При формировании Президиума учтены члены обеих палат.

Всего 21, последние 7 – избираются на совместном заседании палат. 7 –от союзного совета и 7 от совета национальностей.

СНК СССР.

Состоял из народных комиссаров. Но что это за народные комиссары? Это Комиссары, возглавлявшие два типа народных комиссариатов:

  1. Общесоюзные – реализуют компетенцию СССР. 5 человек
  2. Объединённые – реализуют сферу совместного ведения. 5 человек.

Виды наркоматов:

1. Иностранных дел;

2. Путей и сообщения;

3. Внешней торговли;

4. Почты и телеграфа;

5. Военных дел;

6. Продовольствия;

7. Нарком, возглавляющий ВСНХ СССР;

8. Труда;

9. Финансов;

10. Нарком, возглавляющий рабоче-крестьянскую армию.

Компетенция совнаркома включает законодательные полномочия.

Смотреть выше – по компетенции СССР и совместной.

Отсутствует формальное разделение властей. Однако, СНК всё реже и реже законодательствует. В основном, акты их утверждаются ЦИКом, и вступают в силу только после подтверждения. Их самостоятельное законотворчество уже не велико. Хотя де-юре – издавали декреты.

Местные органы.

Два магических слова:

  1. Оживление;
  2. Коренизация.

Оживление. В годы гражданской войны затухло. Теперь надо оживлять. Одно из самых главных НЭПовских нововведений – расширение избирательного списка, т.е. включение туда тех, кто это права был лишён, например, торговцев. Сначала сдай продналог, потом торгуй, пожалуйста.

Второе – укрепление финансовой и материальной базы местных советов. В годы гражданской войны были упразднены местные бюджеты, теперь их восстановили. Восстановили местные бюджеты, начиная с уездного, губернские, а также республиканские. Бюджеты были дотационными. Суть в том, что если доходы республики меньше расходов, то разницу покроют из дотацией из федерального бюджета. Это было официально закреплено. Касательно материальной базы – в управление местных советов переданы местные предприятия; главкизм приказал долго жить. Плюс – здравоохранение и образование местного значения.

Третье – проведение предвыборных кампаний. Несколько раз за годы НЭПа результаты выборов признавались недействительными – по причине низкой явки избирателей. Подкорректировано законодательство по отзыву депутатов. Очень часто депутаты физически не могли работать. Засыпали.

Национализация руководящих кадров - коренизация. Это делается, во-первых, путём национального делопроизводства – два языка – на русском и на национальном. Во-вторых, повышение уровня грамотности местного населения. За счёт федерального бюджета.

Обновляется законодательство о выборах в местные советские органы.


24. Правоохранительные органы в период НЭПа.

Судебная реформа.

Она, пожалуй, центральная в этот период. 1922 год – старт. Мы говорим сейчас о судах Российской Федерации, т.к. в этот момент не было Советского Союза.

Можно выделить (условно) суды общей юрисдикции и спецсуды.

Три инстанции судов общей юрисдикции:

  1. Учáстковый народный суд. У нас до сих пор имелись судебные участки, где действовали участковый народный суд. Состав этого суда был представлен в стандартном варианте: Судья и два народных заседателя. Но возможно рассмотрение некоторых дел единолично – например, дела о взыскании квартирной платы, дела р взимании налогов, там где нет принципиального спора и т.п. Критерии отбора судей в принципе те же, что и в гражданскую войну. Что касается заседателей. Заседатели – нововведение. Мы видим, из каких слоёв – не менее 50% из пролетарской рабочей среды, 35% от крестьянства и 15% от военнослужащих. В компетенцию данного суда входили основная масса гражданских и уголовных дел, основная масса, но подчёркиваем не все. Открываем ГПК или УПК 1923 года – там написано. Было по сути два УПК – 1922 года и 1923 года.
  2. Губернский суд. Суд второй инстанции, куда можно обжаловать. После районирования он будет называться областной и приравненные к нему суды. Задача их посложнее чем у участковых судов, поэтому действуют в разных составах. Имеет структуру, соответствующую специфическим задачам. Есть два главных отделения – уголовное и гражданское. Но областной суд имеет здесь не только рассматривать дела по первой инстанции, но и по кассационной, поэтому каждое из отделений делилось на судебное и кассационное отделения. Кассационная инстанция не предусматривает пересмотр по существу. Какие дела по первой инстанции? Компетенция по первой инстанции – иски на крупные суммы (более 5000 рублей), иски, предъявляемые к государственным органам; уголовные преступления – контрреволюционные преступления, преступления против порядка управления. Если выражаться терминологией уголовного права, «преступления, наиболее опасные для советского строя с точки зрения кодекса и социалистического правосознания». Ст.27 УК 1922 года она выделяет преступления против советского строя, так вот именно эти преступления областной суд рассматривает по первой инстанции. Что касается кассационных подразделений, т.е. гражданского и уголовного подразделениях там заседателей вовсе нет, там три судьи без заседателей. Два других очень важных подразделения этого суда – президиум и пленум. Задача их немножко разная. Например, Президиум занимался разделением на судебные участки, он формирует собственно судебные участки, организационными вопросами, надзором над участковыми судами, т.е. над судьями нижестоящей инстанции. Пленум – руководящий орган в плане единообразия понимания категорий дел. Для этого он издавал руководящие разъяснения. Кстати, это функция любого плена. Ещё одно отделение – дисциплинарное. Оно осуществляет контроль над судьями. Судьи у нас не несменяемы, срок избрания – один год. В этом отделении производились дисциплинарные расследования. Президиум может вынести решения о прекращении полномочий конкретного судьи первой инстанции. Ну вот собственно и всё.
  3. Верховный суд республики (в нашем случае – РСФСР, т.к. мы проводим реформа в рамках РСФСР). Третья инстанции Его первоначальная структура очень похожа на вторую инстанцию. Есть гражданская и уголовная кассационные коллегии. Название говорит само за себя. Затем в составе этого суда есть судебная коллегия. Рассматривала дела высокопоставленных товарищей по первой инстанции, например, если товарищ Троцкий совершил преступление. Ещё один важный момент- Пленум и президиум тоже есть, задачи те же, только в масштабах всей страны: раздел на судебные округа, решение о досрочном полномочий судей, достижение единообразия судебной практики. И ещё два момента, которые действуют аккуратно до создания Верховного Суда СССР: Два отделения -– водно-транспортная коллегия и что-то с железной дорогой – коллегия. В общем речь идёт о преступлениях, совершённых на транспорте. Военная коллегия венчает собой систему трибуналов, потому что военные трибуналы действуют. Помимо дел по первой инстанции и кассационных дел, этот суд, как и областной, рассматривали дела и в надзорном порядке. Этот порядок действовал тогда, когда вступление уже вступило в законную силу. Как это было? Очень просто – через великую красную советскую прокуратуру.
  4. Верховный суд СССР – последняя инстанция, был образован после образования советского союза. Структура его очень напоминает структуру верхсуда республики. Коллегии описаны в Конституции 1924 года. Имел не только и не столько судебные полномочия – был задуман как орган конституционного контроля: и в нашем случае этот суд рассматривал конституции республик и нормативные акты республики на предмет соответствия Конституции СССР. Полномочия конституционного контроля были заложены в полномочиях этого суда. Историки права говорят, что эта функция не очень хорошо-то работала.

Формирования судейского корпуса. Кто формирует суды разной инстанции? Суды первых двух инстанций тут всё одинаково - Судьи участкового и областного суда утверждаются областными или губернскими исполкомами в этом регионе. Ну и всё очень логично, на более высших инстанций – вопрос решается ЦИКами(для СССР) и ВЦИКами(например, РСФСР). Таким образом, исполкомы разного уровня утверждают судей разных инстанций.

Спецсуды.

Очень широкое название, потому что далеко не все спец суды функционировали в состязательном порядке. И в частности яркий пример, когда этот состязательный процесс нарушается – это арбитражные комиссии.

  1. Арбитражные комиссии. Создавались при экономических отделах исполкомов. Были не только при экономических совещаниях, например, РСФСР, но были и при совнархозах отдельных республик и даже губерний. По крайней мере - это орган, разбиравший имущественные вопросы в социалистическом секторе экономики. Здесь нет частных юридических лиц, здесь не разбираются иски частных граждан, в арбитражных комиссиях рассматриваются те нарушения, которые случились в отношениях социалистических, т.е. государственных или казённых предприятий. Задача их – не столько найти правую сторону, сколько выяснить причину случившихся споров и добиться устранения этой причины. Цель – не присудить кому-то деньги, цель разобраться в конфликте и устранить его. Пока арбитражные комиссии действуют согласно ГПК 1923 года.
  2. Комиссии по земельным спорам. Ведь допустил много того, чего ранее запрещал. НЭП многое разрешил. НЭП разрешил наёмный труд, например. Все споры, связанные с земледелием, решались в земельных комиссиях.
  3. Трудовые сессии народных судов. Состав - судья и два народных заседателя. Но есть детали – заседатели необычные – это представители двух противоборствующих систем – отдела труда и местного совета профсоюзов. Государство представляет работодателя, а второй представляет местный отдел профсоюза. Трудовая сессия является своеобразной последней инстанцией над примирительными камерами – органами по трудовым спорам на предприятиях. Это так называющийся замыкательный орган над органами по трудовым спорам на предприятиях
  4. Военный трибунал. Это военный суд по преступлениям военнослужащих.
  5. Транспортные суды – это железнодорожный и водно-транспортный суды. Все эти суды замыкаются на коллегии соответствующих судов сначала на уровне союзной республики, потом на коллегии верховного суда СССР после его образования, конечно.
  6. Суды общественной самодеятельности. Товарищеские суды на предприятиях, т.е. цель создания этих судов - это передача мелких суд в руки самой общественности. Пусть коллектив разбирает. Потому что всякую такую мелочь удобно передать общественности. Правонарушения:

1) Хищения на мелкие суммы;

2) Драки;

3) Оскорбления;

4) Порча имущества предприятия в незначительных размерах.

Поэтому судов у нас много.

Реформы остальные.

Реформа адвокатуры– май 1922 года.

В данном случае была реабилитирована сама система. Восстановление самого термина. Причины – малое количество юридически образованных участников суда. Другая – сбор налогов с прибыли адвокатов. Адвокат получает гонорар, поэтому лучше легализовать и брать с неё налоги, т.е. обирать на законных основаниях.

Адвокатура теперь работала организовано в коллегиях. Таким образом, при губернских судах, именно при губернских судах, они создаются(коллегия адвокатов). В чём специфика? Адвокатская коллегия образуется по решению губернского исполкома. Утверждает исполком состав коллегий. Поэтому не всякий дореволюционный адвокат пройдёт туда. В дальнейшем все новые члены также утверждаются губернским исполкомом. Так же, как и судей, могли отозвать адвокатов. Срока службы не было. Для адвокатов срока нет, но исполком может по сути всегда отозвать любого адвоката, т.е. исключить. Это контроль за деятельностью защиты.

Назвать кого-то интеллигентом – высшее ругательство.

К адвокатам относились плохо. И защищали кого ни попадя, хоть контру, хоть бытовуху и т.д.

Руководящий орган – президиум коллегии адвокатов. Отмечали также наличие дисциплинарных трибуналов внутри коллегий. Т.е. что-то вроде самосуда. Сам трибунал может вынести решение об отставке адвоката. Например, за принятие непотребных гонораров. Один адвокат, к примеру, не только усомнился в обвинении прокурора, но попытался играть на оттенках снов. За это трибунал.

Если оценивать роль адвокатуры в процессе, она ненадёжно. Вот у нас в суде три стороны: суд, прокурор(обвинение), адвокат(защита). Что интересно? На вершине этой пирамиды – это прокурор, который не только в праве действовать как сторона, но и как контролёр судьи. Что же делать адвокату в таком случае. Судья боится, он не несменяемый. И понятно, что защитник ни чуть не сомневается в решении судьи. И что же делать адвокату? Практика выработала целую стратегию. Например, были разработаны специальные шаблоны судоговорения. Например: «Товарищ судья, целиком поддерживая товарища прокурора по этому обвинению, тем не менее хочу сказать, что мой подзащитный примерный семьянин, и вы без прокормления оставите семью, хомяка и т.д.» Т.е. надо давить на жалость.

Зачем же тогда вообще адвокаты? Если я хочу сделать правовое государство, я напишу в конституции, что у меня правовое государство. Для видимой демократичности. Тем не менее, в наших положениях прописывался оклад адвоката – по тарифу, и бесплатно – для малоимущих. Рабочим и служащим оплата по чёткой таксе, по тарифу.

Лица свободных профессий – самый лакомный кусок. Это лица, которые работают сами на себя, они нетрудящиеся, в смысле их трудовая книжка нигде не лежит. Например, худождник, частнопрактикующий врач, поэт, который пишет то, что называется стихами. Между ними оплата адвокату определялась по договорённости.

Прокуратура.

Реформа 1922 года. Формально она воссоздаётся.

Как и до октябрьской революции, прокурор республики – нарком юстиции. Т.е. по сути одно и тоже. Он должности эти совмещает. Совмещение в принципе не новинка. И соответственно, этот прокурор республики либо назначает, либо утверждает по представлению всех нижестоящих прокуроров, .е. именно прокурора какого-то края, области, а сотрудников прокуратуры он назначает по представлению уже назначенных их прокуроров. Это так называемое единочалие.

ВЦИКе депутаты очень хотели, чтобы прокуроров назначали исполкомы. А вот допустим у нас какой-нибудь губернатор Тульской области формирует юстицию всей губернии, кто же за ним будет надзирать. И в этом смысле, централизация и единочалие же обеспечила независимость законности от местных властей. И этого Ленин добивался. Законность то она одно. Поэтому не может двойное подчинение для соблюдения законности. И в этом смысле и вытекает первая функция прокуратуры – общий надзор.

Функции прокурорской работы:

  1. Прокурорский надзор – надзор над деятельностью должностных лиц на предмет исполнения законов. Т.е. надзор за деятельностью чиновников.
  2. Надзор за законностью в процессе. Это напоминает судебную реформу Александра 2. Здесь два «ПК сильно расходятся. УПК 1922 года подчинил следствие суду, а УПК 1923 года подчиняет следствие прокуратуре. Это значимая деталь, если следствие подчинено прокуратуре, а прокурор выдвигает обвинение, то сами подумайте какого рода обвинение будет составлено следствием.
  3. Надзор за законностью в судебном заседании. Когда прокурор обвиняет и следит за законностью деятельности самого судьи. Прокурор представляет интересы государства. В действиях самого судьи.
  4. Обвинение на суде.
  5. Надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы. Представьте себе такую ситуацию – нарушают ваши права в колонии, жаловаться надо прокурору, который посещает такие места и следит там за законностью. Этот надзор со стороны прокуратуры.

На уровне СССР прокуратура пока не образуется. Объясняется это тем, что согласно Конституции 1924 года законность и правопорядок – компетенция самой республики. Есть одна должность на уровне союза – Прокурор верховного суда СССР. Судебные споры там есть, там рассматриваются уголовные дела. И обвинять-то таки надо кому-то.

Наши рекомендации