Управление и манипулирование. Виды манипулирования
Способы воздействия субъекта управления на объект. Интересы общие, частные и корыстные
Каждый человек видит смысл жизни в удовлетворении своих потребностей. Он стремится к реализации личных интересов, следовательно, к большей свободе действий. Общество, напротив, может существовать как целостное образование только при условии осознания людьми необходимости совместного, существования, соответственно, единых правил социального поведения. Это противоречие между общими и частными интересами создает управленческую проблему.
В современном обществе управление только путем прямого принуждения уже невозможно, а мотивирование некоторыми работниками воспринимается как слабость руководителя. С развитием психологических теорий управления поведением стал актуальным новый способ воздействия субъекта управления на объект – манипулирование.
Манипулирование как реализация корыстных интересов
Процесс манипулирования можно рассматривать с различных позиций:
1) Позиция моральной оценки манипулирования. В этой позиции можно выделить три основных подхода к оценке манипулирования в зависимости от ситуации взаимодействия и последствий для его участников.
Во-первых, оценка манипулирования как негативного социально-психологического явления межличностного взаимодействия, оказывающего разрушающее воздействие на личность.
Во-вторых, оценка манипулирования как позитивного социально-психологического феномена социального взаимодействия, позволяющего заменить явное принуждение человека на скрытое психологическое воздействие.
В-третьих, положительная оценка как допустимого средства защиты, используемого в следующих двух типах ситуаций: а) в ответ на явное принуждение и использование силы; б) в ответ на использование манипулирования как контрманипуляция.
2) Позиция манипулятора. В данной позиции для рассмотрения открыты цели, используемые приемы манипулирования, предполагаемый эффект, но закрыт внутренний мир адресата. Манипулятор видит лишь внешние проявления результатов собственного манипулирования, но далеко не в полной мере.
3) Позиция адресата манипулирования. В данной позиции открыты внутренние переживания эффекта манипулирования и частично, в меру осознания его последствия. Кроме этого открыты внешние признаки манипулирования, но закрыты цели, механизмы действия используемых манипулятором приемов и способов.
4) Позиция свидетеля (стороннего наблюдателя). С данной позиции открыты внешние признака процесса манипулирования, но закрыты внутренний мир адресата и манипулятора, цели способы манипулирования.
5) Позиция исследователя-аналитика. С данной позиции возможно собрать отдельные элементы, на основе наблюдений и данных, присущих рассмотрению с указанной выше позиций, воссоздать общую схему процесса манипулирования, в том числе выделить используемые способы и типичные формы манипулирования.
Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений.
Манипулирование – это такой вид воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Основными признаками манипулирования являются:
1) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность);
2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;
3) стремление получить односторонний выигрыш;
4) использование силы (чаще всего психологической), игра на слабостях.
Виды манипулирования
Существуют различные виды манипулирования, выделенные в зависимости от того, в какой сфере деятельности они применяются: экономическое, политическое, психологическое, идеологическое, бюрократическое.
Экономическое манипулирование – это экономическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий. Например, продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения – факт продажи конкретного товара. Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре.
Психологическое манипулирование – система способов социально-психологического воздействия в целях изменения мышления и поведения людей, формирования определенного образа жизни, насаждения стереотипов вопреки их интересам. В широком смысле под ним понимаются косвенные действия руководства организации, предпринимаемые им для обеспечения стабильного функционирования структуры как социально-психологического образования. В узком смысле под психологическим манипулированием понимается целенаправленное, преимущественно неявное воздействие на индивидуальное или групповое (организационное) поведение.
В рамках государства психологическое манипулирование осуществляется, прежде всего, через имеющиеся каналы массовых коммуникаций. Обычно газеты, радио, телевидение в основном находятся в руках политических сил, господствующих в данном обществе. Основные признаки психологического манипулирования: 1) это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия; 2) при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия; 3) результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия.
В зависимости от отношения к адресату как к объекту или субъекту и степени его активности выделяются три основных стратегии психологического манипулирования: императивная (пассивный объект), манипулятивная и развивающая (субъект – субъектный подход). Причем при манипулятивной стратегии активность адресата воздействия рассматривается лишь как фактор, который требует специфических методов влияния для достижения изменений в его психике и модификации поведения в желаемых для манипулятора направлениях в соответствии с его целями, интересами и потребностями.
Бюрократическое манипулирование – это манипулирование в организации, которое осуществляется посредством иерархической структуры (от начальника к подчиненному). Использование руководством организации деперсонализированных правил, мелочной опеки и централизации повышает равнодушие на всех уровнях, потому что принимаемые на высшем уровне решения не обсуждаются. Все это усиливает власть узкой группы людей, находящихся по своим статусным позициям на вершине административной иерархии.
Многие исследователи считают бюрократию «необходимым злом»: без нее невозможно управление, однако именно она существенно ограничивает возможности граждан влиять на характер функционирования системы государственного управления, усиливая политическое отчуждение в обществе. Поэтому в обыденном сознании бюрократия ассоциируется с волокитой и неэффективностью административного аппарата, но в теории этот термин имеет нейтральный характер, его значение связано не с оценками, а с особыми обязанностями, структурной организацией, жесткостью административных процедур и вытекающими отсюда специфическими корпоративными интересами чиновников.