Особенности цивилизаций Востока и Запада
Изучение данного вопроса необходимо начать с выявления сущности понятия «цивилизация». В этой связи следует обратить внимание на то, что термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:
а) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, А. Тоффлер);
б) как синоним культуры (А. Тойнби и др.);
в) как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация);
г) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер «Закат Европы»).
Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. А. Сорокиным. Н. Данилевский обосновал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций. В книге «Россия и Европа» он подверг критике общепринятую концепцию деления всемирной истории на древнюю, среднюю, новую и выделил следующие «самобытные цивилизации», или культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, германо-романский, или европейский, американский. Каждый из культурно-исторических типов, или самобытных цивилизаций проходит в своем развитии три периода: этнографический (древний), который начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности; политический (государственный), когда народы строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость; цивилизационный, обеспечивающий народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.
Критику концепции единой всемирной истории и обоснование учения о множестве культур осуществил немецкий философ и историк О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» он выделяет восемь типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «апполоновская» (греко-римская), фаустовская (западноевропейская) и культура майя. Каждый культурный «организм» проживает заранее отмеренный определенный (ок. I тыс. лет) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация по Шпенглеру – радикальное отрицание культуры, ее «распад», заключительная стадия развития любой культуры. Основные признаки цивилизации: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».
Английский историк и философ А. Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории» исследует смысл и закономерности исторического процесса. Всемирная история, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность историй отдельных, своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущей силой развития цивилизации является (по Тойнби) «творческое меньшинство», которое успешно отвечает на различные исторические вызовы, увлекает «инертное большинство». Гибель цивилизации можно отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.
В понимании П. Сорокина цивилизация представляет собой тип исторической целостности (системы), характеризующейся единством идей, т. е. единством представлений о природе и сущности бытия, о потребности субъектов, способах и степени их удовлетворения.
Критерием разграничения типов культуры, ее основой и фундаментом выступает система ценностей (или истин), принятых в культуре. Сорокин выделяет три типа культур:
1 Идеациональная, основанная на системе ценностей, связанных с представлениями о сверхчувственности и сверхразумности Бога. Цели и потребности такого типа культур – духовные, направленные на приобщение и приближение человека к Богу. Этот тип характеризует культуру брахманской Индии, буддийскую культуру и культуру средневековья.
2 Идеалистическая, охватывающая сверхчувственный, сверхрациональный, рациональный, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Греческая культура V–IV вв. до н. э., культура XIII–XIV столетий в Западной Европе были преимущественно идеалистическими.
3 Чувственная, которая основывается на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны, ибо вне чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не могли почувствовать. Став доминирующим с XVI в., этот тип определил особенности современной культуры.
И хотя в чистом виде эти идеальные модели в истории мировой культуры не встречаются, все же большинство культур может быть объяснено путем отнесения их к одному из типов.
Сорокин ставит под сомнение тезис о замкнутости локальных цивилизаций и подчеркивает важнейшую особенность их функционирования, взаимосвязи и взаимодействия, в результате чего каждая историческая эпоха включает субкультурные типы. В цивилизациях обнаруживается система ценностей предшествующих периодов развития, а также осуществляется наработка новых духовных ценностей для будущих этапов.
Опираясь на различные подходы к пониманию цивилизации, можно дать следующее определение. Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
По сравнению с формациями цивилизации являются более глубинными и длительными с точки зрения своей истории социальными общностями. В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.
Цивилизациям присущи два уровня: региональный и национальный (локальный). Например, французская, германская, североамериканская и другие национальные цивилизации образуют западную цивилизацию.
Формационный и цивилизационный подходы членения исторического процесса не следует рассматривать как взаимоисключающие, а подходить к ним с точки зрения принципа дополнительности, сопряжения. Сейчас необходим интеграционный подход, учитывающий и поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, и в то же время всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций.
Первичные древние цивилизации возникли на Древнем Востоке. Родиной их были долины рек. В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Евфрат в Месопотамии. В III–II тыс. лет до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхе – китайская.
Примерно в это время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская – в Передней Азии, древнееврейская – в Палестине. На рубеже III–II тыс. до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тыс до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – могущественная цивилизация персов, в Италии – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации заметно задержалось: оно началось лишь на рубеже нашей эры.
Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона – Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.
Для в о с т о ч н о й ц и в и л и з а ц и и характерны следующие особенности:
1) Высокая степень зависимости человека от природы.
2) Господство религиозно-мифологических представлений (единение человека с природными и надприродными силами, абсолютная несвобода и полная зависимость от действий космических законов) в духовной жизни восточного человека. Наиболее распространенный символ восточной культуры – «человек в лодке без весел». Он свидетельствовал о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство, поэтому человеку весла не нужны.
3) Традиционализм, т. е. традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков. Отсюда – уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают проблемы «отцов и детей». Там существует полное взаимопонимание поколений.
4) Принципы коллективизма. Личные интересы подчинены общим, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека.
5) Политическая деспотия. Характерный признак восточного деспотизма – абсолютное преобладание государства над обществом. Оно регулирует человеческие отношения в семье, обществе, государстве, формирует идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну, заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд (по закону и по произволу).
Важный признак восточного деспотизма – политика принуждения, террора. Основная задача насилия – нагнетание страха перед властью. Страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произволы, царящие на всех ступенях продажной администрации. Однако деспотическое правление в чистом виде существовало не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах развития (в государствах Древнего Шумера были элементы республиканского правления; в Древней Индии существовал Совет царских чиновников).
6) Общественно-государственная собственность (прежде всего на землю).
7) Сложная иерархическая социальная система. Низшую ступень занимали рабы. Но большую часть населения составляли земледельцы – общинники. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии – сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. д. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.
8) Существование на низовом уровне автономных, самоуправляемых коллективов – сельских общин, цеховых организаций, каст, сект и других корпораций религиозно-производственного характера. Старейшины этих коллективов выступали как связующее звено между госаппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека, вне их жизнь индивида была невозможна.
9) Богатейшая духовная жизнь, высокоразвитая наука и культура. Здесь возникли древнейшие системы письменности, зарождались зачатки современных мировых религий. В Палестине сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, возникло книгопечатание. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае.
З а п а д н ы й т и п ц и в и л и з а ц и и представляли цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит. Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на острове Крит, называют Минойской по имени царя Миноса.
К специфическим чертам античного общества следует отнести: 1) классическое рабство; 2) систему денежного обращения и рынка; 3) основную форму политической организации общества – полис (для Древней Греции), гражданскую общину (для Древнего Рима); 4) концепцию суверенитета и демократическую форму правления (Древняя Греция и отдельные периоды истории Древнего Рима); 5) появление развитых отношений частной собственности (античная форма собственности); 6) разработку этических норм и принципов морали, эстетических идеалов; 7) основные феномены античной культуры – философию и науку, главные жанры литературы, ордерную архитектуру, спорт.
Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации.
Для более полного понимания особенностей цивилизационного развития Востока и Запада необходимо обратить внимание на отличие восточной общины от древнегреческой. В этой связи следует отметить, что для восточной общины была характерна необыкновенная устойчивость. На протяжении столетий такая община сохраняла неизменно архаические технологии ведения хозяйства. Также очень медленно изменялась и социальная структура. Господствовала государственно-общинная собственность. Частная собственность имела подчиненный характер или совсем отсутствовала.
В Древней Греции община называлась полисом. Каждый полис являлся самостоятельным государством. Большую часть населения полиса составляли свободные граждане, что и отличало его от восточной общины. В греческом полисе очень быстро происходили как хозяйственные, так и социальные изменения, важную роль играло здесь частное землевладение.
Известно, что в государствах Древнего Востока власть осуществлялась, как правило, в форме деспотии. Почему такая форма власти не получила распространение в Древней Греции? В какой степени власть императора Древнего Рима можно соотнести с властью царей Древнего Востока? Что их отличало?
Отвечая на эти вопросы, необходимо уяснить, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства – деспотия.
В Древней Греции все было по-другому. Здесь в несколько измененном виде сохранялась демократическая система управления с времен военной демократии. Власть правителя всегда была ограниченной сначала советом родоплеменной знати, а затем – выборными органами.
В государствах Древнего Востока в руках монарха концентрировалась высшая законодательная, исполнительная, военная, судебная, а очень часто и религиозная власть. В Древнем Риме императоры также владели абсолютной властью. Однако они, отдавая дань уважения прочным республиканским традициям, вынуждены были продолжительное время маскировать свое единовластие, сохраняя демократические органы управления. Император носил почетный титул Августа – первого гражданина; действовал Сенат, который постепенно утратил свои законодательные функции; в городах продолжали избираться курии – советы городского самоуправления.
Сравнивая положение рабов на Востоке и в Древней Греции и Риме, необходимо отметить, что на Древнем Востоке большую часть населения составляли свободные крестьяне – общинники. Были и рабы. Но их было немного. Рабы принадлежали храмам, царям, царским сановникам, другим знатным и богатым людям. Рабы работали в основном в качестве домашней прислуги, а также в ремесленничестве, на строительстве, в каменоломнях и на других трудоемких работах. В земледелии труд рабов использовался мало.
В Древней Греции и Древнем Риме рабов было много. Они производили основную продукцию в земледелии, ремесленничестве, строительстве.
На Востоке раб рассматривался как работник, который потерял свободу и временно принадлежал своему хозяину. В Древней Греции и Риме рабы полностью зависели от своих хозяев.
Рабство на Древнем Востоке можно определить как «патриархальное». Здесь повседневная жизнь рабов мало чем отличалась от жизни семьи хозяина.
Рабство в Древней Греции и Древнем Риме классифицируется как классическое. Положение рабов резко отличалось от других слоев населения. Именно при классическом рабстве рабы жестоко эксплуатировались, фактически не имели никаких прав и полностью принадлежали рабовладельцам.
Цивилизационные особенности можно проследить и в развитии религий Востока и Запада. Древние египтяне представляли себе богов в виде обычных людей или в виде людей, которые имеют голову животного, или в виде животных. Такая особенность объясняется большой зависимостью древнеегипетского общества от окружающей среды.
Несмотря на осознанность зависимости человека от внешних сил, древние греки верили в силу человеческого разума. Вот почему своих богов они представляли в человеческом обличии со слабостями, свойственными людям. В большинстве древних народов религии были политеистические (много богов и богинь) и только у некоторых народов существовали монотеистические религии (с одним богом). К монотеистическим относятся религии: древних евреев – иудаизм (единый Бог Яхве), буддизм (Будда), христианство (Бог Иисус), ислам (Аллах).
В Древнем Египте фараон Аменхотеп IV попытался провести религиозную реформу. Он принял новое имя – Эхнатон, запретил все культы, кроме культа бога солнечного диска Атона, построил новую столицу. Однако его попытка ввести монотеизм не имела успеха, так как новая религия не имела моральной основы, прежде всего – благотворительности и привлекательности.
Раскрывая характерные черты египетской и греческой архитектуры, нельзя не заметить, что храмовая архитектура Древнего Египта отличалась гигантскими размерами и необычной роскошью внутреннего украшения. Капители (верхняя часть) колонн имели характерную форму: они напоминали связку папируса или бутонов лотоса.
Храмы Древней Греции не имели таких больших размеров, как древнегреческие. Греческая колонна была соразмерна человеку и была похожа на его фигуру. Это объясняется тем, что в миропредставлении древних греков, в отличие от египтян, между богами и людьми не было такой большой разницы. Древние греки придавали большое значение внешнему виду храма. Отдельные его части раскрашивались в различные цвета.
В древности в государствах Востока были сделаны большие достижения в области математики, астрономии, медицины, тем не менее как науки они сложились только в Древней Греции. Ученые Древней Греции находились в более благоприятной ситуации, чем ученые Древнего Востока: здесь было классическое рабство, демократические нормы политической и общественной жизни, существовало большое количество государств – полисов. Все это способствовало возникновению в Древней Греции различных философских школ (академий). Дух конкуренции, свободных поисков, сомнений и познания привели к устойчивому для тех времен развитию науки, складывалась определенная система знаний. В древнегреческой философии присутствовало новое понимание роли человека, подчеркивалась его особенная ценность.
Особо следует подчеркнуть роль египетской цивилизации, которая заложила основы всей европейской цивилизации. Греция, как ближайшая страна к азиатскому Востоку, первая восприняла достижения культуры Востока и стала распространителем восточного образования в Европе. Однако греческое общество не только аккумулировало достижения древневосточных цивилизаций, но и добилось более высоких результатов в науке, философии, литературе, изобразительном искусстве.