Республика Беларусь в мировой политике.

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»; III Всебелорусском собрании 2 марта 2006 года «Государство для народа»:

· обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;

· непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.

Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного орудия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru РАВЕНСТВО ГОСУДАРСТВ

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

НЕПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ ИЛИ УГРОЗЫ СИЛОЙ

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

НЕРУШИМОСТЬ ГРАНИЦ

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

МИРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО В ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА

ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

Отличительная особенность внешней политики государство – многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства».

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗЯТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ

РАЗОРУЖЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

ИНТЕГРАЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ, ДРУГИМИ

СТРАНАМИ СНГ

 
  Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

Республика Беларусь в мировой политике. - student2.ru

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ С США, ГОСУДАРСТВАМИ АЗИИ,

АФРИКИ И ЛОТИНСКОЙ АМЕРИКИ

· Выполнение обязательств по международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.

Проходя многосторонние переговоры представителей страны в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСНД), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В ноябре 1996г осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси. Страна считает неизменным своим приоритетом укрепление ООН и системы ее специальных учреждений, сохранение и укрепление международной безопасности, основанной на принципах международного права.

· Развитие контактов с общеевропейскими структурами, европейскими

странами.

Беларусь ведет активный диалог с Европейским союзом, НАТО, Советом Европы. Объем торговли с Европой в 1999г составил свыше 70% общего товарооборота с дальним зарубежьем. Страна стремится войти в Совет Европы стать его полноправным членом. Она выступает за равноправие и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела Беларуси.

В феврале 1992г. суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она приняла на себя обязательства следовать идеям и принципам, закрепленным в Хельсинском заключительном акте, Парижской Хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Беларусь выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление роли и авторитета ОБСЕ в сфере предотвращения кризисов, урегулирование конфликтов, создание в Европе зон, свободных от ядерного оружия.

Отношения со странами Европейского союза по-прежнему остаются напряженными. Однако благодаря усилиям властных структур страны в 2003г разрешен конфликт относительно участия Национального Собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные с европейскими странами для высших руководителей государства. Принимаются меры по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской Ассамблее Совета Европы, нормализации и развитию сотрудничества с Евросоюзом.

· Обеспечение территориальной безопасности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.

С этой целью утверждена в 1998г Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. Действуют соглашения с Россией о военном сотрудничестве, коллективной безопасности. Создается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы формирования общего оборонного пространства с Россией, охрану государственных границ Союзного государства. Одновременно осуществляются мероприятия по модернизации (материально-техническому оснащению, повышению мобильности) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Важнейший приоритет для Беларуси активное участие в международных и региональных системах безопасности.

· Интеграция и развитие сотрудничества с Россией 26января 2000г вступил

в силу Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Однако реализуется этот договор нединамично. Выявлены и постепенно преодолеваются разногласия по вопросу о форме Союзного государства, принципах его построения, правилах экономической жизни, правовых механизмах функционирования, характере и полномочиях союзных структур (парламента, судебных органов). Руководством Беларуси и России продолжается поиск взаимоприемлемой модели межгосударственной интеграции на основе суверенного равенства. Развиваются отношения двух стран в сферах экономической, валютно-финансовой, науки, образования, культуры, информационно социального обеспечения, выполнения действующих государственных программ, направленных на сохранение и укрепление промышленного потенциала, выпуск конкурентно способной продукции.

В целом потенциал внешней политики молодого суверенного государства реализуется неадекватно национальным интересам. Стране предстоит пройти трудный путь демократических преобразований, что позволит ей завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в международных отношениях.

Слабо используются возможности сотрудничества с европейскими странами, США, государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Сказываются и причины политического характера, и недостаточный экспортный потенциал Беларуси, и слабая адаптация внешнеторгового режима страны к правам Всемирной торговой организации (она регулирует сегодня 90% всей мировой торговли).

Международные отношения Совокупность экономических, политических, дипломатических, военных, культурных и других отношений между субъектами мировой политики
Международные политические отношения Вид отношений между субъектами мировой политики, регулируемых нормами международного права и общепризнанными демократическими принципами.
Международные отношения Взаимодействие и сотрудничество независимых национальных государств
Мировая политика Сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества
Международный политический процесс Политическая жизнь мирового сообщества в динамике (развитии, изменении)
Евразийство Геополитическая доктрина, специфическая форма общественного сознания и государственной политики
Общечеловеческие ценности Духовно-нравственные ценности и человечества, объединяющие людей в их стремлении у миру, достойной жизни и всестороннему развитию
Глобальные проблемы современности Проблемы планетарного, общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации
Национальные Интересы Осознанные субъектами политики объективные потребности национальной государственности, побуждающие к ее защите, укреплению и совершенствованию
Национальная безопасность состояние, характеризующее степень защищенности государства от внешних и внутренних факторов, угрожающих его суверенитету
Международное Право Система правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций
Национальное государство Особый тип государства характерный для современного мира; его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации
Внешняя политика государства Деятельность национального государства на международной арене, его отношения с другими государствами и международными организациями
Внешнеполитические приоритеты цели, задачи и проблемы, требующие концентрации усилий и первостепенного внимания государства в его внешней политике
Международное сотрудничество Взаимодействие субъектов мировой политики, цель которого – формирование и поддержание международной обстановки, благоприятной для взаимовыгодного сотрудничества и прогрессивного развития
Международные политические конфликты Острые противоречия между субъектами международных отношений, выражающихся в противоборстве, конфронтации
Международные организации Межправительственные и неправительственные объединения, созданные на основе между народных соглашений
Глобализация Взаимозависимость между народами, государствами и регионами мира

Наши рекомендации