Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений
В мире проживает более 2 тыс. народов (этносов). Многие из них не имеют своей государственности и вынуждены сосуществовать в рамках государственных образований с другими народами. Сосуществование в государствах этносов с различными культурными особенностями, разным уровнем экономического, социального и политического развития порождает немало проблем в их взаимодействии. Знание сути национально-этнических проблем важно для ориентации в сложных этнических ситуациях не только политикам, но и экономистам, предпринимателям. В этносе выделяют три исторических типа: племя, народность, нация. Для первобытнообщинной формации характерна этническая общность –племя, для рабовладельческой и феодальной – народность, для капиталистической и социалистической –нация. Развитию межэтнических отношений обычно сопутствуют такие явления, как национализм и шовинизм. Национализм-идеология и политика, в основе которой лежат идея национальной исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к другим этносам. Шовинизм- это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение одной нации другой. К проблеме регулирования отношений между традиционными этническими группами добавилась проблема взаимодействия коренного населения и мигрантов. Вместе с дешевой рабочей силой, используемой для выполнения непрестижных тяжелых работ, этнорасовые проблемы стали возникать в благополучных в этническом отношении странах(Швейцария, Швеция и др.).С развитием гласности и демократии «замороженные» проблемы стали «оттаивать» и принимать конфликтные формы. Особенно это проявилось на Кавказе, в Средней Азии, а между Грузией и Южной Осетией, Азербайджаном и Арменией национальное противостояние превратилось в межэтнические войны. Межэтнические противоречия используются в корыстных целях теми, кто борется за власть. В основе современной политической стратегии решения национально-этнических проблем лежит признание права каждого народа на самоопределение. Это право предполагает свободный выбор народами государственного устройства, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, право каждого народа самостоятельно решать экономические, политические, социальные и культурные вопросы своего развития. Факторы, от которых зависит укрепление дружественных отношений между представителями различных этносов - это повышение их образованности, общего культурного уровня, в том числе и культуры межнационального общения, возрождение принципов народной морали и этикета, в частности уважение достоинства человека независимо от его этнической принадлежности, благородство, милосердие, толерантное отношение к традициям иноэтнического населения.
48 «Политика РБ в сфере религиозно – конфессиональных отношений»
Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют следующие особенности: историческая традиция толерантности, характерная для белорусского этноса еще со средневековья; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождение своей этнической группы; достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций. Основные принципы госудаственной политики в конфессиональной сфере , принципы взаимоотношений государства с религиозными организациями , заложены в Законе Республики Беларусь «о свободе вероисповеданий и религ организациях.» . Данный Закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций. Задачами данного Закона является регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях единообразного осуществления на всей территории Республики Беларусь принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализации права граждан на пользование этой свободой.
44. Основные направления соц. Политики РБ в 2000–2010 гг. - переход от соц. поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Меры:
-политика доходов населения (восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего соц. норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от ср. зар. платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год;
-соц. политика граждан, (гос. поддержка соц. уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негос. пенсионных фондов; разработкка программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной соц. политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему соц. программ;
-обеспечение занятости населения (поддержание жизнеспособности производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др.)
-поддержка семьи (недопущение сокращения гос. расходов на пособия семьям ниже 2,5–3,5% от ВВП;
-поддерживать опред. уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость;
-сохранить доступность услуг здравоохранения высокого качества;
-сохранить доступность к системе образования (люди с более высоким образовательным уровнем способны обеспечить себе достойный уровень доходов.