Оценка экономической ситуации в стране
ТЕМА 2. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Вопросы лекции
1. Анализ внешней среды международного бизнеса
2. Анализ внутренней среды международного бизнеса
Анализ внешней среды международного бизнеса
Оценка экономической ситуации в стране
Международному менеджеру, прежде чем создавать какой-либо бизнес в любой стране, следует провести в ней предварительный анализ ситуации. Этот анализ должен затронуть как минимум следующие сферы внешней среды: экономическую, правовую, политическую, культурную и маркетинговую.
Страновая ситуация – это обстоятельства и факторы, создающие национальную внешнюю среду для международного бизнеса.
Анализ страновой ситуации как внешней среды бизнеса позволяет решить две задачи:
1. Принять принципиальное решение – «быть или не быть», то есть, начинать бизнес в данной стране или нет;
2. Определить первоначальную стратегию делового поведения в стране, в случае положительного ответа на вопрос в рамках пункта 1.
Решение указанных задач определит глубину и ширину дальнейших исследований и анализа, от которых впоследствии во многом будет зависеть эффективность бизнеса. Незнание каких-либо существенных аспектов внешней среды бизнеса может свести на нет многочисленные усилия и затраты.
Началом анализа внешней среды бизнеса является, естественно, сфера экономики.
Экономическая ситуацияв стране – это уровень экономического развития и характер экономических отношений. Оценка ее может быть дана на основании следующих четырех критериев:
1) основные экономико-финансовые показатели;
2) ресурсный потенциал;
3) уровень смежников;
4) система транспорта и коммуникаций.
Рассмотрим более подробно эти критерии.
1) Основные экономико-финансовые показатели страны, в свою очередь, могут быть представлены в виде трех элементов:
§ ВВП и экономическая динамика;
§ внешнеэкономическая деятельность;
§ экономические проблемы.
Валовый внутренний продукт (ВВП) и экономическая динамика являются основными показателями развитости экономики страны. ВВП исчисляется как в абсолютных величинах (суммарная стоимость всего произведенного за год) так и в расчете на душу населения. В экономически развитых странах ВВП превышает 80 тысяч долларов США на душу населения в год. В то же время в странах – экономических аутсайдерах – ВВП не превышает 3 тыс долл/чел/год.
По данным международных организаций, включающим информацию о 232 государствах мира, самый большой ВВП на душу населения в 2006 году был в Люксембурге – свыше 100 тысяч долларов, а самый маленький – в Восточном Тиморе – менее 1 тысячи долларов.
Экономическая динамика показывает рост, падение либо стагнацию производственно-деловой жизни страны. Экономический рост, так же как и падение, важны как показатели не только сами по себе, но и своими темпами. Темпы экономического роста (падения) обычно исчисляются в процентах за прошедший год по отношению к году предыдущему. Динамика может измеряться и помесячно, однако ее достоверность в этом случае будет ниже. Это связано с тем, что деловые экономические обороты могут совершаться в течение нескольких месяцев. В этом случае вычленить показатели за месяц можно лишь приблизительно.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)проявляется во внешнеторговом обороте, сальдо экспорта-импорта, товарной структуре экспорта и импорта, инвестиционном климате, валютных показателях.
Внешнеторговый оборот исчисляется в абсолютных показателях (сумма сделок). Кроме того, обычно сравниваются объемы экспорта (вывоза) и импорта (ввоза). Современные страны стремятся, чтобы сальдо экспорта-импорта было положительным. Иными словами, желательно, чтобы объемы продаваемой страной на зарубежных рынках продукции и услуг в денежном выражении превосходили закупаемое из других стран для внутреннего рынка и производства. Чем выше сальдо, тем это выгоднее для национальной экономики.
Сальдо экспорта-импорта отражает соотношение суммарного ввоза товаров из-за рубежа от вывоза за границу. Все страны стремятся иметь положительное сальдо. Это значит, что страна экспортирует товаров и услуг (вывозит) на большую сумму, чем импортирует (ввозит).
Кроме сальдо экспорта-импорта важным показателем внешнеэкономической деятельности является товарная структура экспорта и импорта. Любой стране выгодно вывозить науко- и трудоемкие товары. Они дают высокую прибыль и обеспечивают внутреннюю занятость. Невыгодно вывозить из страны сырье и полуфабрикаты из-за их неглубокой переработки и дешевизны.
Уровень инвестиций в экономику может исчисляться в абсолютных показателях (сумма) и относительных (процент к обороту, либо к предыдущему году). Инвестиции являются базой для развития экономики. Чем больше инвестиций, тем выше темпы экономического роста.
Инвестиции могут быть как внутренние, так и зарубежные. Приток инвестиций из-за рубежа особенно важен для развивающихся стран. Обычно их внутренние ресурсы не позволяют оказать решающее влияние на темпы развития экономики. Необходимы внешние вливания. Поэтому для зарубежных инвесторов создаются привлекательные условия, устанавливаются льготы. Иными словами, страна стремится создать привлекательный инвестиционный климат.
Для международного менеджмента проблема инвестиционного климата является исключительно актуальной. Неправильно оценив ситуацию и вложив деньги в бизнес в другой стране, можно не только не получить прибыль, но и понести серьезные потери. В международном бизнесе существует перечень стран с повышенным экономическим риском. Создавать свой бизнес в таких государствах рискуют очень немногие зарубежные предприниматели.
Валютные показатели связаны с валютным регулированием в стране, конвертируемостью национальной валюты и ее курсом. Обычно валюта развивающихся стран не относится к твердым конвертируемым и не пользуется спросом на мировом рынке. Вместо местной валюты, международные предприниматели предпочитают переводить полученную в стране прибыль в твердую валюту, либо закупать продукцию, полуфабрикаты, сырье.
Экономические проблемы – это инфляция, безработица, бедность, региональные или отраслевые депрессивные явления и т.д. Безусловно, наличие тех или иных экономических проблем создает особую внешнюю среду международного бизнеса. Не обязательно экономические проблемы страны могут стать препятствием для международного менеджера, однако знать и учитывать их безусловно нужно.
2) Ресурсный потенциал – это запасы материальных и нематериальных ценностей и возможностей, которыми располагает страна для своего экономического развития.
Ресурсный потенциал страны как критерий экономической оценки весьма важен. Он может оказать определяющее влияние на решение об открытии бизнеса в данной стране и выборе деловой стратегии. Ресурсы различаются их дешевизной, качеством, уникальностью.
Природные ресурсы включают в себя полезные ископаемые, энергетические, лесные, водные и иные ресурсы. Богатые месторождения полезных ископаемых могут не только составить основу экономики страны, но коренным образом изменить ее лицо.
Так, Саудовская Аравия благодаря богатым запасам нефти за два десятилетия сумела построить на пустынной территории процветающее государство с высоким уровнем жизни населения.
Энергетические ресурсы – это источники энергии: газ, нефть, уголь, биомасса, торф, вода, ветер, солнце, ядерные реакции. Современная экономика потребляет огромное количество энергии. В себестоимости продуктов производства доля энергии занимает второе место после труда.
Источники энергии делятся на возобновляемые (вода, ветер, солнце) и невозобновляемые (нефть, газ, уголь). Современная мировая экономика основана, к сожалению, на невозобновляемых источниках. Это может привести к серьезным проблемам в будущем. В частности, нефти и газа, которые образуют львиную долю мировых энергетических ресурсов, по оценкам экспортов хватит лишь на 50 лет. К тому же их стоимость будет и в это время постоянно расти.
Кстати, энергетические ресурсы являются серьезной мировой проблемой. Подавляющее большинство стран мира пользуются импортными источниками энергии, которые стремительно тают. Поэтому мировая экономика активно реализует программы энергосбережения и экотехнологий. Ведется интенсивный поиск альтернативных и возобновляемых источников энергии. Несмотря на Чернобыльскую катастрофу и потенциальную опасность, в мире продолжает развиваться ядерная энергетика.
Большими запасами нефти и газа располагает Россия. Это позволяет ей не только решать свои основные экономические проблемы, но и иметь существенное политическое влияние на Европу.
Трудовые ресурсы связаны с образовательным уровнем и трудолюбием населения, квалификацией и стоимостью рабочей силы.
В себестоимости современной продукции в экономически развитых странах доля труда достигает 80%. Поэтому стоимость труда (уровень зарплаты работников) является важнейшим показателем экономической эффективности.
Местные ресурсы могут быть весьма разнообразными. Это географические, научные, промышленные и иные ресурсы.
Географические ресурсы связаны с расположением страны. Если в стране теплый и мягкий климат, имеется привлекательное для отдыха морское побережье, то это естественным образом предопределяет основное направление развития национальной экономики – туризм. Для обеспечения данной отрасли могут активно развиваться и другие: строительство и транспорт, связь и гостиничное хозяйство, производство продуктов питания и сувенирной продукции, игровая и развлекательная индустрия и т.д.
Географические ресурсы могут быть связаны и с положением страны в транспортной сети континента: сухопутной или морской. Располагая удобным побережьем с крупными морскими портами, экономика страны может получать серьезные выгоды от перевозок пассажиров и грузов. Это же может относиться и к воздушному, железнодорожному и автомобильному транспорту.
Среди иных ресурсов можно назвать промышленные (наличие современных предприятий, развитость отраслей), социальные (образование, здравоохранение, культура), политические (авторитет страны в мире) и другие. К ресурсному потенциалу можно отнести все то, что прямо или косвенно может способствовать социально-экономическому развитию государства и общества.
Научные ресурсы складываются из научно-технических разработок и инновационных возможностей в стране. Спектр тематики научных исследований и достижений, число научно-исследовательских институтов и центров, суммы направляемых в науку финансов в значительной степени определяют экономический уровень страны. Наиболее ярко это проявляется в сфере технологий. Как правило, страны с современным высокотехнологичным производством – это развитые в научном отношении государства.
3) Уровень смежников является третьим критерием экономической оценки. Любой бизнес требует перемещения грузов, сырья, материалов, запчастей, товаров. Бизнес ведется во взаимодействии со смежниками, в борьбе с конкурентами за покупателя. Понятие уровня смежников включает системы транспорта и коммуникаций, партнеров, поставщиков, конкурентов, потребителей.
4) Системы транспорта и коммуникацийстраны как критерий экономической оценки может существенно повлиять на выбор стратегии международного бизнеса. Ее характеристика позволяет ответить на целый ряд вопросов: «как можно привести?», «каким образом вывезти?», «как оперативно контролировать и корректировать ситуацию?»
Транспортно-коммуникационный критерий естественным образом делится на два элемента: транспорт и коммуникации. У каждого из этих элементов имеются свои функции, задачи и возможности.
Транспорт определяет возможности, удобства и стоимость перевозок товаров, сырья, полуфабрикатов, запчастей, оборудования, людей и др. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный.
Возможности двух первых зависят от развитости железных и автомобильных дорог соответственно. Самым дешевым является водный транспорт – морской и речной. Однако, естественно, не везде есть море либо судоходная река. Небольшие объемы грузов экономически допустимо перевозить и самолетами, при условии наличия аэропорта.
Коммуникации обеспечиваются телефоном, интернетом, электронной и обычной почтовой связью, телеграфом, факсом. Развитые коммуникационные сети позволяют регулировать деловую активность в режиме реального времени.
Современные средства связи дают возможность вести бизнес в глобальных масштабах, не выходя из своего офиса. Однако международному менеджеру следует помнить, что в сложных ситуациях личный контакт, как правило, незаменим. Это часто связано и с особенностями культуры.
Так, согласно японскому менталитету, найти нового партнера без личного контакта практически невозможно. Массовая рассылка бизнес-предложений по электронной или обычной почте здесь не принята.
Партнеры и поставщикимогут в значительной степени способствовать успеху фирмы на зарубежном рынке. Но если они несостоятельны, многие усилия могут оказаться тщетными.
Партнеры могут принимать непосредственное участие в производственной или иной деловой деятельности иностранной фирмы. В частности, в современной практике производственной деятельности вокруг крупных фирм существует много малых предприятий (МП). Последние на договорных началах выполняют лишь один или несколько простых узлов для сложного оборудования. Это экономически выгодно обоим партнерам.
Поставщики материалов, сырья, запчастей и полуфабрикатов обеспечивают бесперебойную работу производства. Любая задержка чревата серьезными последствиями. Тем более, что современные предприятия имеют минимальные складские запасы, так как это «замораживает» оборотные средства. А некоторые вообще отказываются от любых запасов. Вся работа идет «с колес», то есть необходимое сырье и материалы поставляются непосредственно к производственному циклу. В этом случае четкая работа поставщиков жизненно важна.
Потребители и конкурентытесно взаимосвязаны. Именно за потребителей идет борьба с конкурентами.
Потребители это люди и организации, покупающие определенную продукцию или услуги. Потребители – это вовсе не однородная масса. Разным людям и организациям требуются часто даже идентичные товары, но с отличиями по вторичным характеристикам – цвету, форме, дизайну и т.д. Поэтому каждый производитель ориентируется обычно на свой слой потребителей, либо выпускает различные модификации своей продукции для различных слоев.
Например, мобильные телефоны выпускают многие фирмы: «Нокиа», «Самсунг», «Моторола», «Сименс», «ЭлДжи» и другие. Но они так или иначе ориентируются на разных потребителей: молодых и зрелых, мужчин и женщин, бизнесменов и политиков, служащих и домохозяек. В каждую модель, кроме того, закладываются свои функции, что позволяет индивидуализировать покупку.
Важной характеристикой слоя потребителей является его численность. Если она высокая, то существует реальная возможность продать большой объем товара. И наоборот, малочисленный слой потребителей объективно не может купить много однородного товара или услуг.
Конкуренты – это фирмы, поставляющие на рынок те же, или сходные товары. Они имеют свой уровень цен, качества и сервиса. Для нового участника рынка это создает своеобразную «планку уровня», ниже которой нельзя опускаться. Если иностранная фирма не может предложить что-то лучшее, то ей не имеет смысла вообще выходить на данный рынок.
Отрицательная роль конкурентов снижается в том случае, если местный рынок недостаточно заполнен данными товарами. В такой ситуации конкуренция снижается, так как места на рынке хватает всем.
Таким образом, от результатов экономической оценки страновой ситуации зависит как принципиальное решение об открытии бизнеса в данной стране, так и выбор основных контуров деловой стратегии.