Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью
Отличительные признаки федеративного государства следующие:
1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);
2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);
3) субъект федерации имеет право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству (принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций);
4) субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную системы;
5) одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации);
6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Примером первой могут служить Германия, США, а второй — Югославия.
Выделяют также симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Первой является Германия, второй — Россия.
Наконец, федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном законе страны).
Если федерация — это союзное государство, то конфедерация — это «государственный союз государств». Иными словами, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.
Конфедерация представляет собой союз, в котором образующие его государства сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (внешнеполитических, военных, экономических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское содружество наций.
Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. перед законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства.
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, антигитлеровская коалиция, НАТО.
Последний вид формы государственного устройства — империя. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции.
Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее, можно выделить и общие характеристики имперских систем: 1) обширная территориальная основа; 2) сильная централизованная власть; 3) стремящиеся к экспансии элиты; 4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; 5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп; 6) разнородный этнический и культурный состав.
На современном этапе в мире осталась всего одна имперская система –Китай.
Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конституционной модели, а подчас даже противоположен ей. Этот порядок, представляющий собой совокупность методов и способов осуществления государственной власти, именуется государственным режимом. Его не следует смешивать с понятием политического режима, который значительно шире.
Для абсолютной монархии характерен полуфеодально-теократический политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим, а государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.
В условиях парламентарной монархии и парламентарной республики возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм.
В президентской и смешанной (полупрезидентской) республиках принцип разделения властей проведен достаточно последовательно. Ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую. Государственный режим при этих формах правления только дуалистический.
Наконец, в условиях советской республики, где реальная власть принадлежала на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета, действовал партократический государственный режим. Сегодня он наблюдается только в четырех странах - Вьетнаме, Китае, Северной Корее (КНДР) и на Кубе.
Схема №1.2.
Правовое государство.
Государственная власть всегда стремится к расширению своих властных полномочий, к распространению своего влияния на более широкий круг субъектов и отношений. Стремление государства расширить свое властное пространство неизбежно ведет к ущемлению свободы и интересов подвластных, а следовательно встречает противодействие с их стороны. Так Царь Древнего Рима – Тарквиний Гордый был изгнан народом за узурпацию власти. Печальна судьба славянского князя Игоря, казненного древлянами.
С возникновением государства и права идеи ограничения власти получают философское, религиозное и правовое обоснование.
У их истоков стояли Платон, Аристотель, Цицерон. Платон писал. «Я вижу близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там где закон владыка над правителями я усматриваю спасение государства…».
Более обстоятельно идеи правового государства были развиты в период ранних буржуазных революций в трудах английских философов Д. Локка, Т. Гоббса и французских просветителей Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо.
Концепция правового государства, как правило, связана с идеей естественных неотчуждаемых прав человека. Согласно этим взглядам естественное право независимо от государства и стоит выше него. Однако среди сторонников правового государства есть и такие учения, которые исходят из связанности государства позитивным законом, принятым государством (Руссо).
И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников, создал целостное учение о правовом государстве. Он писал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущим им эгоизмом. Разрешение этого противоречия возможно лишь в условиях правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Народ должен формулировать и закон, и власть. Исполнительная власть подчиняется законодательству и в свою очередь назначает судебную власть. Это обеспечит не только разделение властей, но и их равновесие.
Идеи правового государства придерживались и представители юридического позитивизма. В 1832 году Роберт фон Моль дал обстоятельный анализ правового государства, назвал высшим принципом правового государства свободу граждан. Немецкий юрист Еллинек выдвинул идею самоограничения государства законами. Г.Кельзен (нормативист) также являлся сторонником правового государства. С его точки зрения государство есть воплощение права. Основатель психологической теории русский ученый Л. Петражицкийсчитает, что государство по отношению к интуитивному (подлинному) праву играет служебную роль, оно обязано воплощать его в законах позитивного права.
В России идея связанности государства правом получила развитие в трудах русских либералов, юристов особенно в конце XIX в. в период перехода от феодального государства к буржуазному.
Профессор Петербургского университета Н.М. Коркуноврассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным является не просто обособление властей друг от друга, а их взаимное сдерживание тремя путями:
1. разделением отраслевых функций между различными отраслями;
2. совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);
3. выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.
Коркунов полагает, что этого для обеспечения режима законности недостаточно. Поэтому он ставит вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Здесь он подчеркивает важность права граждан на подачу петиций, жалоб. (Эти идеи актуальны и сегодня).
Последователем Коркунова был С.А. Котляровский, считавший, что свободы граждан должны быть закреплены в Конституции и обеспечены государством. Он предлагал создать условия для их реализации – судебную защиту против случаев нарушения этих прав и полную ответственность представителей власти перед представителями народа за их нарушения. Эти идеи нашли отражение в нашей Конституции (принцип взаимной ответственности личности и государства). В числе сторонников правового государства следует также назвать имена видных ученых – юристов – П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, С. Гессена.
В современную эпоху идея правового государства воспринята всеми политическими течениями и признается величайшей общечеловеческой ценностью.