Полномочия местных советов депутатов

Местные Советы депутатов могут передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных ст.121 Конституции Республики Беларусь:

— утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

— установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

— определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

— назначение местных референдумов.

Местные Советы могут выступать учредителями местных средств массовой информации.

Вопросы, затрагивающие интересы сопредельных территорий, решаются соответствующими Советами совместно. В соответствии со ст.24 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» к компетенции Советов первичного территориального уровня на подведомственной им территории относятся.

— обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих ; государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;

— утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;

— установление местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь;

— решение в установленном порядке вопросов о приватизации коммунальной собственности;

— распоряжение и контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы;

— участие в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроль за соблюдением норм и правил (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на подведомственной Совету территории;

— охрана прав и свобод граждан;

— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— решение иных вопросов в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

К компетенции Советов базового территориального уровня на подведомственной им территории относятся:

— обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;

— утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства и по другим вопросам коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения на подведомственной территории, а также приватизации, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;

— установление местных налогов, сборов и пошлин пределах компетенции, установленной законодательство: Республики Беларусь, а также тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и иных услуг, если не устанавливается вышестоящими государственными органами;

— утверждение территориальных планов развития районов, генеральных планов городов районного подчинения и других населенных пунктов;

— рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие органы управления;

— утверждение схем управления местным хозяйством и коммунальной собственностью;

К компетенции Советов областного территориального уровня относятся:

— утверждение межтерриториальных программ и мероприятий, осуществление полномочий, делегированных Советами базового территориального уровня;

— содействие в установленных законодательством Республики Беларусь случаях сбалансированности бюджетов

административно-территориальных единиц на территории области (города Минска);

— установление в соответствии с законодательством Республики Беларусь местных налогов, сборов и пошлин;

— оказание организационно-методической помощи Советам базового и первичного территориальных уровней в разработке региональных программ развития с учетом национально-культурной и демографической политики Рес­публики Беларусь;

— регулирование земельных отношений в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Беларусь;

— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— решение других вопросов общеобластного и общегородского значения, если при этом не ущемляется самостоятельность Советов других уровней в осуществлении ими своих полномочий (ст. 26 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ИНЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах Советов, комитетов и других формах) (ст.29 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.

В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории. Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.

Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляются на собрании. В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются: название; цели, задачи и предмет деятельности органа территориального общественного самоуправления; территория его деятельности; формы и порядок участия жителей в работе органа территориального общественного самоуправления; порядок формирования его органов; срок полномочий органа территориального общественного самоуправления, который не должен превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы; источники и порядок формирования собственности органа территориального общественного самоуправления; порядок распоряжения его имуществом; иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Для регистрации органа территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня его учреждения в осуществляющий регистрацию орган подаются:

—заявление, оформленное в установленном порядке;

— устав;

— решение инициативной группы или организационного комитета о проведении собрания по учреждению органа территориального общественного самоуправления;

— протокол собрания;

— общий список участников собрания с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, гражданства;

— иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Основными полномочиями органов территориального общественного самоуправления являются следующие:

— вносят на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;

— участвуют по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;

— созывают собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;

— аккумулируют в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направляют их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;

— принимают от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, иные объекты социально-культурного назначения, историко-культурные ценности;

— вносят на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.

Совет может делегировать органу территориального общественного самоуправления отдельные полномочия по осуществлению самоуправления на соответствующей территории, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Совета.

Ликвидация органа территориального общественного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока, на который он был создан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В случае систематического нарушения органом территориального общественного самоуправления законодательства Республики Беларусь Совет, исполнительный комитет, местная администрация могут приостанавливать его деятельность. Решение о досрочном прекращении полномочий органа территориального общественного самоуправления принимается Советом соответствующей административно-территориальной единицы или собранием граждан.

Основные вопросы организации и проведения местных референдумов в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь (раздел III), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII), Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.30).

В соответствии с абзацем первым ст.28 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» собрание, в том числе собрание уполномоченных, — совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел. Правовой основой, регулирующей проведение собраний на местном уровне, является Конституция Республики Беларусь, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.28) и Закон от 12 июля 2000 г. №411-З «О республиканских и местных собраниях».

Местные собрания могут проводиться на территории административно-территориальной единицы или ее части: микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п. Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 % граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории. Участниками местного собрания являются граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие в Республике Беларусь на соответствующей территории, либо уполномоченные для участия в местном собрании, избранные в порядке, установленном инициатором собрания. С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений. Местные собрания правомочны, если в них принимают участие не менее 25 % граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на соответствующей территории, или не менее 2/3 уполномоченных участвовать в местном собрании (ст.4 Закона «О республиканских и местных собраниях»). Участники местных собраний вправе обсуждать вопросы местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации по вопросам государственной и общественной жизни в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

К компетенции местного собрания относятся:

— рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления, внесение по ним предложений, в том числе по установлению местных налогов и сборов;

— обсуждение проектов решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов по вопросам местного значения в экономической, социальной и культурной областях;

— оценка деятельности органов местного управления и самоуправления;

— внесение предложений по вопросам повестки дня сессий местных Советов депутатов, заседаний местных исполнительных и распорядительных органов;

— рассмотрение предложений о наименовании и переименовании населенных пунктов и их составных частей и принятие по ним рекомендаций;

— обсуждение мер по укреплению (охране) общественного порядка; рассмотрение проектов планов развития и застройки соответствующих территорий, рационального использования природных ресурсов;

— принятие решений об учреждении и упразднении органов территориального общественного самоуправления, избрании членов и утверждении уставов этих органов;

— избрание уполномоченных участвовать в республиканском собрании;

— обсуждение других вопросов, в том числе республиканского значения, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.

В соответствии со ст.31 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в порядке, предусмотренном Советом, население имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. В законе не конкретизируется процедура реализации данного права. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные населением в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — опубликованию в местных средствах массовой информации.

Наши рекомендации