Соотношение международного и внутригосударственного права. Различия международного и национального права

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке МП имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям: дуалистическому и монистическому.

Дуалистическому - признаётся параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом

Монистическому - внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определённом соподчинении, а именно: или внутреннее право господствует над международным, или международное доминирует над внутренним правом.

имеют место и первый и второй варианты. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики, и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

РАЗЛИЧИЯ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

Внутригосударственное право (ВП) Международное право (МП)
-ВП-результат правотворчества собственных органов гос-ва -источник ВП – НПА -ограничивается тер-ией одного государства -возможность применения санкуий значительно шире чем у МП   -Нормы МП регулируют межгос-ые Отн. - МП выражается коллективная воля гос-в мирового сообщ –ва. – нормы формируются путем совместных волесогласований гос-в - источник МП – нормативный договор -Действие норм МП не ограничивается границами одного государства, а распространяются на тер-ию всех гос-в, признающих их действие -Нормы МП – соблюдаются добровольно. - нормы МП ратифицированные гос-м – составная часть его правовай системы - нормы МП приоритетны перед нормами ВП

3. Определение «субъекта международного права». Виды и общая характеристика субъектов международного частного права.

Субъекты международного права — участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Основной отличительной чертой субъектов международного права является юридическая способность к самостоятельным юридическим действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм и независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами.

Виды, несколько классификаций:

По своей природе: Основные субъекты: государства; Производные субъекты: Международные межправительственные организации (ООН), государствоподобные образования (Святой Престол,Мальтийский орден); Отдельно выделяются: Народы борющиеся за независимость, Международные неправительственные организации (Международный комитет Красного Креста,Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца), Субъекты федераций и административно-территориальные единицы унитарных государств. По характеру деятельности: Правоустанавливающие, Правоприменяющие (частные лица). По отраслям международного публичного права: Субъекты права международной ответственности, Субъекты международного экономического права, Субъекты международного гуманитарного права, Субъекты права консульских сношений, Субъекты права дипломатических сношений и др.

Все субъекты международного права обладают одинаковой правосубъектностью и различной правоспособностью, определяемой объемом прав и обязанностей.

Субъекты МП подразделяются на: Первичные, являющиеся результатом естественного исторического процесса: Государства; Народы и нации, борющиеся за самоопределение. И производные, создаваемые первичными: Международные и межправительственные организации, Государствоподобные образования.

К числу субъектов международного права относят также отдельные международные судебные органы.(Например, международный уголовный суд,трибуналы)

4. Определение «нормы международного права», их классификация и источники.

Норма международного права - правило пове­дения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве обще­обязательного. Содержание норм международного права состав­ляют права и обязанности, которыми наделяются го­сударства и другие субъекты международного права.Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъек­тов международного права. Международно-правовая норма выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международно­го права. Нормы международного права классифицируют­ся по различным основаниям:1) по действию в отношении круга участников между­народно-правовых отношений: а)универсальные - регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право; партикулярные (действующие среди ограничен­ного круга участников) - локальные (или регио­нальные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств.2) по способу (методу) правового регулирования: а) диспозитивные - норма, в рамках которой субъек­ты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б) императивные - нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного по­ведения. 4) в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально- и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства); 5) порядок рассмотрения споров - в международном публичном праве споры разрешаются либо на го­сударственном уровне (межгосударственные спо­ры), либо в специализированных органах по защи­те прав человека ; 6) международное частное право, в отличие от междуна­родного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особую правовую систему.

5. Определение «Принципы международного права», общая характеристика.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Все государства юридически равны, должны уважать правосубъектность других госу­дарств, пользуются правами, присущими полному суве­ренитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных до­говорах и др.; территориальная целостность и политическая независимость го­сударств неприкосновенны, государственные границы могут менять­ся лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права; государства свободно выбирают свои политические, экономичес­кие, социальные и культурные системы.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства должны добросовестно выполнять свои меж­дународные обязательства в отношении поддержания мира и без­опасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Запрещается также про­паганда войны. Государства обя­заны воздерживаться от насильственных действий, лишающих наро­ды права на самоопределение.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора средств разрешения спора и с учетом других принципов. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест­ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво­бодно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на само­определение. Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства. При осущест­влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

Наши рекомендации