Институты непосредственной демократии в местном самоуправлении. Формы осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в местном самоуправлении

Осуществляя публичную власть, территориальный коллектив использует различные формы представительной и непосредственной демократии. Демократия является представительной, когда волю территориального коллектива представляют и реализуют органы, состоящие из избранных гражданами представителей (депутатов местных советов). Непосредственной (прямой), если граждане непосредственно реализуют свою волю, принимая решения на сходах, путем референдума, на выборах и т.д.

Формы осуществления населением местного самоуправления:

Местный референдум. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Решение о назначении принимается представительным органом МО:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в местном референдуме;

2)выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные ФЗ;

3) по инициативе представительного органа МО и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Принятое решение подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо ОГВ, их должностными лицами или ОМС.

Муниципальные выборы - проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа МС, выборных должностных лиц МС. Назначаются представительным органом МО, избирательной комиссией МО или судом. Итоги подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сход граждан - проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МС, выборного должностн лица МС, голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО.

Формы участия населения в МС:

Правотворческая инициатива граждан. С ней может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа МО и не может превышать 3 процента от числа жителей МО, обладающих избирательным правом. Проект мун правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ или должностным лицом МС, к компетенции которых относится принятие акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории МО для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС (а также путем проведения собрания и конференций граждан). Может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы ТОС: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. 4) вправе вносить в ОМС проекты мун. правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами МС, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов мун. правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей МО. Проводятся по инициативе населения, представительного органа МО или главы МО. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава МО, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития МО, проекты правил землепользования и застройки и т.п.; 4) вопросы о преобразовании МО.

Собрание граждан могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности ОМС и должностных лиц МС, осуществления ТОС на части территории МО. Собрание проводится по инициативе населения, представительного органа МО, главы МО, а также в случаях, предусмотренных уставом ТОС. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами МС и должностными лицами МС, к компетенции которых отнесено решение вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов) в случаях, предусмотренных уставом МО и (или) НПА представительного органа МО, уставом ТОС, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Опрос граждан проводится на всей территории МО или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами МС и должностными лицами МС, а также органами ГВ. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Опрос граждан проводится по инициативе: 1) представительного органа МО или главы МО - по вопросам местного значения; 2) органов ГВ субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель МО для объектов регионального и межрегионального значения.

Обращения граждан в ОМСУ - граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

24. Муниципальная служба в РФ: понятие, правовая основа, основные тенденции развития. Правовой статус муниципального служащего.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для мун служащего является МО. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава МО, руководитель органа МС, председатель избирательной комиссии МО.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, оз №113 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ХМАО-Югре», уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом.

Муниципальные должности подразделяются на: а) выборные; б) замещяемые на основании решений органов местного самоуправления; в) иные, замещяемые путем заключения трудового договора.

Основными задачами муниципальной службы являются: а) обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; б) обеспечение самостоятельности решения населением вопросов местного значения; в) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; г) защита прав и законных интересов муниципального образования.

Муниципальная служба основана на принципах: а) законности; б) приоритета прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления; в) равного доступа граждан к должностям муниципальной службы в соответствии с профессиональной подготовкой, способностями, достижениями по службе; г) подконтрольности должностных лиц местного самоуправления, их ответственности перед населением муниципального образования; д) гласности в осуществлении муниципальной службы; е) профессионализма и компетентности муниципальных служащих; ж) в непартийности муниципальной службы.

Тенденции:

· Расширение сфер влияния органов местного управления. Перечень предметов ведения закреплен в статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

· Будучи самостоятельными, муниципальные образования не остаются без государственной поддержки; протекция осуществляется в вопросах обеспечения минимальных бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. На осуществление ОМСУ отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются расходы в федеральном бюджете. При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета органы власти МО могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также в порядке, установленном органами власти субъекта Федерации, выпускать займы на инвестиционные цели на собственной территории

· Возможность решения местных вопросов путем собрания схода граждан, проживающих на данной территории. Зачастую решения схода принимают значение и функционируют как полноценные правовые акты на данной территории.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах МС являются муниципальными служащими.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Муниципальный служащий не вправе: а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; б) быть депутатом представительных государственных и муниципальных органов; в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; г) состоять членом органа управления коммерческой организации; д) принимать участие в забастовках; е) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений и т.д.

Муниципальный служащий имеет право на: объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, а так же право на:

ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой муниципальной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; и др.

Муниципальный служащий обязан:

добросовестно исполнять должностные обязанности;

своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

cоблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;

поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

25. Финансово-экономическая основа местного самоуправления в РФ. Бюджеты муниципальных образований: порядок формирования и расходования, контроль исполнения бюджетов.

Правовая основа финансово-экономических полномочий органов местного самоуправления определена бюджетным Кодексом, Налоговым кодексом, ФЗ «Об общих принципах организации МСУ» и т.д.

Экономическую основу местного самоуправления составляют имущественные и материальные характеристики. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 50) в собственности муниципальных образований могут нахо­диться;

1) имущество, предназначенное для решения вопросов мест­ного значения

2) имущество, предназначенное для осуществления от­дельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятель­ности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных пред­приятий и учреждений.

Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности в современных условиях яв ляются: а) муниципализация (передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность); б) покупка (приобретение .на стоимостной основе); в) дарение; г)строительство новых объектов; д) передача по судебному решению; е) захват бес­хозных объектов и т.п.

Муниципальная собственность признается и защищает­ся государством наравне с иными формами собственности. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муници­пальным имуществом. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе и межмуниципальных. До­ходы от использования муниципального имущества поступают в местный бюджет.

Финансовую основуместного самоуправления составляют финансовые средства муниципального образования, в основе которых лежит местный бюджет. Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправ­ления. Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

Расходы местных бюджетов осуществляются на: оказание мун. услуг; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам; предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание муниципального долга; исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов МС либо должностных лиц этих органов.

Мун. заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.

К собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения); 2) доходы от местных налогов и сборов; 3) доходы от региональных налогов и сборов (транспортный, на имущество организаций); 4) доходы от федеральных налогов и сборов (НДС, НДФЛ); 5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ (субсидии, субвенции, дотации); 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли мун. предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей и часть доходов от оказания ОМС и муниципальными учреждениями платных услуг, после уплаты налогов и сборов; 8) штрафы; 9) добровольные пожертвования.

Муниципальные образования вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска мун. ценных бумаг.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются ОМС самостоятельно. ОМС представляют в федеральные ОГВ и (или) органы ГВ субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Контрольный орган МО (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др) осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию.

26. Эффективность государственного и муниципального управления: понятие, критерии общей, специальной социальной эффективности, эффективности деятельности должностного лица.

Эффективность Г и М управления – резуль-ть управления, характеризующаяся степенью испол-я имеющихся ресурсов для достижения целей. Это результат управл-й деятельности, который оценивается системой критериев и показателей (эконом, соц, культурных и др.), позволяющих определить состояние объекта управления количественно и качественно.

Понятие “критерий эффективности” ГУ обозначает признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффек-ть системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Они формируются на базе системы субъективных ценностей, выраженных в идеологии общественно-государственного строя, в стратегических целях правящего субъекта — политическом курсе, в концепциях, политических установках и нормах системы управления, за которыми стоят общие национально-государственные интересы.

Общая социальная эффективность государственного управ­ления, характеризующая результаты функционирования системы государственного управления, т. е. всех его органов и их управ­ляемых объектов, выражается в состоянии общества, его от­дельных частей и конкретных людей. Эта эффективность носит совокупный характер и не дает четкого представления о вкладе в нее каждого из компонентов. Критерии общей соц-ой эффективности:

1. уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по соответствующим видам

2.темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН

3.уровень благосостояния жизни людей, в расчете на душу населения с разбивкой доходов различных категорий в сравнении со стандартами развитых стран

4.осуществление социальной справедливости с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений

5.состояние духовной культуры

6.упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом

Общая соц-ая эффективность достигается усилиями 2-х субъектов: 1.Государства, ОГВ, ГГС; 2.Общества, его самоуправляемых структур

Специальная социальная эффективность государственного управления, раскрывающая качество организации и формирова­ния системы органов государственной власти и мест­ного самоуправления. Какие проблемы решают управляющие компоненты, каким образом (формы, методы), какие затрачивают общественные ресурсы — вот вопросы, на которые эти критерии призваны давать 5 критериев:

1. Целеориентированность (целесообразность) организации и функц-я гос-управляющей системы, ее крупных подсистем и других орг структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, исходящим из их положения и роли в обществе.

2. Затраты времени на решение управленческих вопросов. Это время, которое тратится на внутреннюю управлен-ю деятельность, т.е. на обработку и прохождение управленч-й инф-и от "входа" до "выхода" в гос-управляющей системе в целом (в гос аппарате).

3. Стиль функционирования гос-управляющей системы (какие и как используются формы, методы, средства и ресурсы для достижения поставленных целей)

4. Сложность организации субъекта гос управления, его подсистем и звеньев.

5. Общие- эконом, соц, технические, кадровые и другие — издержки на содержание и обеспечение функц-я гос-управляющей системы, ее подсистем и иных орг структур.

Еще критерии из инета (Уровень производительности труда, Уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения с разбивкой доходов различных категорий, в т.ч. в сравнении со стандартами развитых стран).

Эффективность деятельности должностного лица любого уровня должна определяться его вкладом в реализацию миссии государства и стратегических целей соответствующего уровня управления.

Среди критериев конкретнойсоциальной эффективности ГУ (деят-ти ОГВ и МС и их должностных лиц) можно выделить:

1. Степень соответствиянаправлений, содержания и резуль­татов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусеор­гана и государственной должности. Из такого критерия следует, что любое отклонениеот компетенции органа, функций и право­мочий должностного лица или проявление активности в другом направлении либо в иной сфере не должно признаваться раци­ональным и эффективным. В системе органов государственного управления каждый должен заниматься своимделом.

3. Законностьрешений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц.

4. Реальность, действительностьвлияния управленческих ре­шений и действий на управляемые процессы, поведение и дея­тельность людей.

5. Содержание управленческих актов(решений, поступков, действий и т.д.) с точки зрения отражения в них запросов и нужд людей, направленности на их благополучие и развитие, соответ­ствия потребностям, интересам и целям их жизнедеятельности.

6. Демократизмуправленческой деятельности, состоящий в характере и объеме взаимосвязейсоответствующих органов и их должностных лиц с гражданами и их коллективами.

7. Обеспечение в решенияхи действиях органов и их должно­стных лиц государственного престижавласти.

8. Правдивость и актуальностьуправленческой информации, выдаваемой органами и их должностными лицами при любых анализах, оценках и решениях.

8. Нравственностьвлияния управленческой деятельности, поведения должностных лиц на «внешнюю» среду, на людей, с которыми органы и должностные лица соприкасаются.

Разумеется, в каждом уровне социальной эффективности го­сударственного управления можно выделить и другие критерии для ее измерения. Тем более, что такие критерии зависят от спе­цифики управляемых объектов(явлений, отношений, процес­сов), качественные параметры которых своеобразны.

Местное самоуправление по своим проявлениям во многом связано с государственным управлением, им определяется и ре­гулируется, реализует его решения и т.д. Логично, что его социальная эффективность может и должна измеряться по тем же критериям, что и у государственного управления.

Наши рекомендации