Тема № 7: Особенности средневековой цивилизации

План:

1. Социально-экономические особенности.

2. Политические особенности.

3. Культурные особенности.

Изучив цивилизации древнего мира (древневосточные, античные), мы приступаем к изучению средневековых цивилизаций. Между ними – существенное сходство: они относятся к аграрному типу цивилизаций, поскольку основное население занималось сельским хозяйством. Более того, основной ценностью являлась земля. По латыни земля – это «агер». Однако нас будут интересовать не сходства цивилизаций древнего мира и средних веков, а отличия между ними. Поэтому мы будем раскрывать особенности средневековой цивилизации в различных сферах: экономической, социальной, политической, духовной.

476 год - гибель Западной Римской империи. Эта дата – грань между историей Древнего мира и Средних веков. Сам термин зародился в эпоху Возрождения: его придумали итальянские гуманисты. Для них средние века – как раз по середине между древностью и Возрождением. Итальянские гуманисты негативно относились к этому времени. Они называли средние века темными веками, намекая на засилье церкви.

Хронологические рамки Средневековья – 5 – 15 вв.Поскольку средневековье охватывает достаточно большой по объему временной промежуток, существует специальная историческая дисциплина – медиевистика (от латинского слова medium – средний), изучающая средние века.

Если цивилизации древнего мира, то есть цивилизации древнего Востока и античности основывались на рабовладельческом способе производства, а основными классами были класс рабов и рабовладельцев, то цивилизации средневековья основывались на феодальном способе производства, а в качестве основных классов выступали класс феодалов и крестьян. Если в эпоху древнего мира главной ценностью были рабы, при этом их рассматривали только в качестве материальной ценности, поскольку раб – это не человек, а, выражаясь словами древнегреческого философа Аристотеля, «говорящее орудие», то в эпоху средневековья главной материальной ценностью становится феод – земельный надел, передаваемый по наследству. Именно феод, земля выступала в качестве главного средства производства. Основные социальные классы – класс феодалов и крестьян. Что же касается духовных ценностей, то главной духовной ценностью провозглашался Бог – творец всего сущего.

Те индивиды, которые являлись владельцами феодов, образовали большую социальную группу в эпоху средневековья – феодалов. Те индивиды, которые не владели феодом, а получали его на правах пользования, образовывали большую социальную группу – крестьян. За пользование феодом крестьяне несли перед феодалом следующие повинности: 1) оброк – отдавали часть урожая феодалу за пользование феодом; 2) барщину – бесплатные работы в хозяйстве феодалов.

Средневековье – это время господства феодализма. Слово феодализм – от слова феод, что означает наследственное земельное владение за службу. Человек, получивший феод был вассалом – слугой того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором, старшим. Как сеньры, так и вассалы относились к феодалам. Между вассалами и сеньорами складывались отношения соподчинения, горизонтальные вертикальные связи. Горизонтальные социальные отншения строились по принципу: «вассал моего вассала не мой вассал». Таким образом, главным критерием социальной стратификации был феод – земля, который являлся важным социально-экономическим, политическим ресурсом.

К 10-11 вв. вся земля была поделена на феоды. Тогда говорили: «нет земли без сеньора». Все феодалы – правители в своих владениях. Однако вассально-сеньорные отношения предохраняли государство от полного распада. Эту связь можно представить в форме своеобразной социальной модели - в виде феодальной лестницы.

На верхней ступени феодальной лестницы – король или император – верховный владелец всех земель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал земли своим вассалам – князьям, герцогам, графам. Те в свою очередь выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам – баронам, а те – рыцарям. В качестве феода рыцари получали имение – деревню или часть деревни. Рыцари – низшая ступень феодальной лестницы. Существовало правило: «вассал моего вассала не мой вассал».

Большие социальные группы феодалов и крестьян по своей сущности являлись сословиями, так как их права и обязанности передавались по наследству. Феодалы образовывали не только класс собственников главного средства производства-феода, но и сословие воюющих. В сословие воюющих – феодалов входили представители варварской знати. Положение феодалов было различным. Самые богатые владели целыми областями.

Феодал жил в укрепленном жилище – замке. В начале замки сооружали из дерева, а затем из камня. По периметру замок часто окружал ров с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка – донжон – многоэтажная башня. В донжоне жил феодал с семьей и его слуги. В подвале – темница.

Вся жизнь сфеодалов – в походах. Их обязанность – воевать. Именно за это им крестьяне платили оброк и несли барщину. Сыновья феодалов готовились к военной службе с детства. С 7 лет мальчишки становились пажами, с 14 лет – оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к своему господину – сеньору с пажами и оруженосцами, со слугами. Этот небольшой вооруженный отряд назывался копье. В 18 лет оруженосцы становились рыцарями.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Важные ценности – верность сеньору и щедрость по отношению к вассалам. Еще важное качество – доблесть, стремление к подвигам, храбрость, презрение к смерти.

Любимое развлечение феодалов – охота и рыцарские турниры – военые состязания рыцарей в присутствии зрителей. У каждого феодала был свой герб и девиз.

Кодексы рыцарской чести характерны не только для Западной Европы, но и Востока. Например, в Японии существовало сословие японских рыцарей – самураи. Самураи – воины, получавшие от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу. Основная масса самураев – из зажиточных крестьян.

В основе жизни самураев – Законы Бусидо – путь воина. В качестве норм поведения прославлялось верность совему господину, скромность, мужество, готовность к самопожертованию, пренебрежение к смерти. Смысл жизни самурая – выполнить свой долг. Самурай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обычаем было убийство самурая после гибели его господина.

В сословие работающих входили крестьяне, ремесленники. Сословие работающих образовали потомки обедневших свободных людей из числа варваров, римских граждан, потомки рабов и колонов. Подавляющее число сословий работающих – крестьяне, занимающиеся тяжелым сельскохохяйственным, аграрным трудом. Крестьяне делились на две категории: некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Феодал над крестьянами – власть. Он судил население феода, взымал штрафы за нарушение законов. Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности таких крестьян были более тяжелыми.

Крестьяне занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища, пекли хлеб. Их труд был тяжелым. Но сельское хозяйство – главное дело.

Успехи земледелия были связаны с изобретением тяжелого плуга с сошником – приспособлением для отвала земли. Придумали и хомут для лошади.

Крестьяне освоили трехполье – чредование севооборота: пар – вспаханное поле, не занятое посевами, озимые – засев на зиму, яровые – засев землей. На поля – органические удобрения. Например, навоз.

Каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел. После сбора урожая на общее поле выгоняли скот. Важнейшие вопросы – на общих сходах. На сходах выбирали старосту – главу крестьянской общины. Староста следил за полнотой уплаты оброка.

Помимо воюющих и работающих выделялось сословие молящихся. Его считали главным. В то время предполагали, что ни феодал, ни крестьянин не может до конца постигнуть всей глубины учения Христа и общаться напрямую с Богом. Только христанская церковь и ее служители – духовенство могли разъяснить смысл христианского учения и христианской философии. Главная обязанность молящихся – богослужение.

В средние века подавляющая часть населения – в сельской местности, что вполне закономрно для аграрной цивилизации. Однако с развитием торговли, ремесла значимость городов росла. Первые города – как поселения купцов. Появлялись места обмена товарами – ярмарки. Так как города возникали на земле феодалов, многие горожане – в личной зависимости от феодалов. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Однако постепенно горожане стали собиратся вместе для обсуждения вопросов городского управления. Выбирали главу города – мэра, бургомистра, собирали ополчение для защиты от врагов. Росло значение городских общин – коммун.

Люди одной професии селились вместе, создавали свои союзы – ремесленные цеха. Цехи следили за качеством выпускаемых изделий, устанавливали порядок работы в мастерских.

Таким образом, в средние века можно выделить два типа поселенческой общности: деревня и город. И если в двадцатом веке город окончательно подчинил себе деревню, а в годы советской власти деревня была источником развития города, о чем свидетельствуют «ножницы цен», то в средневековье дело обстояло иначе: в то время деревня во главе с феодалом «держала» город.

Если феодалы и крестьяне были закрытым сословием, то есть права и обязанности людей, принадлежащих к этим сословиям, передавались по наследству, то духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками могли стать выходцы из других сословий. Для содержания духовенства с работающих взымали десятину – десятую часть доходов. Церковь являлась крупным феодалом, владела крестьянами. Эти богатсва передавали церковь феодалы во имя искупления грехов. За это феодалам церковь прощала долги. Продажа долгов церковью называется индульгенцией.

Средневековая цивилизация имела сходства с цивилизациями древнего мира. Эти цивилизации относятся к аграрным: главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Однако стоит отметить, что развитие ремесла продолжился дальше, рос его уровень. Ремесленники объединялись в цеха, гильдии, которые имели свой устав, герб. Эти ремесленные цеха представляли собой замкнутые корпорации, в которых была строгая иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Учились тому или иному ремеслу с самого детства. Сначало ученик работал в домашнем хозяйстве мастера, затем смотрел за действиями самого мастера. Становясь подмастерьем, он уже помогал мастеру. Если подмастерье хотел стать мастером, то он должен был сделать «шедевр» - изготовить самостоятельно изделие, показать высокий уровень своего мастерства. К тому же подмастерье, пртетендующий на социальный статус мастера, должен устроить был банкет для мастеров. Таким образом, социальная мобильность существоала внутри цеховой корпорации, но в ней, кроме профессиональных перегородок, были еще и финансовые препятствия.

Главным хозяйствующим субъектом в эпоху средневековья был феодал, его хозяйство. Первоначально государство было ослабленно, в странах господствовала феодальная раздробленность – страна была разделена на множество крупных феодов, во главе которых стояли крупные феодалы: чем больше было земли, тем выше феодал стоял в социальной иерархии. Поэтому основу средневековой экономики составляло натуральное хозяйство – такой тип хозяйства, в котором производство ориентировано для удовлетворения собственных нужд и потребностей. Понятно, что господство натурального хозяйства тормозило развитие торговли в частности и развитие товаро-денежных отношений в целом. По мере усиления централизованной государственной власти значение натурального хозяйства падало.

В Центральной Европе обитали воинственные племена германцев. Поначалу римлянам удавалось сдерживать их натиск. Но численность германских племен росла, им трудно было прокормиться на своих землях. Варваров – так римляне называли тех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка, был чужд римской культуре, - привлекали города, плодородные поля, пастбища Рима. Тысячи людей стали сниматься с мест семьями, скотом, имуществом и переходить на римские земли. Началось Великое переселение народов.

Эпоха средневековья началась с образованием варварских королевств. В 410 г. вестготы под предводительством короля Алариха взяли Рим. Варвары стали хозяйничать в Италии. В 476 году вождь Одоакр сложил последнего древнеримского императора. Вскоре в Италию вторглись племена остготов под предводительством короля Теодориха. Убив Одоакра, остготы создали свое королевство.

В 5-6 вв. складывается и Франкское королевство. В 486 году король салических, то есть приморских франков Хлодвиг возглавил их поход на Северную Галлию. Позже франки подчинили себе ряд германских племен.

Хлодвиг прошел длительный путь от вождя племени к королю. Нередко ему приходилось завоевывать авторитет силой (суасонская чаша). По мере укрепления политической власти возникла потребность в ее законодательном оформлении. В данном случае законы, правовые нормы целесообразно рассматривать в качестве воли господствующего класса, то есть короля и его приближенных - знати.

Наиболее известным правовым источником того времени является «Салическая правда», которая была создана по указу короля Хлодвига примерно в 500 году. Согласно законам, за убийство знатного человека (графа) полагалось заплатить вергельд – штраф в размере 600 солидов, свободного человека – 200, зависимого – 100, за убийство раба его владельцу выплачивался штраф в размере 30 солидов. Таким образом, король Хлодвиг законодательно закрепил социальное неравенство, повысил роль государства как политического института.

Наибольшего могущества королевство франков достигло при Карле Великом – 8-9 века. При нем размеры франкского королевства увеличились в два раза. Франкское королевство стало империей. Слово «король» в славянских языках произошло от имени Карла Великого. Однако после смерти Карла Великого начались междоусобный войны, а империя франков распалась на существующие до сих пор государства – Францию, Италию, Германию.

В раннее средневековье зародился ряд других государств. В Британии объединились англо-саксонские королевства. В 1066 г. эти земли завоевал герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель, который стал королем Англии. К востоку от Германии складывались славянские государства – Польша, Чехия, Русь. На севере Европы сложились скандинавские государства: Дания, Норвегия, Швеция. Во всех этих странах после первоначального единства наступал период феодальной раздробленности.

Период феодальной раздробленности – период политической раздробленности, то есть такой период в мировой истории, когда единое государство делилось на множество больших феодов – княжеств со своей системой политического управления. В качестве причин феодальной раздробленности можно назвать следующие: 1) междоусобные войны; 2) народы, объединенные насильственным путем, не желали жить под единой властью; 3) сепаратистские настроения местной правящей элиты: местным правителям было гораздо проще управлять и защищать свои небольшие территории; 4) жители отдельных областей и деревень мало нуждались в связях с другими областями и деревнями, то есть господствовало натуральное хозяйство.

Таким образом, средневековые государства были образованы насильственным путем, с помощью завоеваний. Именно в средние века были заложены основы политической карты современности.

Феод - это не только средство производства, важнейший экономический ресурс, канал социальной мобильности, своеобразный социальный лифт. Феод – это еще и мощный политический ресурс. Чем больше по размерам был феод, тем больше была политическая власть. Об этом свидетельствует феодальная лестница.

Поскольку феод – это ограниченный ресурс, то неудивительно, что за обладание им велась политическая борьба, которая нередко принимала форму политического конфликта. Например, междоусобные войны: феодалы, самураи сражались друг с другом, истребляли друг друга в кровопролитных войнах. Наиболее яркий пример – междоусобная борьба в Англии между Алой и Белой розами, между двумя сторонниками правящей династии – Ланкасткрами и Йорками, которая вспыхнула в 1455 году. В ходе этой войны погибла значительная часть крупных английских феодалов. В результате междоусобная война способствовала усилению центральной власти: на трон взошел Генрих Седьмой Тюдор. Новый король распустил войска крупных феодалов, многих казнил, а земли забрал себе.

Однако феод – это не единственный ресурс, который приводил к столкновению интресов между социальными группами. В процессе развития товаро-денежных отношений, роста городов противоречия возникали по финансовым причинам: по мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали поборы, а коммуны сопротивлялись таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Но в подавляющем большинстве случаев развертывалась борьба между феодалами и коммунами. Исход борьбы зависил от соотношения сил. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. В то же время крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города, среди них – Венеция, Милан стали центрами небольших государств-республик. Почти всюду горожане освобождались из-под власти феодалов и стали свободными людьми. Более того, свободным теперь становился любой крепостной, который бежал в город и которого феодал не мог найти в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая пословица.

С течением времени стали возникать противоречия и внутри городских общин. Ведущее положение в городах занимал патрициат – крупные купцы, владельцы городских земель и городов. Все они часто являлись родственниками, и в их руках было сосредоточено городское управление, то есть политическая власть на местах. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. При этом неравенство между богатым горожанином и простым было закреплено на законодательном уровне: в некторых городах один голос богача равнялся нескольком голосам простых горожан. Особенно были недовольны ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрицата. Итог политического конфликта – иногда восставшие свергали старых правителей, устанавливали более справедливые законы.

Между феодалами и крестьянами тоже возникали политические конфликты, что вылевалось в крестьянские восстания – открытые выступления крестьян, которые носили ярко выраженный антифеодальный характер. Особенно крупные крестьянские восстания произошли во Франции, в 1358 году – Жакерия, в Англии, в 1381 году – восстание Уота Тайлера. Восставшие жгли феодальные замки, истреблили их владельцев, убивали сборщиков податей, громили монастыри, которые тоже являлись крупными феодалами. Не смотря на то, что восстания крестян как в Англии, так и во Франции были подавлены, крестьянские восстания ускорили освобождение крестьян из-под власти феодалов.

Происходили политические конфликты между светской властью и церковной, представители которой претендовали на монопольное осуществление политической власти, то есть конфликт между королями и папами. Церковь проводила и экспансионистскую политику. Об этом свидетельствуют четыре крестовых похода, которые организовала церковь против «неверных» во имя искупления грехов.

Тотальное господство церкви нередко вызывало обратную реакцию. В Чехии против церковного засилья выступил чешский проповедник Ян Гус, который выступал с идеей преобразования церкви. Гус обвинял церковь в чрезмерном богатстве, во вмешательстве в дела светской власти. В 1415 году Ян Гус был сожжен по решению собора в Констанце. Его казнили как еретика. Казнь Гуса вызвала бурю негодования. Сторонник учения Яна Гуса – гуситы продолжили отстаивать свои взгляды. Однако в 1434 году гуситы были разбиты в 1434 году: против них специально организовали крестовый поход.

Усиление централизованной власти, монополизация политической власти в руках монархов, привела к эскалации политического конфликта уже на макроуровне, между уже не социальными группами внутри страны, а между самими странами. С 1337 г. по 1453 гг. происходила война между Ангией и Францией, получившая название в исторической науке Столетней войны. В этой войне себя прославила «орлеанская дева» Жанна Дэ Арк. Не смотря на то, что англичане сожгли народную героиню, французы изгнали англичан из Франции.

В 15 веке стали складываться централизованные государства в Англии и во Франции. Процесс централизации политической власти шел к своему логическому завершению. Раньше монархи в борьбе с крупными феодалами опирались на представительные собрания сословий: в Англии – это парламент, а во Франции – Генеральные штаты. Опора центральной власти в лице короля на представителей сословий – большое значение в смысле увеличения политических свобод. В Англии в 1215 годубыла провозглашена Великая хартия вольностей, которая защищала свободных людей от произвола со стороны властей.

С течением времени, по мере усиления власти короля, сословно-представительные учреждения потеряли свое былое значение: король уже не нуждался в их поддержке. Возрастало количество чиновников, образовалась постоянная армия, служба в которой оплачивалась королем. Все эти предпринятые меры способствовали тому, что феодалы (дворянство) все более и более подчинялись королю как носителю верховной власти. В результате в 16 веке Англия и Франция превратились в централизованные государства с сильной властью королей.

Процесс образования централизованных государств – длительный процесс. Укрепление централизованной власти началось во Франции с 13-14 вв., во времена правления Людовика 9 Святого и Филиппа Четвертого Красивого. Решительный шаг к укреплению центральной власти – при Карле Смелом, 15 век. Что касается Англии, то укрепление власти – при Генрихе Седьмом Тюдере.

Подведем итоги. Для политических процессов эпохи средневековья характерны следующие особенности. Во-первых, трансформация монархической формы правления: от раннефеодальных монархий через парламенские монархии к абсолютизму. Данная трансформация свидетельствовала об усилении концетрации политической власти в руках монарха. Во-вторых, политические процессы нередко приобретали конфликтные формы между феодальными группировками, между феодалами и крестьянами, между светской властью и церковной, между городом и деревней, между странами. Причина политических конфликтов – ограниченный характер ресурсов (феода, финансов, политической власти).

В средневековой культуре большую роль играла религия – вера человека в сверхъестественные силы. На смену политеистическим религиям цивилизаций древнего мира пришли мировые монотеистические религии – христианство и мусульманство (ислам).

Христианство в средние века получило широкое распространение: росла численность монастырей, церквей. В 1054 году произошел раскол церквей на западную и восточную.

Церковь имела свою иерархию, которая напоминала феодальную лестницу. Во главе восточной церкви – патриарх, во главе западной – папа. Низшее звено – священники приходов. Приходские священники избирали епископа – главу священников епархии. Епископы несколько епархий избирали архиепископа.

Колосальным авторитетом пользовались монастыри – место жительства монахов – одиноких людей, которые посвятили свою жизнь Богу. Они жили в кельях – специальных комнатах, молились, занимались тяжелым трудом, вели монастырское хозяйство. Жизнь монахов – уставом. Главы монастырей – аббаты. В средние века – монашеские ордена. Один из известных - орден францискианцев. Основатель – Франциск Ассизский. Проповедовал любовь, добровольную нищиту.

Напомним, что между папами и императорами – борьба за власть, за право назначать на церковные должности – инвеститура. Дальше – крестовые походы. Четвертый крестовый поход обнажил истинные цели крестовых походов – нажива.

Церковь боролась с еретиками – последователей ересей. Ересь – это отклонение от церковных догматов, от учения церкви. Для борьбы с еретиками – инквизиция, что в переводе с латинского означает расследование. Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался изощренным пыткам.

В 7 веке н.э. возник ислам – мировая монотеситическая религия, основанная на вере в то, что нет единого Бога, кроме Алаха, и Мухаммед – пророк его. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570-632). Ислам – это третья известная нам мировая религия, возникшая после буддизма и христианства. В переводе с арабского слово «ислам» означает покорность. Суть ислама – в первой сунне Корана – священной книги мусульман: нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его. Согласно исламу, необходимо совершать ежедневно 5 раз намаз – молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать поломничество – хадж в Мекку. Главная книга мусульман – Коран. Ведут летоисчисление мусульмане не с Рождества Христова, а с хиджры.

Религия, христианство – главный элемент в средневековой европейской культуре. Между исламом и христианством можно обнаружить немало общего. Во-первых, и мусульманство, и хрисианство – мировые монотеистические религии. Во-вторых, и в исламе, и в христианстве есть такие понятия как «молива» - общение человека с Богом, поломничество, милостыня, место для общей молитвы – церковь и мечеть.

Философия в средние века по отношению к религии занимала подчиненное место. Она рассматривалась в качестве служанки богословия. 11 век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение авторитету.

В 12 веке возникли универститеты – высшие учебные заведения, дававшие универсальное образование. Один из древнейших универститетов – Парижский. Университеты обладали широкой автономией. Преподавание – в форме лекций и диспутов, велось на латинском языке – международном языке того времени. Университет подразделялся на факультеты, которые возглавляли деканы. Основой для образования – изучение трудов Аристотеля.

Особо следует сказать о вкладе арабов в развитие средневековой культуры. Арабы внесли большой вклад в развитии культуры, науки. Только в Испании, которую завоевали арабы, они основали 14 университетов. Благодаря арабам в европейских языках появились такие слова как «алгебра», «алкоголь», «зенит». Арабы изобрели десятичную систему счета – арабские цифры, которая гораздо удобнее римской системы счета.

Арабы достигли успехов не только в математике. Наибольших успехов они достигли в медицине. В Багдаде, в Бухаре были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежит Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки». Этот труд на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей.

С ростом городов развивалась архитектура. Возводились храмы, ратуши. В центре города – собор или замок. Были улицы, дома в 2- 5 этажей.

В 11 – 13 вв. господствовал романтический стиль. С 12 века – готические соборы в Северной Франции.

Иоганном Гутенбергом было изобретено книгопечатание. В 1455 г. им была напечатана Библия.

Не смотря на то, что философия в средние века была провозглашена «служанкой богословия» и заняла подчиненное положение, тем не менее, философия в средние века продолжила свое развитие. Наиболее видные представители средневековой философии – Августин Блаженный и Фома Аквинский.

В качестве источников средневековой философии выступили: 1) древнегреческая философия, в особенности труды Аристотеля о форме и материи. Средневековые философы развивали мысль о том, что тело (материя) вторично, пассивно, а душа (форма) активна; 2) Также на вооружение была взята философская система Платона, особенно концепция Платона о мире вечных идей; 3) Священное писание.

Можно выделить следующие особенности средневековой философии:

1) теоцентризм - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего - Бог;

2) креационизм - принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу;

3) провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которыми всеми событиями управляет Бог;

4) теодицея – проблема оправдания зла.

Суть проблемы: если Бог всемогущ, то почему он не уничтожает зло, как он мог допустить его существование? Проблему разрешил Августин Блаженный: причина зла – человеческая воля, которая основывается на выборе между добром и злом, то есть на свободе. Свобода человека – это главное его свойство. Этим он отличается от животного. Но человек слаб: он часто выбирает тот путь, который ведет ко злу. В тоже время Бог любит человека, и поэтому не может у него отобрать его свободу, ибо тогда человек перестал быть человеком: он ничем бы не отличался от животных.

Августин Блаженный (354 – 430 гг) родился в Северной Африке, которая в те времена была частью Римской империи. Он прожил 76 лет. За это время – много событий: рухнула Римская империя, сменилось двадцать императоров. Основные произведения: «Исповеодь», «О граде божьем».

Августин обратился к философии, и в ней он искал не знания, но утешения. Согласно Августину, высшая сила мироздания – Бог. Основное отношение в мироздании – это отношения людей с Богом. Это главным образом эмоциональные отношения: все мироздание пронизано любовью и ненавистью, надеждой и разочарованием. Человек – это главным образом душа. Августин презирает тело. Для него тело – окова, темница для души. Если бы не было тела, то человек был бы бестелесным ангелом, находился ближе бы к Богу. Если тело – материя, источник желаний, которые сближают человека с животным, то душа – это творение Бога, она есть только у людей. Будучи сотворенной Богом, душа в отличие от тела, вечна. Душа также не пространственна, не состоит из частей, и поэтому не может быть разрушена. Душе присуще особенности – разум, воля, память. Высший акт воли – это вера. Именно на вере основывается религия. Вера выше разума, религия выше науки. Вера должна предшествовать познанию. Это означает, что сначала человек должен уверовать в Бога, возлюбить его, а затем познавать.

Согласно Августину, духовный мир, сфера сознания богаче, чем мир материальный. С помощью памяти, воображения человек может переместиться в самые живописные уголки планеты, даже тогда, когда его тело немощно. Внутренний мир, учил Августин, богаче, разнообразнее, чем мир внешний.

Благодаря Августину, мы можем понять, почему люди становятся монахами. Свою историю он поведовал в книге «Исповедь». Августин в свое время лишился матери и любимой девушки. Он осознал, что вместе с их смертью умерла частичка его души. Любовь к смертным людям породила страдание и мучения. Поэтому, учил Августин, любить надо Бога: он вечен. Вечность Бога, любовь к нему, вера в него – это гарант целостности личности. Напротив, любовь к смертным людям разрушает целостность личности: с их смертью целостность распадается.

Также Августин обратился в своем творчестве к проблеме теодицеи. Он задался вопросом: если Бог – абсолютное добро, если он всемогущ, то почему Он не уничтожит зло? Почему Бог мирится с существованием зла? Может, он не настолько всемогущ? Или Бог не абсолютное добро?

На эти вопросы Августин дал следующие ответы. Бог сотворил человека. И он очень полюбил свое творение. Сущность человека же заключается в возможности выбора, в его свободе. Часто этой свободой человек пользуется не так как надо. Он выбирает то, что ему легче. Идет по пути зла, не выбирая тропинку добра. Бог же, поскольку любит человека, не может уничтожить его свободу, поскольку с уничтожением свободы не станет и самого человека. Таким образом, источником зла явлется человек. Бог тут ни при чем.

В другой книге – «О граде Божьем» Августин впервые в христианской традиции попытался переосмыслить историю человечества. Вся история для Августина определяется борьбой двух институтов – града Божьего и града земного. Град Божий – избранное меньшинство, но, тем не менее, численность этого града, то есть города, увеличивается: сначало меньшинство состояло из верных богу ангелов, потом ветхозаветных патриархов, пророков, а затем, после пришествия Христа, этим градом стали истинные христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий как юы вкраплен в град мирской, в эту нечистивую среду. Град земной господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются государства, которыми руководят шайки разбойников. Августин отмечал, что земные государства – это государства без справедливости. А что есть государство без справедливости? – вопрошал Августин. И сам же отвечал: «шайка разбойников». Потом мысль Авгусина, что государство без справедливости есть шайка разбойников, повторит А.И. Солженицын, характеризуя современное российское государство.

Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. В граде Божьем царит любовь к Богу, доведенная до презрения к самому себе. В граде земном – презрение к Богу и самолюбие. Согласно Августину, град Божий должен победить град земной: любовь к ближнему, милосердие, сострадание должны победить эгоизм, самолюбие и другие человеческие грехи.

В лице Фомы Аквинского не только средневековая, но и вообще религиозная философия, сделала большой шаг вперед. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) – величайший представитель схоластической философии. До сих пор в католических учебных заведениях в обязательном порядке изучают его труды. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

В «Сумме теологии» Фома попытался в популярной форме изложить основные идеи схолостической философии. Важно его учение о соотношении веры и разума. Цель философии – в том, чтобы возвестить истину, которая исповоедуется католическим вероучением. Но для этого – к помощи разума: не все принимают авторитета Священного Писания. Однако разуму не все доступно, он может доказать существование Бога и бессмертной души, но ему не доступно понимание Троичности и Последнего суда, которое дается только в откровении. Откровение не противоречит разуму, но нужно разделять то, что может быть доказано разумом, и то, что не может. Главная задача – примирить истины веры и истины разума. Поэтому Августин пытался доказать существование божественного бытия: он трактовал Бога в качестве первопричины, перводвигателя.

Наивысшее счастье, согласно Фоме, заключается в познании Бога. Но познание Бога через доказательство, через веру недостаточно: людям в настоящей жизни не дано узреть Бога. Только в грядущей жизни люди могут узреть его. И это будет достигнуто не благодаря естественным, человеческим силам, а балагодаря сверхъестественным силам, божественному свету. Именно тогда, в загробном мире, благодаря слиянию человеческого и божественного, человек приобретет настоящее счастье.

Подведем итоги. Мы можем выделить следующие особенности средневековой цивилизации:

1) В экономической сфере – господство феодального способа производства, хозяйственный прогресс: от натурального хозяйства к развитию товаро-денежных отношений благодаря совершествоанию ремесла, сельского хозяйства, развитию внутренней и внешней торговли;

2) В социальной сфере – сложная система социальной стратификации, которая приобрела классово-сословную форму. Можно в ней выделить класс эксплуататоров – феодалов (страта королей, князей, графов, баронов, рыцарей) и класс эксплуатируемых – крестьян, ремесленников. Главное средство производства – феод, земля;

3) В политической сфере – господство монархии как формы правления, политических конфликтов как формы протекания политических процессов. Главные политические события – появление новых геополитических образований – Англии, Франции, Италии, Германии в результате варварских завоеваний и распада Франкской империи, а также эволюция от политической раздробленности к образованию централизованных государств. Главный тренд - монополизация и централизация политической власти в руках короля. При этом зародились и демократические политические институты, о чем свидетельствует появление сословно-представительных учреждений (Генеральные штаты, парламент) в процессе централизации политической власти. Политические отношения часто принимали форму политического конфликта: конфликт между папами и имераторами (королями) за властные ресурсы, борьба феодалов и крестьян, их антифеодальные выступления (причина – эксплуатация) – Жакерия, восстание У. Тайлера, междоусобные войны – борьба «Роз» за политическое лидерство, выяснение, кто возглавит объединение страны; войны между государствами за политическое господство – Столетняя война; национально-религиозные конфликты – гуситские войны. В то же время –дальнейшее развитие демократических институций, зарождение местного самоуправления (мэры, коммуны, сельские общины со старостами); осуществление имперских проектов (Франкская империя, Арабский халифат), которые потерпели очередной крах; развитие законодательства («Салическая правда», «Великая хартия вольностей»): от правового закрепления социального неравенства до осознания политических прав и свобод человека;

4) В духовной сфере – господство монотеистических, мировых религий – христианства и мусульманства (ислама), раскол в них: в христианстве – православные и католики, в исламе – сунниты и шииты. Господство схоластики, философия – «служанка богословия», появление христинской философии (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Развитие наук: медицина, алгебра, появление университетов – центров образования и культуры. В основе научной картины мира – философские произведения Аристотеля. Изобретение книгопечатания (И. Гуттенберг), распространие пиьменности, грамотности (книги стали дешевле). Строительство монастырей как центров культуры; появление сословной, корпоративной этики: понятие «рыцарская честь», «Бусидо», цеха, гилюдии у ремесленников, зарождение университетских традиций.

Однако, раскрыв особенности средневековой цивилизации, мы должны помнить, что между цивилизациями древнего мира и средневековым цивилизациями есть сходства: а) в экономической сфере - они принадлежат к аграрному типу; б) в политической сфере – политические конфликты: войны, восстания, правовое регулирование социальных отношений, то есть наличие законов; в) в социальной сфере – социальное неравенство; г) в духовной сфере – господство религии, дальнейшее развитие философии.

Наши рекомендации