Политические и правовые взгляды Льва Сапеги
Сапега Лев Иванович ( 04.04.1557 года [поместье Островно, Витебский уезд]- 07.07.1633 года [Вильно]), выдающийся белорусский политический, общественный и военный деятель Великого Княжества Литовского (ВКЛ), дипломат, мыслитель.
С. был выходцем из чарейской (или чарейско-ружанской) линии Сапег, происходивших из древнего рода оршанских бояр. Сапеги являлись представителями герба «Лис» и считались другим по значительности (после Радзивиллов) магнатским родом ВКЛ.
Родился в родовом поместье Островно Витебского уезда (теперь деревня в Бешенковичском районе Витебской области) в семье Ивана Ивановича Сапеги (ум. в 1580 г.), старосты дрогичинского и подстаросты оршанского, и княжны Богданы Друцкой-Соколинской-Конопли (Коноплянки), которая умерла в 1584 г. С. имел двух младших братьев и трех сестер. Его дед, Иван Богданович Сапега был витебским воеводой, потом – подляским (ум. в 1516).
Малолетним ребенком С. отдали на учебу и воспитание кальвинистским преподавателям в знаменитый несвижский двор виленского воеводы и канцлера великого Николая Радзивилла Черного, с младшими сыновьями которого С. и учился.
В 1570–1573 годах С. вместе с тремя младшими сыновьями Николая Радзивилла обучался в Лейпцигском университете в Германии, где под влиянием Реформации сменил свое православное вероисповедание и стал протестантом (кальвинистом).
По окончании Лейпцигского университета С. возвратился на родину хорошо подготовленным правоведом, дипломатом и философом. Он досконально владел греческим, латинским, немецким, польским и белорусским языками. Необыкновенная логика мышления, безупречная память и отличное знание законов помогли ему выиграть судебное имущественное дело собственного отца. С. выступал на этом процессе в роли адвоката. Исследователи отмечают, что неизвестно, был С. прав или нет, но, блестяще выиграв дело, юноша обратил на себя внимание самого короля и великого князя Стефана Батория.
На последнем этапе Ливонской войны (1558-1583) в 1579 г. С. участвовал во главе гусарской хоругви (полка) в полоцкой кампании Стефана Батория в освобождении Полоцка. 30 января 1580 г. король принял его в число своих придворных: С. был назначен на должность великокняжеского (королевского) секретаря. Вместе с королем Стефаном Баторием он в 1580-1581 гг. принимал участие в военных походах на Великие Луки и Псков, где вновь возглавлял гусарскую хоругвь.
В 1581 г. С. получил должность писаря ВКЛ. Вместе с канцлером А.Б. Воловичем и подканцлером К.Н. Радзивиллом С. принимал участие в создании высшего судебного и апелляционного органа в государстве – Главного Трибунала ВКЛ, который начал функционировать 1 апреля 1581 года.
В 1584 г. в Москве с русским царем Федором Ивановичем С. подписал соглашение о перемирии на 10 лет и освободил из плена 900 белорусских узников, попавших в московский плен во время захватнической войны в 1563 г. За удачную дипломатическую миссию 2 февраля 1585 г. С. получил должность подканцлера ВКЛ, а 20 июля 1586 г. – пожизненную должность Слонимского старосты. Прибыль от этой должности шла непосредственно С. После этого С. сделал Слоним своей главной резиденцией.
1 сентября 1586 г. С. женился на Дороте, дочери коштеляна люблинского Андрея Фирлея, которая к тому времени уже была вдовой трокского воеводы, князя Стефана Сборожского (ум. в 1585 г.). От первого брака Дорота имела дочь Барбару. С. она родила сына Яна Станислава (1589-1635), который в 1621 г. стал маршалком великим литовским, а также еще троих детей, но они умерли в младенчестве. Дорота умерла 14 марта 1591 г. и была похоронена в виленском костеле святого Михаила.
В 1586 г. С. перешел из кальвинизма в католичество, что способствовало его дальнейшей карьере, но обычно он занимал толерантную (терпимую) позицию в религиозном вопросе. Во время безкоролевья 1587 г., после смерти Стефана Батория, он предложил план федерации Польши, ВКЛ и Московской державы с одним королем (предлагалась кандидатура царя Федора Ивановича). Объединение славянских народов и избрание ими единого монарха, по мнению С., способствовало бы росту их экономического и военного потенциала, обеспечило бы продолжительный мир. Когда этот план не был реализован, поддержал кандидатуру шведского королевича Жигимонта (Сигизмунда) III Вазы.
С. возглавлял сеймовую комиссию по подготовке третьего Статута ВКЛ (утв. 28 января 1588 г.). Он отредактировал его текст и профинансировал издание в виленской типографии Л. и К. Мамоничей. Статут был издан на белорусском языке и считался на протяжении многих лет образцом законодательства в Европе, важнейшим правовым документом в Европе. В качестве предисловия к Статуту С. поместил обращение к великому князю Жигимонту III Вазе и населению ВКЛ, в котором обстоятельно обосновал необходимость этого нового свода законов. Отличительной чертой Статута 1588 г. являлось то, что он действовал 252 года и был отменен лишь в 1840 году при Николае I.
В апреле 1589 г. С. получил должность канцлера великого, став руководителем внешней и внутренней политики ВКЛ.
На церковном соборе в Бресте в 1596 г., как королевский комиссар, С. выступил в защиту церковной унии, но был категорическим противником насилия как средства ее укрепления. В 1599 г. С. женился второй раз, но уже на 16-ти летней княжне Гальшке (Елизавете) Радзивилл (1583-1611), дочери Кристофа Николая Радзивилла Перуна, воеводы виленского и великого гетмана литовского, главы кальвинистов в ВКЛ. От Гальшки Радзивилл С. имел трех сыновей – Кристофа Николая (1607-1631), писаря ВКЛ; Казмира Льва (1609-1656), подканцлера ВКЛ с 1645 года; Николая (умер мальчиком), а также дочь Анну (1603-1627).
В 1600-1601 гг. С. возглавил посольство в Москву, в результате которого договорился с русским царем Борисом Годуновым о продолжении перемирия еще на 20 лет (начиная с 15 августа 1602 г.), но государственной унии с Москвой не добился. .
С. не поддержал Лжедмитрия I, так как считал, что лучше заключить унию с Московской державой. Однако, по мнению российского историка С.М. Соловьева, именно С. подготовил его для роли царевича Дмитрия. В 1609 г., убедившись, что уния с Москвой не свершится, выступил за войну Речи Посполитой с Россией (1609-1618) и поддержал Лжедмитрия II.
С. участвовал в осаде Смоленска и поддержал кандидатуру королевича Владислава Жигимонтовича на московский трон. В 1617-1618 гг. содействовал организации и финансированию похода королевича Владислава на Москву, выставил гусарскую и пехотную роту и сопровождал Владислава до Вязьмы. В октябре 1618 г. вернулся к королевичу под Москву, в Тушино. Участвовал в переговорах с московскими послами, в результате чего 1 декабря 1618 г. было подписано Деулинское перемирие на 14 с половиной лет. 6 февраля 1623 г. С. был назначен на должность воеводы виленского, отказавшись от должности канцлера великого.
В своей политике С. отстаивал суверенитет ВКЛ в составе федеративной Речи Посполитой, неуклонно придерживался 12-й статьи 3-го раздела Статута ВКЛ 1588 г., который запрещал раздавать польской шляхте имения и посты (должности) в ВКЛ.
Одним из важнейших источников изучения социологических взглядов С. являются его письма. Как крупный землевладелец он защищал интересы своего класса, как человек высочайшей эрудиции и дальновидный политик он не мог не воспринимать тех прогрессивных процессов, которые происходили в обществе и идеологии. Компромисс с прогрессивными идеями позволял С. довольно эффективно поводить свою линию – сопротивление гегемонистским стремлениям церкви, так как претензии духовенства на главную роль в государстве вызывали недовольство части феодалов. С. отстаивал права шляхты на политическое господство и в то же время выступал сторонником внутренне единого, централизованного шляхетстко-демократического государства. С. был убеждён, что право должно защищать подданных от злоупотреблений со стороны монарха и тем самым оберегать от тирании, а закон должен обеспечить государству порядок, покой и социальный мир. По этой причине С. считал, что необходимо иметь единый закон и для правящих верхов, и для подданных. С. выступал как сторонник независимости и свободы человека. Уточняя сущность свободы человека, С. ссылался на Цицерона. Особое внимание С. обращал на то, что поведение человека в обществе должно определяться не его внутренними потребностями, а нормами, установленными рамками закона. Взгляды С. на права человека совпадают с постулатами, которые значительно позже возникли в странах Западной Европы. С. рассматривал право не как продукт божественного промысла, а как результат деятельности человеческого разума.
После убийства униатского полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича витебскими православными мещанами в 1623 году С. возглавил судебную комиссию, которая вынесла суровые наказания участникам убийства.
25 июля 1625 года Лев Сапега был назначен гетманом великим литовским. В 1625 году он участвовал в войне Речи Посполитой со Швецией (1600-1629) во главе дивизии в Инфлянтах.
Как один из богатейших магнатов С. владел многочисленными имениями и староствами. С. активно содействовал развитию белорусского книгопечатания. В своей резиденции в Ружанах собрал богатейшую библиотеку. По его приказу, в 1594-1607 гг., были переписаны архивные книги Метрики ВКЛ, чтобы при пользовании они не приходили в негодность (работу по созданию реестра архивного собрания он начал ещё в 1594 г.).
Последние годы жизни С. провёл в Вильне, где активно занимался приведением в порядок архивов Метрики ВКЛ.
Вполне справедливо историю Беларуси второй половины XVI–начала XVII вв. следует считать эпохой Сапеги. Государство держалось на нём, как на сказочном богатыре. Это был преданный, самоотверженный патриот, для которого наивысшим долгом было служение Отечеству.
Умер в городе Вильно. Похоронен там же, в костеле святого Михаила.