Полномочия местных советов депутатов
Местные Советы депутатов могут передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных ст.121 Конституции Республики Беларусь:
— утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
— установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
— определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
— назначение местных референдумов.
Местные Советы могут выступать учредителями местных средств массовой информации.
Вопросы, затрагивающие интересы сопредельных территорий, решаются соответствующими Советами совместно. В соответствии со ст.24 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» к компетенции Советов первичного территориального уровня на подведомственной им территории относятся.
— обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих ; государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;
— утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;
— установление местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь;
— решение в установленном порядке вопросов о приватизации коммунальной собственности;
— распоряжение и контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы;
— участие в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроль за соблюдением норм и правил (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на подведомственной Совету территории;
— охрана прав и свобод граждан;
— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— решение иных вопросов в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.
К компетенции Советов базового территориального уровня на подведомственной им территории относятся:
— обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;
— утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства и по другим вопросам коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения на подведомственной территории, а также приватизации, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;
— установление местных налогов, сборов и пошлин пределах компетенции, установленной законодательство: Республики Беларусь, а также тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и иных услуг, если не устанавливается вышестоящими государственными органами;
— утверждение территориальных планов развития районов, генеральных планов городов районного подчинения и других населенных пунктов;
— рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие органы управления;
— утверждение схем управления местным хозяйством и коммунальной собственностью;
К компетенции Советов областного территориального уровня относятся:
— утверждение межтерриториальных программ и мероприятий, осуществление полномочий, делегированных Советами базового территориального уровня;
— содействие в установленных законодательством Республики Беларусь случаях сбалансированности бюджетов
административно-территориальных единиц на территории области (города Минска);
— установление в соответствии с законодательством Республики Беларусь местных налогов, сборов и пошлин;
— оказание организационно-методической помощи Советам базового и первичного территориальных уровней в разработке региональных программ развития с учетом национально-культурной и демографической политики Республики Беларусь;
— регулирование земельных отношений в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Беларусь;
— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— решение других вопросов общеобластного и общегородского значения, если при этом не ущемляется самостоятельность Советов других уровней в осуществлении ими своих полномочий (ст. 26 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ИНЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах Советов, комитетов и других формах) (ст.29 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.
В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории. Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.
Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляются на собрании. В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются: название; цели, задачи и предмет деятельности органа территориального общественного самоуправления; территория его деятельности; формы и порядок участия жителей в работе органа территориального общественного самоуправления; порядок формирования его органов; срок полномочий органа территориального общественного самоуправления, который не должен превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы; источники и порядок формирования собственности органа территориального общественного самоуправления; порядок распоряжения его имуществом; иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Для регистрации органа территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня его учреждения в осуществляющий регистрацию орган подаются:
—заявление, оформленное в установленном порядке;
— устав;
— решение инициативной группы или организационного комитета о проведении собрания по учреждению органа территориального общественного самоуправления;
— протокол собрания;
— общий список участников собрания с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, гражданства;
— иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Основными полномочиями органов территориального общественного самоуправления являются следующие:
— вносят на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;
— участвуют по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;
— созывают собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;
— аккумулируют в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направляют их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;
— принимают от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, иные объекты социально-культурного назначения, историко-культурные ценности;
— вносят на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.
Совет может делегировать органу территориального общественного самоуправления отдельные полномочия по осуществлению самоуправления на соответствующей территории, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Совета.
Ликвидация органа территориального общественного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока, на который он был создан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В случае систематического нарушения органом территориального общественного самоуправления законодательства Республики Беларусь Совет, исполнительный комитет, местная администрация могут приостанавливать его деятельность. Решение о досрочном прекращении полномочий органа территориального общественного самоуправления принимается Советом соответствующей административно-территориальной единицы или собранием граждан.
Основные вопросы организации и проведения местных референдумов в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь (раздел III), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII), Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.30).
В соответствии с абзацем первым ст.28 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» собрание, в том числе собрание уполномоченных, — совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел. Правовой основой, регулирующей проведение собраний на местном уровне, является Конституция Республики Беларусь, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.28) и Закон от 12 июля 2000 г. №411-З «О республиканских и местных собраниях».
Местные собрания могут проводиться на территории административно-территориальной единицы или ее части: микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п. Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 % граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории. Участниками местного собрания являются граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие в Республике Беларусь на соответствующей территории, либо уполномоченные для участия в местном собрании, избранные в порядке, установленном инициатором собрания. С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений. Местные собрания правомочны, если в них принимают участие не менее 25 % граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на соответствующей территории, или не менее 2/3 уполномоченных участвовать в местном собрании (ст.4 Закона «О республиканских и местных собраниях»). Участники местных собраний вправе обсуждать вопросы местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации по вопросам государственной и общественной жизни в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
К компетенции местного собрания относятся:
— рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления, внесение по ним предложений, в том числе по установлению местных налогов и сборов;
— обсуждение проектов решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов по вопросам местного значения в экономической, социальной и культурной областях;
— оценка деятельности органов местного управления и самоуправления;
— внесение предложений по вопросам повестки дня сессий местных Советов депутатов, заседаний местных исполнительных и распорядительных органов;
— рассмотрение предложений о наименовании и переименовании населенных пунктов и их составных частей и принятие по ним рекомендаций;
— обсуждение мер по укреплению (охране) общественного порядка; рассмотрение проектов планов развития и застройки соответствующих территорий, рационального использования природных ресурсов;
— принятие решений об учреждении и упразднении органов территориального общественного самоуправления, избрании членов и утверждении уставов этих органов;
— избрание уполномоченных участвовать в республиканском собрании;
— обсуждение других вопросов, в том числе республиканского значения, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.
В соответствии со ст.31 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в порядке, предусмотренном Советом, население имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. В законе не конкретизируется процедура реализации данного права. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные населением в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — опубликованию в местных средствах массовой информации.