Режим секретности (государственная тайна)

Государственные секреты - сведения, защищаемые госу­дарством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопаснос­ти Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

Иными словами, государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области военной, экономичес­кой, внешнеэкономической, разведывательной и другой деятель­ности, разглашение которых может нанести существенный вред безопасности Республики Беларусь.

Признаки государственной тайны:

важнейшие сведения в любой сфере государственной деятельности;

разглашение сведении (тайны) причиняет существенный ущерб или наносит вред государству;

сведения, составляющие государственную тайну, закрепляются законом;

государственная тайна охраняется соответствующими статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь;

режим государственной тайны обеспечивается специальным государственным органом управления - Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь;

режим государственной тайны распространяется на лиц, которые обладают сведениями, составляющими государственную тайну, и имеют отношение к ее охране (защите).

Республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их пищите, на основании Перечня сведений, составляющих госу­дарственную тайну Республики Беларусь, утвержденного Прези­дентом Республики Беларусь, составляют перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются руководителями республиканских органов государственно­го управления, иных государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государ­ственным секретам и их защите, по согласованию с органами государственной безопасности Республики Беларусь и пересмат­риваются по мере необходимости, но не реже, чем каждые пять лет.

Государственные секреты делятся на два вида: государствен­ная тайна и служебная тайна.

Государственная тайна - государственные секреты, разгла­шение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред наци­ональной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным

правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно.

В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствую­щие грифы секретности:

для носителей государственной тайны - «Особой важности», «Совершенно секретно»;

для носителей служебной тайны - «секретно».

Присвоение носителям государственных секретов иных грифов запрещается.

Допуск физического лица к государственным секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к госу­дарственным секретам.

Типовая форма договора о допуске к государственным секретам и порядок его заключения определяются Советом Мини­стров Республики Беларусь.

Для получения физическим лицом допуска к государствен­ным секретам необходимо:

письменное согласие на проведение в отношении его органа­ми государственной безопасности Республики Беларусь прове­рочных мероприятий, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст. 24 Закона Республики Беларусь «О госу­дарственных секретах». При этом срок проведения провероч­ных мероприятий не должен превышать одного месяца;

письменное согласие на частичные временные ограничения его прав в соответствии со ст. 29 указанного Закона и принятие на себя в связи с этим соответствующих обязательств перед государством;

ознакомление с актами законодательства Республики Бела­русь о государственных секретах, а также с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о государствен­ных секретах;

принятие обязательства перед государством по выполнению установленных актами законодательства Республики Беларусь требований в сфере защиты государственных секретов;

определение видов и размеров компенсаций за ограничение его прав, установление порядка предоставления компенсаций;

принятие руководителем юридического лица решения о до­пуске физического лица к государственным секретам.

Необходимость заключения с физическим лицом договора о допуске к государственным секретам определяется перед назна­чением его на должность.

В зависимости от степени секретности сведений, составляю­щих государственные секреты, устанавливаются три формы до­пуска к государственным секретам, соответствующие степени секретности этих сведений:

форма № 1 - форма допуска к сведениям особой важности и их носителям;

форма № 2 - форма допуска к совершенно секретным сведе­ниям и их носителям;

форма № 3 - форма допуска к секретным сведениям и их носителям.

Наличие допуска формы № 1 является основанием для дос­тупа к сведениям допуска формы № 2 и допуска формы № 3, а наличие допуска формы № 2 является основанием для доступа к сведениям допуска формы № 3.

Обстоятельства, порядок и сроки перерегистрации либо из­менения формы допуска физических лиц к государственным сек­ретам устанавливаются Советом Министров Республики Бела­русь.

Доступ к государственным секретам без оформления допус­ка предоставляется:

Президенту Республики Беларусь - с момента вступления его в должность;

Премьер-министру Республики Беларусь - с момента назна­чения его на должность;

депутатам Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь, депутатам местных Советов депутатов, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь - с момента признания их полномочий;

судьям - с момента назначения их на должность.

По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается.

Участники уголовного, гражданского и (или) административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Ограничение прав физического лица, имеющего либо имев­шего доступ к государственным секретам, в соответствии с За­коном «О государственных секретах» может касаться прав:

на выезд за границу, если физическое лицо осведомлено о сведениях, составляющих государственную тайну, - до истече­ния срока, указанного в договоре о допуске к государственным секретам;

на распространение сведений, составляющих государствен­ные секреты, и (или) использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения, - до рассекречивания этих сведе­ний;

на неприкосновенность личной жизни - до окончания про­ведения проверочных мероприятий.

За нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных секретах виновные лица несут ответственность в) соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Надзор за точным и единообразным исполнением законо­дательства Республики Беларусь о государственных секретах осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

Наши рекомендации