Республика Беларусь в мировой политике.
Приоритеты внешней политики Республики Беларусь Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»; III Всебелорусском собрании 2 марта 2006 года «Государство для народа»:
· обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;
· развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;
· непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.
Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного орудия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.
ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
РАВЕНСТВО ГОСУДАРСТВ
НЕПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ ИЛИ УГРОЗЫ СИЛОЙ
НЕРУШИМОСТЬ ГРАНИЦ
МИРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО В ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА
ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
Отличительная особенность внешней политики государство – многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства».
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗЯТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ
РАЗОРУЖЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ИНТЕГРАЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ, ДРУГИМИ
СТРАНАМИ СНГ
РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ С США, ГОСУДАРСТВАМИ АЗИИ,
АФРИКИ И ЛОТИНСКОЙ АМЕРИКИ
· Выполнение обязательств по международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.
Проходя многосторонние переговоры представителей страны в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСНД), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В ноябре 1996г осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси. Страна считает неизменным своим приоритетом укрепление ООН и системы ее специальных учреждений, сохранение и укрепление международной безопасности, основанной на принципах международного права.
· Развитие контактов с общеевропейскими структурами, европейскими
странами.
Беларусь ведет активный диалог с Европейским союзом, НАТО, Советом Европы. Объем торговли с Европой в 1999г составил свыше 70% общего товарооборота с дальним зарубежьем. Страна стремится войти в Совет Европы стать его полноправным членом. Она выступает за равноправие и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела Беларуси.
В феврале 1992г. суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она приняла на себя обязательства следовать идеям и принципам, закрепленным в Хельсинском заключительном акте, Парижской Хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Беларусь выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление роли и авторитета ОБСЕ в сфере предотвращения кризисов, урегулирование конфликтов, создание в Европе зон, свободных от ядерного оружия.
Отношения со странами Европейского союза по-прежнему остаются напряженными. Однако благодаря усилиям властных структур страны в 2003г разрешен конфликт относительно участия Национального Собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные с европейскими странами для высших руководителей государства. Принимаются меры по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской Ассамблее Совета Европы, нормализации и развитию сотрудничества с Евросоюзом.
· Обеспечение территориальной безопасности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.
С этой целью утверждена в 1998г Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. Действуют соглашения с Россией о военном сотрудничестве, коллективной безопасности. Создается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы формирования общего оборонного пространства с Россией, охрану государственных границ Союзного государства. Одновременно осуществляются мероприятия по модернизации (материально-техническому оснащению, повышению мобильности) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Важнейший приоритет для Беларуси активное участие в международных и региональных системах безопасности.
· Интеграция и развитие сотрудничества с Россией 26января 2000г вступил
в силу Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Однако реализуется этот договор нединамично. Выявлены и постепенно преодолеваются разногласия по вопросу о форме Союзного государства, принципах его построения, правилах экономической жизни, правовых механизмах функционирования, характере и полномочиях союзных структур (парламента, судебных органов). Руководством Беларуси и России продолжается поиск взаимоприемлемой модели межгосударственной интеграции на основе суверенного равенства. Развиваются отношения двух стран в сферах экономической, валютно-финансовой, науки, образования, культуры, информационно социального обеспечения, выполнения действующих государственных программ, направленных на сохранение и укрепление промышленного потенциала, выпуск конкурентно способной продукции.
В целом потенциал внешней политики молодого суверенного государства реализуется неадекватно национальным интересам. Стране предстоит пройти трудный путь демократических преобразований, что позволит ей завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в международных отношениях.
Слабо используются возможности сотрудничества с европейскими странами, США, государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Сказываются и причины политического характера, и недостаточный экспортный потенциал Беларуси, и слабая адаптация внешнеторгового режима страны к правам Всемирной торговой организации (она регулирует сегодня 90% всей мировой торговли).
Международные отношения | Совокупность экономических, политических, дипломатических, военных, культурных и других отношений между субъектами мировой политики |
Международные политические отношения | Вид отношений между субъектами мировой политики, регулируемых нормами международного права и общепризнанными демократическими принципами. |
Международные отношения | Взаимодействие и сотрудничество независимых национальных государств |
Мировая политика | Сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества |
Международный политический процесс | Политическая жизнь мирового сообщества в динамике (развитии, изменении) |
Евразийство | Геополитическая доктрина, специфическая форма общественного сознания и государственной политики |
Общечеловеческие ценности | Духовно-нравственные ценности и человечества, объединяющие людей в их стремлении у миру, достойной жизни и всестороннему развитию |
Глобальные проблемы современности | Проблемы планетарного, общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации |
Национальные Интересы | Осознанные субъектами политики объективные потребности национальной государственности, побуждающие к ее защите, укреплению и совершенствованию |
Национальная безопасность | состояние, характеризующее степень защищенности государства от внешних и внутренних факторов, угрожающих его суверенитету |
Международное Право | Система правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций |
Национальное государство | Особый тип государства характерный для современного мира; его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации |
Внешняя политика государства | Деятельность национального государства на международной арене, его отношения с другими государствами и международными организациями |
Внешнеполитические приоритеты | цели, задачи и проблемы, требующие концентрации усилий и первостепенного внимания государства в его внешней политике |
Международное сотрудничество | Взаимодействие субъектов мировой политики, цель которого – формирование и поддержание международной обстановки, благоприятной для взаимовыгодного сотрудничества и прогрессивного развития |
Международные политические конфликты | Острые противоречия между субъектами международных отношений, выражающихся в противоборстве, конфронтации |
Международные организации | Межправительственные и неправительственные объединения, созданные на основе между народных соглашений |
Глобализация | Взаимозависимость между народами, государствами и регионами мира |