Цивилизация и общество
В самом понятии «социокультурная общность» содержится прямое указание на то, что локальная цивилизация — это особый социум, некая «общественная упорядоченность», которая реализуется в государственности, экономике и других областях, изучаемых социологией. Системный подход неизбежно приводит нас к необходимости рассматривать, помимо культуры, и эти области жизни цивилизации. Тем более что «живая», функционирующая культура не может рассматриваться в отрыве от ее носителей — людей и социальной системы.
В науке часто указывается на то, что цивилизационный анализ имеет всеохватный характер. Еще Гизо отмечал эту особенность: «История никогда не следила одновременно за человеком во всех областях, где проявлялась его деятельность. Однако история цивилизации возможна только при этом условии, она — перечень всех историй, все ей нужны как материал, потому что факт, о котором она говорит, есть перечень всех фактов». Говоря более современным языком, цивилизация охватывает и социальную реальность, хотя не сводима к ней. Локальную цивилизацию можно представить в виде системы, включающей в себя четыре главные подсистемы:
Биосоциальная подсистема (все, что относится к существованию людей, образу жизни, воспроизводству населения).
Семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т. д.
Экономическая подсистема
Производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технологии, система коммуникаций, принципы регулирования экономики и т. д.
Политическая подсистема
Обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т. д.
Культурно-психологическая подсистема
Культура как область норм, ценностей, обеспечивающих взаимодействие людей.
Все эти четыре подсистемы, взятые во взаимодействии с экосистемой (природной средой, «почвой», на которой функционирует та или иная локальная цивилизация), и составляют локальную цивилизацию.
Далее внимание учащихся следует сконцентрировать на некоторых важнейших характеристиках локальных цивилизаций.
1. Локальные цивилизации представляют собой весь
ма устойчивые системы, которые способны воспроизво
дить себя.
Очень хорошо об этом сказал Бродель:
«Цивилизации являются сущностями, которым присуща очень длительная временная протяженность. Они не являются «смертны ми», особенно если судить по меркам нашей индивидуальной жизни. Это означает, что смертные случаи, которые, конечно, случаются и означают крушение базисных оснований, поражают их несравненно реже, чем это иногда представляют. ...Отличаясь огромной, неисчерпаемой длительностью, цивилизации постоянно приспосабливаются к своей судьбе и сохраняются дольше, чем любые другие коллективные реальности.... Иначе говоря, цивилизации проходят сквозь политические, социальные, экономические и даже идеологические потрясения...»
Вопрос к учащимся: Какие цивилизации погибли и какие сумели дожить от древности до сегодняшнего дня?
История знает немало примеров трагической гибели цивилизаций (древнеамериканские цивилизации, египетская, месопотамская, финикийская, крито-микенская, древнегреческая, римская), однако идея Тойнби и многих других ученых о циклическом развитии цивилизаций, которое неизбежно заканчивается их «смертью», не подтверждается другими историческими фактами. Так, индийская и китайская цивилизации существуют уже много тысячелетий.
Чем объясняется устойчивость цивилизации? Большую роль здесь играют цивилизационные традиции.
2. «Цивилизация, — по словам современного фран
цузского исследователя Э. Калло, — покоится на тра
дициях, образующих устойчивый базис тех верований,
на которые люди опираются как на незапамятное и
надежное достояние, чтобы ориентироваться в жизни
и совладать с повседневными заботами и новыми
задачами». Однако традиции — не мертвое бремя,
они постоянно обновляются, приспосабливаются к
тем изменениям, которые происходят в процессе
исторического развития цивилизаций. Вместе с тем,
любые изменения должны быть приведены в соот
ветствие с традициями, иначе они, скорее всего, «не
приживутся».
Следует заметить, что речь идет не только о традиционных религиозных верованиях, обычаях, духовных ценностях, но и об устойчивой структуре государственности, традиционно сложившихся отношениях между государством и обществом; определенные традиции могут складываться даже в сфере экономики.
По желанию учителя учащимся можно дать общее
представление о проблеме целостности цивилизации.
3. Локальная цивилизация представляет собой относительно целостную, интегрированную систему, что позволяет ей всегда сохранять свою самобытность.
На эту особенность обратил внимание Шпенглер Немецкий философ полагал, что в основе любой высокой культуры лежит некий прасимвол, который накладывает отпечаток на каждого человека, на каждую эпоху в развитии цивилизации, «он кроется в форме государства, в религиозных мифах и культах, в идеалах этики, формах живописи, музыки и поэзии, в основных понятиях всякой науки, но не исчерпывается ими». Многие современные ученые придерживаются приблизительно той же идеи, говоря о «социокультурном коде» цивилизации, об одном или нескольких «регулирующих принципах», которые определяют своеобразие цивилизации. Это не означает, что цивилизации совершенно однородны: внутри цивилизации могут происходить конфликты, разные их сферы (например, культура и экономика или политика) часто развиваются не синхронно и противоречиво, но без этого не было бы динамики.
+ + +
Завершая работу над темой, учащимся можно предложить следующее задание.
Задание: Сравните несколько определений цивилизации. Какой подход к цивилизации — стадиальный или локальный — лежит в основе этих определений? Обоснуйте свой ответ.
1. «Цивилизация — это совокупность способов бытия
и способов деятельности группы людей, выражающихся
в: 1) материальной жизни; 2) интеллектуальной жизни; 3)
моральной жизни; 4) политической и социальной орга
низации рассматриваемой группы».
2. «Каждая цивилизация определяется совокупнос
тью идей и политических институтов, условиями мате
риальной и культурной жизни, производительными
силами и общественными отношениями, всеми проявле
ниями религиозной, интеллектуальной и художествен
ной деятельности».
3. «Цивилизацию создает уровень развития общества,
для которого характерны наличие развитой технологии,
хозяйственной специализации, производство предметов
роскоши, торговля на дальние расстояния, централизо
ванное управление экономикой, социальная стратифика
ция, города... постоянные армии, государственная форма
правления ... монументальная архитектура и искусство».
4. «Процесс приобщения к цивилизации заключается
в изменении образа поведения и мыслей людей...».
5. «Цивилизация есть понятие более обширное,
нежели науки, искусство, религия, политическое, граж
данское, экономическое и общественное развитие, взя
тые в отдельности, ибо цивилизация все это в себе
заключает».
В.М. Хачатурян, г. Москва
1 В.М. Хачатурян — кандидат исторических наук.