Тема № 1 Место административного права в правовой системе РФ
I. Задание для самостоятельной работы:
Вопросы для самоконтроля
1. Разберитесь с понятиями «управление», «социальное управление», «государственное управление» и перечислите их основные черты и признаки.
2. Уясните цели, задачи и функции государственного управления.
3. Государственное управление как функция органов исполнительной власти.
4. Охарактеризуйте субъекты государственного управления. Охарактеризуйте объекты государственного управления.
5. Перечислите стадии управленческого цикла.
6. Определите государственное управление в широком понимании.
7. Определите государственное управление в узком понимании.
8. Освежите в памяти понятие «исполнительная власть» и ее признаки, а также перечислите основные атрибуты власти.
9. Каково соотношение понятий: «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления»?
10. Раскройте содержание и уровни государственного управления в современной Российской Федерации.
11. Определите, какие правоотношения являются предметом административного права и в чем заключается его методы.
12. Составьте схему взаимосвязи административного права с другими отраслями российского права.
13. Разберитесь с соотношением понятий «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений».
II. Рекомендации по выполнению заданий при самостоятельной подготовке
Выполнение задания начните с просмотра конспекта прочитанной лекции и соответствующего раздела учебника. Затем приступайте к изучению рекомендованной литературы и правовых актов. Студенты очной формы обучения при самостоятельной подготовке, должны готовится к экспресс – опросу, который будет проведен в начале семинарского или практического занятия.
2. Основные термины и понятия
Государственноеуправление, представляет собой организующую деятельность людей, осуществляемой для достижения определенных целей в управлении делами государства
Государственное управление в широком смысле или широком понимании (управление делами государства) осуществляют все органы государственной власти, аппараты и их руководители, избираемые или назначаемые в соответствии с Конституцией РФ.
Государственной управление, понимаемое в узком смысле или узком понимании, это исполнительная деятельность, имеющая государственно-властный, распорядительный характер и осуществляющая постоянную организующую работу всех структурных элементов государственной системы. Оно осуществляется специальными субъектами, которые обобщенно обозначены как исполнительно-распорядительные органы государственной власти. Признаки государственного управления: исполнительно-распорядительная деятельность по применению Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, законов и иных нормативных правовых актов – правотворчество; осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества непрерывная деятельность; направленность на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, государственных интересов, общественного порядка и безопасности; осуществление специальными органами исполнительной власти; строится на основе вертикальных и горизонтальных связей и отношений; многообразие организационных форм.
Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная, практическая работа по осуществлению законов. Это связано с тем, что для исполнения законов необходимы распорядительные (организующие, координирующие и контролирующие) действия государства.
Функции государственного управления: информационное обеспечение деятельности государственных органов; прогнозирование и моделирование системы государственного управления; планирование; организация; распорядительство; руководство; координация; контроль; регулирование; учет.
Осуществление специализированных функций, требующих использования единообразной технологии. Виды и содержание таких функций обусловливаются сферой или областью государственного управления. К специальным относятся следующие основные функции
- защита конституционных прав и свобод субъектов права;
- обеспечение обороноспособности страны;
- охрана общественного порядка и собственности;
- охрана государственной границы;
- обеспечение экологической безопасности;
- - развитие образования, науки, культуры, здравоохранения;
- создание соответствующих условий, необходимых для всестороннего и полного развития личности;
- социальная и иная защита граждан и т. д.
Особое значение в осуществлении функций исполнительной власти отводится конституционным принципам организации деятельности исполнительной власти.К конституционным следует отнести такие принципы:народовластие, социальная справедливость, демократизм, верховенство закона, разграничения предметов ведения, функциональная самостоятельность ветвей власти, законность, приоритет прав человека и гражданина, легитимность, гласность, централизация и децентрализация, федерализм и объективный учет национальных интересов больших и малых народов.
Функции исполнительной власти:правоприменительная; правозащитная; социально-экономическая; обеспечение законности и соблюдение конституционного порядка; регулирующая; нормотворческая; охранительная (юрисдикционная).
Субъекты исполнительной власти в зависимости от уровня власти - федеральные органы -Правительство РФ; Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.органы субъектов РФ -высшие должностные лица субъектов РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
Административное право— самостоятельная отрасль права, регулирующая систему общественных отношений в сфере государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности - государства) и охраны правопорядка (контрольно-юрисдикционной деятельности государства).
Предмет административного права— совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, а также при осуществлении административного судопроизводства возникающие при осуществлении регулятивной деятельности возникающие при осуществлении охранительной деятельности;
Метод административного права— система средств (способов) воздействия на поведениё и волю участников общественных отношений в сфере государственного управления и охраны правопорядка.
Предписания представляют собой возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных нормой права.
Запреты ¾ это возложение прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия, предусмотренные нормой права.
Дозволения выражены в юридическом разрешении совершать те или иные действия, предусмотренные нормой права, или воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.
3.Студенты, которые пропустили эту лекцию, готовит реферативное сообщение на 5 – 6 минут по следующим темам:
1. Основные атрибуты исполнительной власти.
2. Функции государственного управления
4. Выберите правильный, по вашему мнению, вариант ответа
1 Какие из перечисленных признаков относятся к управлению:
а) управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения;
б) осуществляется с помощью только юридических мер воздействия;
в) обеспечивается угрозой применения государственного принуждения?
2 Административное право России как самостоятельная отрасль сформировалось в результате:
а) «отпочкования» от государственного права в XIX в.;
б) перехода от полицейского права к административному праву на рубеже XIX и XX вв.;
в) разделения государственного права на административное, конституционное и гражданское право в начале XX века.
3. Социальное управление, как один из видов управления делится на:
а) управление обществом;
б) управление государством;
в) управление организациями;
г) управление индивидами;
д) все перечисленное.
4. Определение «Упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей механических систем, природы, общества и само го человека» относится к понятию:
а) урегулирование;
б) управление;
в) организация;
г) взаимодействие.
5. Понятие «управление» подразделяется на следующие виды:
а) государственное и негосударственное;
б) управление в социальных системах;
в) управление в биологических системах;
г( управление в механических системах;
Д) все перечисленное.
6.. Субъектами государственного управления являются:
а) органы исполнительной власти государства;
б) органы местного самоуправления;
в) политические партии.
7. В административном праве превалирует метод регулирования:
а) императивный;
б) диспозитивный;
в) рекомендательный.
8. Определение «Целеполагающее, регулирующее воздействие людей на общественную и коллективную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры» относится к понятию:
а) социальное управление;
б) государственное управление;
в) местное самоуправление;
г) ко всем перечисленным.
9. Для какого понятия характерны три главных признака: управленческий аппарат выполняемая им управленческая, административная деятельность; использув!мые исполнительно-распорядительные полномочия:
а) административно-правовые отношения;
б) административное право;
в) органы исполнительной власти;
г)органы государственной власти.
10. Какие из перечисленных принципов относятся к организации исполнительной власти:
а) централизации и децентрализации;
б) законности;
в) все перечисленные принципы?