Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Нормативно –правовой акт –это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.

Признаки:

1.Нормативный акт издается компетентными государственными органами в определенной процедуре, этот документ носит государственно-властный характер, его исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.

2.Нормативный акт обладает юридической силой – свойство реально действовать, порождать юридически обязательные последствия. Юридическая сила зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.

3.Нормативный акт документально оформлен – имеет установленную форму и реквизиты :официальное название и наименование, номер, дата принятия и вступления в силу, указание на орган, принявший данный акт, на место официального опубликования.

4.Нормативный акт содержит нормы права – правила поведения общего характера, на что указывает и название данного документ.

Виды нормативно – правовых актов:

1)По юридической силе: законы, подзаконные акты.

2)По сфере действия:

-внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,

-внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).

3)В зависимости от территории действия:

-общие – действуют на всей территории государства,

-местные – действуют на части территории государства.

4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные.

5) По субъектам правотворчества:

-акты законодательной власти,

-акты судебной власти,

-акты исполнительной власти.

6) По объему и характеру действия:

-акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,

-акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.

ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

1) принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.

2) принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.

3)принимаются в особом законодательном порядке.

4) обладает высшей юридической силой: все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, в случае расхождения акта с законом действует закон.

Виды законов:

1. В зависимости от регулируемых общественных отношений:

-Основные законы – регулируют основы общественного или государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов, они служат базой для всего законодательства.

-Конституционные –законы дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

-Органические законы – определяют порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или всех законы, к которым отсылает конституция.

-Обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом, нормативно – правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – это нормативный акт, издаваемый на основе и в соответствии с законом (все прочие акты, кроме законов).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, однако юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты многообразны и различаются между собой по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт в государственном аппарате и его компетенции.

Виды подзаконных актов:

1) Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются общие акты, то есть такие акты распространяются на всех лиц в пределах территории страны:

а) указы президента,

б) постановления и распоряжения правительства (регулируют вопросы государственного управления экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.).

2) Ограниченно - общие подзаконные акты, то есть такие акты, которые в соответствии с компетенцией органов издавших их, обязательны для всех, но распространяются в пространственно – ограниченных рамках, то есть в пределах определенной территории (региона, области, города):

а) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (акты ОМС не могут быть отменены общегосударственными органами и органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке).

б) ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства (приказы, инструкции, распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений – таможенные, транспортные, банковские и т.д.);

в) локальные акты – регулируют деятельность внутри организации и распространяются на членов этой организации (уставы организаций, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).

Структура НПА:

Внешние атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений: наименование нор­мативного акта и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер норматив­ного акта. Название нормативного акта определяет его пред­мет, круг регулируемых отношений (с юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) норматив­ный акт, определяет пространственную сферу действия дан­ного акта, его юридическую силу и место в иерархии действу­ющего законодательства).

Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) — необ­ходимый атрибут всякого нормативного акта. Их значение со­стоит в том, что они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; удостоверяют подлинность норматив­ного правового акта.

Всякий нормативный акт (точнее, его нормативное содержа­ние) отличается специфической рубрикацией, т. е внутренней разбивкой (компоновкой) на определенные части: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания.

Преам­булапредставляет собой своего рода методический ключ к по­ниманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.

В отличие от иных элементов акта преамбула: а) не содер­жит самостоятельных нормативных предписаний; б) не делится на статьи; в) не имеет ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в свя­зи с изданием законодательного акта; г) не содержит легальные дефиниции; д) не формулирует предмет регулирования законо­проекта; д) не нумеруется. Преамбула всегда предваряет текст нор­мативного акта.

Нормативное содержание акта— это совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем. Нормы в тексте норматив­ного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав); главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы, иногда параграфы, и статьи имеют свое название и циф­ровую информацию) и статей (пунктов).

Статья является основной структурной единицей норматив­ного акта. Она имеет порядковый номер, обозначаемый арабс­кими цифрами; и, как правило, наименование. Статья подраз­деляется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. В свою очередь, пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В редких случаях части, пункты и подпункты статьи могут под­разделяться на абзацы (по обыкновению, допускается не более пяти). Это ограничение, однако, не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в зако­нопроекте.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законодательного акта должна быть сквозной. При этом не допускаются: отдельная нумерация статей каждой главы или глав каждого раздела; изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодатель­ного акта; изменение нумерации частей статей, пунктов и бук­венное обозначение подпунктов частей статей законодательно­го акта при внесении в него изменений и признании утратив­шими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Наши рекомендации