Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций)
Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества. Наиболее радикальным и значительным Просвещение было во Франции, давшее миру ряд выдающихся философов. На становление франц. Просвещения значительно повлияли идеи Декарта и Локка.
Характерные особенности ф. идей Просвещения:
– четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;
– неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания;
– гуманистическая ориентация философии с доминирован. в ней антропосоциальной проблематики;
– направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества».
Во французском Просвещении выделяют 2 осн. группы: "старших" просветителей (Монтескье, Вольтер) и "младших" (Ламетри, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах).
"Старшие" просветители заложили основы критики абсолютизма и церкви, стимулировали поиск нового мировоззрения. Вольтер и Руссо – деисты — представители учения, которое признавало Бога в качестве творца Вселенной, но отрицало его дальнейшее вмешательство в дела природы. Деисты отвергали церковную веру в чудеса и выступали в защиту просвещения. Вольтер в «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинен законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.
Руссо (наибольший интерес вопросы этики и соц. фил.) считал, что «человек — по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным». В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо показал противоречивый характер развития цивилизаций. Он противопоставляет своей эпохе — эпохе сословных привилегий и лицемерия — простоту, невинность и добродетель первобытных людей.
Призывая просвещать людей добродетельными поступками, Руссо предлагает соединить политическую власть и просвещение. В самом значительном своем труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) Руссо, как и все французские просветители, утверждает концепцию гражданской свободы: «Человек рожден свободным, — а между тем везде он в оковах». Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства видит в возникновении частной собственности. По его словам, равенство предполагает «строгую умеренность во всем, устранение всяких излишеств», отсутствие злоупотреблений, ограничение размеров имущества знатных и богатых. Руссо настаивал на устранении неравенства путем распределения между всеми относительно равной частной собственности.
Реализация свободы и равенства возможна, по его мнению, лишь при республиканском образе правления, т.к. только в республике подлинным творцом законов явл. сам народ.
Развивая идею о естественном происхождении государства на основе договоренности между людьми, Руссо показывает, как в процессе дальнейшего развития гос-во становится орудием насаждения бесправия и гражданского неравенства, перерождается в деспотию и тиранию.
Франц. материалисты (Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах). Природа. Зачинатель фр. мат. – Ламетри в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. связана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой корениться не только спос-ть к движению, но и всеобщая потенциальная спос-ть к чувствительности или к ощущению. Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным вещ-вом мозга. Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного системат. развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений фр. мат. стал Поль Анри Гольбах. Самое крупное его произведение - “Система природы”. Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1 – движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одного места на другое; 2 – внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Г. доказывает универсальность движения в природе. Сущность прир. в том, чтобы действовать. Природа получила свое движения от себя самой (никаких первотолчков не было), ибо природа есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материи. Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро. Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии, теор. познания. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования ощущений. Как мех. движ. мат. частиц может порождать специф содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития материи как нечто качественно новое 2. способность, аналогичная ощущ., присуща всей материи. Д. был сторонником второй мысли. Д. наметил теорию о псих. функциях. Наши чувства - клавиши по которым часто ударяет окруж. нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что в человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевлености и предполагает лежащую в основе всей матер. способность ощущения.
Признание сущ. независимого от сознания внешнего мира (трасцендентализм). По Д. между большинством ощущений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в вещах первичные качества (сущ. в самих вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к ним самим).
Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий.
Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Человек движим стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Но так как чел способен сравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также способен ставить цели, то для него возможны правила и понятия о действиях, леж. в основе нравственности.
Нуждаясь в помощи других человек должен в свою очередь делать полезное для др. Так образуется общий интерес, от которого зависит частный интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности. В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении. Гельвеций считает целью воспитательную переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах - видит в человеке существо из кот. воспитанием можно сделать все, что угодно.
Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ. высоконравственного общества атеистов. Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес. Критерий нравственности и ума - польза. Т.к. влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос о гос. строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего полит. строем. Гельвеций - только в демократическом правлении польза всего общества, а каждый гражданин служит своей деят-тью общим целям.