Социальная работа в социально-этнической сфере
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дисциплина: «Теория Социальной работы»
Тема: «Социальная работа в социально-этнической сфере»
Выполнилистуденты 2 курса
Баженов Сергей Викторович
Ионел Александр Михайлович
Проверила Нагибина Ольга Валерьевна
Вологда
Социальная работа в социально-этнической сфере
Проблемы социальной работы в межэтнической среде имеет особое значение для России – одного из самых многонациональных, полиэтнических государств в мире (по различным источникам, в нашей стране проживают представители 150-165 этносов). Если обратить внимание на этнополитическую карту Российской Федерации, то нетрудно заметить, что вся наша страна представляет собой одну огромную межэтническую среду. При этом следует исходить из того, что экономические, политические изменения в России (безработица, социальное расслоение, усиление миграционных процессов, разрушение прежней инфраструктуры) затронули прежде всего национальные меньшинства.
Отсюда вытекают задачи:
- 1.дать необходимые знания о национальных меньшинствах, диаспор;
- 2.классифицировать разновидности национальных меньшинств;
- 3. рассмотреть политико-правовую базу социальной работы с ними;
- 4.показать проблему национальных меньшинств в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
1. Кто такие национальные меньшинства? Это те национальные группы, которые проживают за пределами своей территории. Понятие «меньшинство» в сочетании с прилагательным «национальное» указывает не на численность. Ибо по абсолютной численности оно может быть во много раз больше тех народов, которые имеют свою национальную территорию и не считаются на ней меньшинствами. Сравните, например, данные о численности национальных меньшинств в Российской Федерации в сравнении с численностью так называемых коренных народов.
Следует обратить внимание и на то, что проблема национальной государственности в России также далеко не однозначна. Население, по названию которого именуется данная республика в составе РФ, называется титульным, или коренным, хотя исторически почти все народы являются на территории своего проживания пришельцами. В ряде российских республик титульное население составляет менее 50%, а в некоторых республиках даже менее 30% всего населения национального субъекта Федерации (Татарстан, Мордва, Коми, Калмыкия и т.д.). Но это не означает, что титульное население на территории своей республики является национальным меньшинством. Национальные меньшинства образуются нередко в результате вынужденной миграции. Это характерно для России как в прошлом, так и в нынешнее время. Специфической формой образования национальных меньшинств является также депортация целых народов (немцев Поволжья, греков, корейцев, чеченцев, ингушей, дагестанских народов и многих других),
Понятие «национальные меньшинства» нельзя отождествлять с «малочисленными народами». В Российской Федерации малочисленными, аборигенными признаются народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и насчитывающие не более 50 тыс. чел. К ним относятся и 30 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: саамы, ханты, манси, селькупы, ненцы, нганасаны, кеты, долганы, тофалары, эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы, нивхи, алеуты, ительмены, коряки, чукчи, чуванцы, эскимосы, юкагиры, тувинцы-тоджинцы, шорцы, теле-уты, кумандинцы.
Социальной работы с малочисленными народами точно так же, как и с национальными меньшинствами. Это особенно актуально, если учесть, что все малочисленные народы, в том числе вышеназванные, независимо от того, имеют ли они национально-территориальные образования или нет, находятся в межэтнической среде и, как правило, даже в районах их компактного расселения составляют незначительный процент всего населения. Три наиболее острые проблемы определяют направления социальной работы с малочисленными народами: высокий уровень безработицы, болезней и алкоголизма.
Вернемся к национальным меньшинствам или диаспорам. По разнообразию своих диаспор Россия поистине уникальное государство. Для более эффективной работы целесообразно выделить 4 группы диаспор.
Внутренняя диаспора. Это та часть населения, которая проживает вне «своих», Российских республик (коми, карелы, хакасы, алтайцы, чуваши, осетины и т.д.).
Ближняя диаспора. Это национальные меньшинства, исторические родины которых – бывшие союзные республики. По численности это большая группа населения (украинцы, белорусы, казахи, армяне, грузины и т.д.).
Дальняя диаспора. Это национальные группы, чьи исторические родины – государства дальнего зарубежья (немцы, греки, поляки, корейцы, венгры, болгары, чехи т.д.).
Национальные меньшинства, у которых нет национально-территориальных образований, государственности ни в России, ни в мире вообще (цыгане, ассирийцы, курды и другие). Конечно, без учета специфики этих групп трудно вести успешную социальную работу в любой стране.
Миграция как условие возникновения человечества – проблемы с этническими меньшинствами возникают в момент зарождения национальных государств и складывания этносов, которые способны осознать свою идентичность и почувствовать свое отличие от других. История перемешивает народы, ассимилируя побежденных (впрочем, иногда победителей) в состав побежденных. Многие народы, поглощенные другими, прекращают свою собственную этническую историю, однако это происходит не всегда.
2. Классическими народами диаспоры в древнем мире считались греки и евреи. Они внесли ощутимый вклад в культурное развитие многих стран и народов. Так например, известна большая роль греческой диаспоры в истории развития Юга России. Греки не только помогли расширить торговлю России с другими странами, но и оказали прямое воздействие на культуру скифского Причерноморья.
Широко известна роль испанской, английской, немецкой, русской диаспор в мировом социокультурном прогрессе. Российская империя с учетом ее многонационального характера уделяла огромное внимание социальной политике по отношению к национальным меньшинствам. Указом Екатерины II в 1779 году было организовано массовое переселение на Юг России христианского населения Крымского ханства, главным образом греков (18407 чел.) и армян (12598). Цель такой акции – не только ослабление ханства (в 1783 г. земли Крымского ханства были включены в состав Российской империи), но и заселение южно-российских степей людьми, имеющими большой опыт в земледелии, торговле, ремеслах.
По царской грамоте армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Св. Димитрия Ростовского и разрешено было основать один город и пять селений. Переселенцам предоставлялись определенные льготы и привилегии, в частности, освобождение от государственных податей и служб на 10 лет, от воинской повинности на 100 лет. Разрешалось строительство церквей, где церковные обряды могли проводиться в соответствии с их собственными законами и традициями, свободная торговля внутри и вне государства. Армяне получали право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда.
Царская Россия детально регламентировала положение национальных меньшинств, особенно в системе местного самоуправления, о чем свидетельствует законодательство Российской империи. В «Положении об инородцах» учитывалась необходимость управления их жизнью «…со строгой осмотрительностью в местном применении и соображаясь при этом с обычаями разных племен, вошедших в состав области…». При всех ограничениях прав инородцев самодержавие оберегало их традиции и среду обитания. Так, в статье 37 указанного Положения говорится: «Строго запрещается русским самовольно селиться на землях, во владение инородцам отведенных; русские могут брать у инородцев место в оброчное содержание, но всегда по условиям с обществами». Инородцы были наделены многими правами, тем не менее они строго подчинялись органам государственного управления.
3. В мире практически нет ни одного государства, где бы ни возникали проблемынекоренного, диаспорного населения. В этом отношении очень важно хорошо изучать содержание основных международных документов, касающихся национальных меньшинств.
Главнейшим документом, принятом Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г., является «Всеобщая декларация прав человека». Первая статья этого документа гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Оказание помощи в сохранении национальной идентичности, в превенции утраты своих обычаев, традиций, психологии и культуры.
3. Работа с национальными меньшинствами проводится на трех уровнях: федеральном, региональном, местном.
Государственный (федеральный) уровень. Правовое регулирование интересов народов России, в том числе национальных меньшинств, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации. В статье 19 (пункт 2) говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения … Запрещается любая форма ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, региональной, языковой или религиозной принадлежности».
Законодательной базой работы с национальными меньшинствами является Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (НКА), принятый Государственной Думой 22 мая 1996 года и одобренный Советом Федерации 5 июня 1996 г. Он защищает права граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, не имеющим административно-территориальных, национально-государственных образований в Российской Федерации.
Основной целью создания национально-культурной автономии является сплочение потенциала этнической общности для создания условий, благоприятствующих удовлетворению культурных, духовных, социальных и экономических потребностей каждого ее члена.
Однако отсутствие материальной базы препятствует механизму реализации закона, механизму самоорганизации. Вместе с тем положительным является тот факт, что, во-первых, наличие национально-культурных автономий предусмотрено Федеральным Законом, во-вторых, что особенно важно, субъектом права является гражданин, представитель национального меньшинства, который входит в национально-культурное объединение.
Региональный уровень. Ни одна, даже самая совершенная декларация, не стоит ничего, если социальная работа не будет проводиться в каждом конкретном субъекте Российской Федерации – в области ли, крае ли, республике или национальном автономном округе. Каждый из субъектов имеет свои экономические, географические, климатические, политические и, конечно, же этнические особенности. Кроме того в каждом субъекте по-своему складывают взаимоотношение между национально-культурной автономией и региональными властями.
На уровне региона очень важным представляется изучение и формирование общественного мнения о национальных меньшинствах. При помощи различных социологических инструментов выявляются настроения коренных жителей, отношение к национальным меньшинствам, представление о культурной дистанции между коренным и некоренным населением. Такое исследование может иметь как научное, так и практическое значение.
Интерес к проблемам национальных меньшинств возрастает в периоды политических, особенно предвыборных кампаний, когда разворачивается борьба за их голоса. Затем этот интерес спадает, но если даже он проявляется у политических деятелей или местных властей, то это чаще всего выражается в натравливании коренного населения на «чужих». Порой на этой почве происходи столкновения, экстремизм, насилие.
Местный уровень. Вопросы адаптации, трудоустройства более конкретно решаются на местном уровне. Именно здесь происходит непосредственное взаимодействие этносов и полиэтнических культур. От отношения коренного населения к «чужим» зависит очень многое.
Важную роль в налаживании контактов между ними могут сыграть религиозные конфессии. Ибо только чувство сострадания, жалости, сопереживания людей, их готовность бескорыстно делать добро каждому нуждающемуся может оказать неоценимую поддержку.
Таким образом, социальная работа с национальными меньшинствами это единый процесс, осуществляемый на трех уровнях -федеральном, региональном, местном.
В результате возникновения новых независимых государств образовалась диаспора, которая по численности не знает, пожалуй, себе равных среди национальных меньшинств в современном мире. Она делится на две группы: этнические россияне и русскоязычное нетитульное население.
Положение этнических русских и русскоязычного населения в новых государствах разное. Во всех этих государствах происходит общий процесс – деруссификация. Последнее проявляется в различных формах – в закрытии русских школ и других культурно-образовательных учреждений, в лишении прав на занятие должностей в качестве государственных чиновников; в отказе либо искусственном затягивании в регистрации местных организаций русских общин. Согласно переписи 1989 г., этнических русских проживало в этих государствах более 25 млн. и 11 млн. – русскоязычного нетитульного населения. К нему могут относятся украинцы, белорусы, татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, мари и другие. Конечно, за время, истекшее после переписи, произошли определенные изменения, имеющие неоднозначный характер. С одной стороны, происходит за почти десять лет естественный прирост населения в рамках диаспоры и даже некоторый миграционный приток в ее состав. С другой – в силу экономических, политических причин, вызвавших острые межнациональные конфликты, большие группы представителей русскоязычной диаспоры из числа немцев, евреев, армян, греков эмигрировали в страны дальнего зарубежья, а часть -в Россию. Статистические данные говорят о том, что, например, русскоговорящего населения в Германии становится больше. Об этом свидетельствует и рост числа газет на русском языке. Что касается этнических русских, то они в основном переезжают в Россию. Большинство русской диаспоры сконцентрировано на Украине (более 11 млн.), в Казахстане (более 6 млн.), в Узбекистане (1,6 млн.), в Беларуси (1,3 млн.). На долю этих 4 государств приходится свыше 81% русского населения, находящегося за пределами Российской Федерации. Среди нерусского русскоговорящего населения почти 52% украинцы, 18% – белорусы, затем идут евреи, немцы, татары, поляки и армяне. Очень важно понимать, что перечислены нерусские этносы, родной язык которых русский, а следовательно, они, принадлежат к русской культуре, и не должны быть отвергнуты российскими властями.
4. В то же время нельзя упрощать проблему. Россия сегодня не в состоянии принять каждого желающего прежде всего по экономическим соображениям. Уже много лет подряд ежегодно прибывают сюда сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Для их обустройства нужны большие финансовые средства. Но их, как правило, недостаточно. Так, в 1996 г. Федеральной миграционной службе было запланировано выделить 2 триллиона рублей. А этой суммы было бы достаточно для обустройства только 25 тыс. человек.
3-4. В социальной работе с ними следует учитывать, что на историческую родину возвращаются не самые состоятельные и не самые бедные. Первые, сумевшие подняться по социальной лестнице, не чувствуют себя ущемленными, а вторые просто не имеют материальных возможностей для переезда. Лишь глубокое отчаяние (угроза физической расправы) вынуждает последних бежать. Тем не менее, повторим, что миграция русского и русскоязычного населения из новых государств составит, по прогнозам, основанным на существующих исследованиях, не более 10% от числа таких жителей. А, следовательно, российская диаспора в странах Содружества будет сохраняться и развиваться. Поэтому межгосударственные отношения должны строиться так, чтобы обеспечивать равноправные условия диаспоре для нормальной жизни, чтобы у нее было чувство уверенности в поддержке как местных властей, так и российских. Важно при этом знать не только экономическую сторону проблемы, но и социо-культурную, психологическую. Хотя для приезжих русских Россия – историческая родина, тем не менее возникает масса проблем в адаптации к новым условиям. Этнические русские в культурно-языковом отношении и в бытовой культуре нередко находятся ближе к тем, среди которых жили, чем к жителям исконно русских областей. Это – проблема не только для русских, решившихся реиммигрировать. С нею сталкиваются немцы, евреи, греки, армяне, – представители всех народов, прибывающих на историческую родину.
Язык– важнейший элемент этнической общности, первейшее условие выживания этноса. Без него этнос легко подвергается ассимиляции. К-Д.Ушинский писал: чтобы уничтожить народ, достаточно отучить его от родного языка. Удивительно схожа с мыслью великого педагога венгерская поговорка: «Нация живет в своем языке». Последний, как никакой другой элемент этнической общности, воплощает в себе национальный дух и обладает способностью мобилизовывать этнические силы на его защиту. Примером тому служит решимость многих национальных меньшинств мира добиться признания прав своего языка: каталонцев, курдов, басков, валлийцев и других.
Но для выживания, точнее адаптации национальных меньшинств в иноэтнической среде важно знать не только свой язык, но и язык коренного народа. Двуязычие позволяет, во-первых, сохранить свой этнический облик и, во-вторых, находиться во взаимодействии с коренным населением.
В западных странах – во-первых, ситуация сложения населения из множества этнических источников (Новый свет – США, Канада, Латинская Америка); во-вторых, история складывания Общего рынка, когда выходцы их бывших колоний европейских стран или более бедных европейских государств устремлялись в бурно развивающиеся державы – Германия, Франция, Англия и т.д., чтобы занять те рабочие места, которые считались непрестижными и низкооплачиваемыми для европейцев, и заработать для своих семей деньги, которые значительно превышали их возможный заработок на родине. Постепенно у этих «рабочих-гостей» выросли дети, которые слабо знают культуру своей родины, говорят только на языке страны проживания, чувствуют себя скорее немцами, французами и т.д., но остаются для коренных жителей этих стран во многом чужими. Между тем, количество инонационального населения составляет в некоторых развитых европейских странах 20, 30 %., и это превращается в серьезную политическую, экономическую, социальную, культурную и психологическую проблему как для политиков, так и для простых обывателей.
Социальная работа с национальными меньшинствами в развитых странах дальнего зарубежья ведется достаточно давно, практически с начала социальной работы вообще. Существуют отработанные технологии оказания содействия им, особенно в странах, принявших в свое время большую иммиграцию или служащих сегодня местом массовой иммиграции. Например, в Канаде, в Бельгии в технологии социальной работы учитывается все: кто, на какой срок из какой страны приехал, уровень образования, социальный статус, семейное положение, жизненные планы. Словом все, что необходимо для работы с ними. Очень четко отслеживается процесс перемещения национальных групп по стране, из одного района в другой. С учетом этого социальные службы приспосабливаются к их потребностям. В частности, по такому принципу комплектуются библиотеки, чтобы обеспечивать нужной литературой на языке этноса, учебниками, организуются теле- и радиопередачи. Значительная работа проводится в США, Франции, Англии и в других странах.
В Германии. Там около 5 млн. иностранцев, т.е. национальных меньшинств. Главным образом это турки, греки, итальянцы, народы бывшей Югославии, португальцы и испанцы. 2 млн. из них – турки которые имеют свои организации, объединения. Каждый шестой турок входит в ту или иную организацию. Турки создают свои детские сады, спортивные клубы, имеют свои магазины, свои банки. Вся эта деятельность поддерживается федеральным государством.
Вместе с тем даже в такой богатой и демократичной стране, как Германия не всегда идеально складываются взаимоотношения между коренными жителями и национальными меньшинствами. Совершаются акты вандализма, расизма по отношению к иностранцам.
Рассмотренная нами проблема характеризуется прежде всего масштабностью, поскольку в положении национальных меньшинств оказывается почти каждый третий гражданин России, если учесть, что к внутренней диаспоре относятся и русские, проживающие в 20-ти российских республиках. Поэтому от того, насколько разумно, последовательно будет проводиться социальная работа с национальными меньшинствами на всех уровнях – государственном, региональном, местном – во многом зависит демократическое развитие общества, позволяющее каждому этносу и каждому его представителю защитить свои права перед государственными властями. В конечном итоге от решения проблем национальных меньшинств зависит целостность полиэтнической России.
Литература:
1. Закон Российской Федерации «О беженцах»» // Российская газета, 19933, 20 марта.
2. Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями. 21 декабря 1995. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. Ст. 1750 – 1752, -С.3155-3165.
3. Федеральная миграционная программа. Утверждена 3 августа 1996 г. II Российская газета. 1996, 20 августа.
4. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» от 28 июня 1997. // Российская газета, 1997, 3 июля.
5. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. – М.,1996.
6. Булатецкий Ю.Е., Мошняга В.П. Миграционные процессы и миграционная политика. – М., 1993.
7. Васильев Г.В., Башкирова Г.Б. Эмигранты. – М.: Сов. Россия, 1990.- 128с.
8. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. – М.,1993.
9. Денисенко М.Б. и др. Миграциология. / М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев, Б.С. Хорев. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 96 с.
10.Миграции населения. – М., 1992.
11. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. Питер Стокер. – М., 1996.
12.Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.,1987.
13.Хохлов А.А. Социальная работа с мигрантами. – М., 1992.
14.Конвенция МОТ № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах. 26 июня 1957 г.
15. Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах. 26 июля 1989 г.
16. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинством, принятая Комиссией по правам человека на ее сорок восьмой сессии в 1993 г.
17.Корчагин Ю.В. Народы Севера России в двадцатом столетии. -С-П., Петропавловск-Камчатский, 1994.
18.Кукушкин Ю., Барсенков А. и др. К вопросу о концепции национальной политики Российской Федерации //Этнополитический вестник России, № 1, 1992. – С.85-94.
19.Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. -М., 1993.
20. Население России. Ежегодный демографический доклад // Евразия, 4(12).-М., 1993.
21.Никитин С.В. Национально-языковая политика в республиках Российской Федерации. 1992-1993, М., 1995.
22. Печеньев В. О национальной и региональной политике в Федеральной России // Этнополис, 1994, № 1.
23. Права человека: основные международные документы. М., 1989. С. 134-142.
24.Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997,т.т.1-2.
25.Русские в новом зарубежье: итоги этносоциологического исследования в цифрах. М., 1996.
26.Статус малочисленных народов. М., 1994.
27.Тер-Саркисянц А.Е., Худавердян В.Ц. Армянская диаспора Юга России. Положение и перспективы. М., 1993.