Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.
Нормативно –правовой акт –это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.
Признаки:
1.Нормативный акт издается компетентными государственными органами в определенной процедуре, этот документ носит государственно-властный характер, его исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.
2.Нормативный акт обладает юридической силой – свойство реально действовать, порождать юридически обязательные последствия. Юридическая сила зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.
3.Нормативный акт документально оформлен – имеет установленную форму и реквизиты :официальное название и наименование, номер, дата принятия и вступления в силу, указание на орган, принявший данный акт, на место официального опубликования.
4.Нормативный акт содержит нормы права – правила поведения общего характера, на что указывает и название данного документ.
Виды нормативно – правовых актов:
1)По юридической силе: законы, подзаконные акты.
2)По сфере действия:
-внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,
-внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).
3)В зависимости от территории действия:
-общие – действуют на всей территории государства,
-местные – действуют на части территории государства.
4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные.
5) По субъектам правотворчества:
-акты законодательной власти,
-акты судебной власти,
-акты исполнительной власти.
6) По объему и характеру действия:
-акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,
-акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.
ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.
Признаки закона:
1) принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.
2) принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.
3)принимаются в особом законодательном порядке.
4) обладает высшей юридической силой: все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, в случае расхождения акта с законом действует закон.
Виды законов:
1. В зависимости от регулируемых общественных отношений:
-Основные законы – регулируют основы общественного или государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов, они служат базой для всего законодательства.
-Конституционные –законы дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.
-Органические законы – определяют порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или всех законы, к которым отсылает конституция.
-Обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом, нормативно – правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества.
ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – это нормативный акт, издаваемый на основе и в соответствии с законом (все прочие акты, кроме законов).
Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, однако юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.
Подзаконные акты многообразны и различаются между собой по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт в государственном аппарате и его компетенции.
Виды подзаконных актов:
1) Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются общие акты, то есть такие акты распространяются на всех лиц в пределах территории страны:
а) указы президента,
б) постановления и распоряжения правительства (регулируют вопросы государственного управления экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.).
2) Ограниченно - общие подзаконные акты, то есть такие акты, которые в соответствии с компетенцией органов издавших их, обязательны для всех, но распространяются в пространственно – ограниченных рамках, то есть в пределах определенной территории (региона, области, города):
а) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (акты ОМС не могут быть отменены общегосударственными органами и органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке).
б) ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства (приказы, инструкции, распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений – таможенные, транспортные, банковские и т.д.);
в) локальные акты – регулируют деятельность внутри организации и распространяются на членов этой организации (уставы организаций, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).
Структура НПА:
Внешние атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений: наименование нормативного акта и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер нормативного акта. Название нормативного акта определяет его предмет, круг регулируемых отношений (с юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) нормативный акт, определяет пространственную сферу действия данного акта, его юридическую силу и место в иерархии действующего законодательства).
Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) — необходимый атрибут всякого нормативного акта. Их значение состоит в том, что они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; удостоверяют подлинность нормативного правового акта.
Всякий нормативный акт (точнее, его нормативное содержание) отличается специфической рубрикацией, т. е внутренней разбивкой (компоновкой) на определенные части: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания.
Преамбулапредставляет собой своего рода методический ключ к пониманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.
В отличие от иных элементов акта преамбула: а) не содержит самостоятельных нормативных предписаний; б) не делится на статьи; в) не имеет ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; г) не содержит легальные дефиниции; д) не формулирует предмет регулирования законопроекта; д) не нумеруется. Преамбула всегда предваряет текст нормативного акта.
Нормативное содержание акта— это совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем. Нормы в тексте нормативного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав); главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы, иногда параграфы, и статьи имеют свое название и цифровую информацию) и статей (пунктов).
Статья является основной структурной единицей нормативного акта. Она имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами; и, как правило, наименование. Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. В свою очередь, пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В редких случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (по обыкновению, допускается не более пяти). Это ограничение, однако, не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законодательного акта должна быть сквозной. При этом не допускаются: отдельная нумерация статей каждой главы или глав каждого раздела; изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта; изменение нумерации частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.