Основные направления современной общественной мысли
В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократическийигуманистический(антисциентистский).
Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриальное, «массовое общество» и особенности его формирования.
Наиболее разработанной из современных социальных теорий является концепция постиндустриального общества,основные принципы которой сформулированы в трудах Д. Белла(1965). Идея постиндустриального общества достаточно популярна в современном обществознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.
В истории человечества выделяются три фазы:
1. доиндустриальная(аграрная форма общества);
2. индустриальная(технологическая форма общества);
3. постиндустриальная(социальная стадия).
Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоемкие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особенности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриальной теорией и марксизмом, что определяется общими идейными предпосылками обеих концепций — просветительскими мировоззренческими ценностями.
В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современного капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхода из кризиса должен стать переход от господства капиталистических корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.
Альтернативный путь предлагается в персоналистскихконцепциях общества,в которых современные технологии («машинизация», «компьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляющегося самоотчуждения человекаотсвоей сущности.Так, антисциентизм и антитехницизм Э. Фроммапозволяет ему видеть глубокие противоречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.
Основой общественных преобразований должна стать не технологическая, а персоналистская революция, революция в человеческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценностная переориентация.
Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации,общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соответствовали бы требованиям личностного общения.
В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия(при сохранении различия) и ответственности.Хозяйственной основой подобного общества является экономика дарения. Персоналистская социальная утопия противостоит концепциям «общества изобилия», «общества потребления», «правового общества», основой которых являются различные виды насилия и принуждения.