Тема 8. Основные уровни социальной защиты населения

Важнейшей составной частью социальной защиты населения являются органы социальной работы. Цель их деятельности:

- проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе;

- обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей;

- развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Выделяют следующие основные уровни органов социальной работы:

– федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Федеральный уровень

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

- организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

- социальное обслуживание;

- медико-социальная экспертиза;

- реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
помощи;

- социальная помощь семье и детям;

- подготовка законодательства по социальной защите населения;

- внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

- разработка положений по основам социальной политики;

- анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

- разработка социальных нормативов и т. д.

На федеральном уровне основным органом, занимающимся вопросами социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое включает в себя:

- Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

- Федеральную службу по труду и занятости;

- Федеральное медико-биологическое агентство.

Деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации направлена на достижение следующих стратегических целей:

1. Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Мероприятия по улучшению демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выполняются на основании:

- Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2007 г. № 1351;

- Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р;

- Плана основных мероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. № 1405-р;

- Направлений, основных мероприятий и параметров приоритетного национального проекта «Здоровье», рассмотренных Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 25 декабря 2007 г. (протокол № 25) и 4 февраля 2008 г. (протокол № 26).

2. Цель – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

Мероприятия по повышению благосостояния населения, снижению бедности и неравенства по денежным доходам выполняются в соответствии:

- с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р;

- с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

- с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы.

3. Цель – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Мероприятия по повышению качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия выполняются на основании:

- Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р;

- направлений, основных мероприятий и параметров приоритетного национального проекта «Здоровье», рассмотренных Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 25 декабря 2007 г. (протокол № 25);

- программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 286.

4. Цель – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

Мероприятия по повышению эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, выполняются в соответствии:

- с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р;

- поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Цель - содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Мероприятия по содействию продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области трудавыполняются на основании:

- Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р;

- Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы;

- Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р.

Региональный уровень

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

- обеспечение и решение производственно-экономических задач;

- плановую и финансово-экономическую деятельность;

- создание различных фондов социальной помощи;

- решение экономических проблем и др.

На региональном уровне (на территории Челябинской области) основным органом власти, занимающимся вопросами социальной защиты населения является Министерство социальных отношений Челябинской области, которое включает в себя:

- управление социального развития;

- управление социального обслуживания;

- управление финансового и материально-технического обеспечения;

- управление социальных гарантий и льгот.

Основной задачей Министерства социальных отношений Челябинской области является выработка, и реализация на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания государственной социальной помощи, социального обслуживания населения Челябинской области.

Министерство социальных отношений Челябинской области в соответствии с возложенной на него задачей осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает проекты областных законов, целевых областных программ и других нормативных правовых актов области в сфере социальной защиты населения;

2) осуществляет координацию, методическое обеспечение и контроль за деятельностью подведомственных ему государственных учреждений, финансируемые за счет средств областного бюджета, муниципальных управлений социальной защиты населения, исполняющих отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения;

3) организует и координирует научно-исследовательскую работу по вопросам государственной социальной политики;

4) осуществляет анализ и прогнозирование уровня жизни населения области, ведет разработку предложений по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, по развитию современных форм социального обслуживания и оказания государственной социальной помощи;

5) проводит общую оценку нуждаемости населения Челябинской области в различных видах социальной защиты;

6) организует внедрение новых социальных технологий;

7) в пределах своей компетенции разрабатывает и внедряет областные стандарты в сфере социальной защиты населения;

8) участвует в работе межведомственных и иных комиссий по вопросам социальной защиты населения;

9) в пределах своей компетенции оказывает содействие детям в реализации и защите их прав и законных интересов посредством организации проведения методической, информационной и иной работы с детьми по разъяснению их прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством;

10) организует отдых и оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства;

11) обеспечивает реализацию мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

12) разрабатывает и осуществляет в пределах своей компетенции совместно с другими исполнительными органами государственной власти Челябинской области и общественными объединениями меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства, социальной реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении;

13) в случаях, установленных законодательством, решает вопросы по установлению статуса и выдаче документов о праве на льготы ветеранам, жертвам политических репрессий, гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий;

14) обеспечивает реализацию мер социальной поддержки ветеранов, жертв политических репрессий, граждан, пострадавших от радиационных воздействий, инвалидов, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

15) участвует в организации работы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;

16) содействует в обеспечении занятости инвалидов, создании для них соответствующих условий для работы;

17) организует работу по созданию предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществляет контроль их деятельности;

18) участвует в работе по аккредитации предприятий, учреждений и организаций Государственной службы реабилитации инвалидов, финансируемых из областного бюджета, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов, осуществляет координацию их деятельности;

19) организует реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

20) осуществляет разработку перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории области, с учетом социально-экономических и иных особенностей области в дополнение к федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;

21) организует обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации;

22) организует обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, контролирует предоставление гражданам льгот по протезированию, участвует в работе по совершенствованию технологий изготовления протезно-ортопедических изделий, способствует развитию сети организаций различных форм собственности по производству протезноортопедических изделий;

23) организует работу по воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями, проживающих в подведомственных учреждениях, обеспечивает непрерывность их дальнейшего образования, участвует в разработке мер по созданию условий для социальной адаптации и интеграции их в общество;

24) организует работу по профессиональной подготовке инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях;

25) проводит анализ социально-экономического положения граждан пожилого возраста в Челябинской области и осуществляет разработку мер по повышению адресной направленности их социальной поддержки;

26) участвует в разработке и реализации социальных программ по социальной поддержке пожилых людей, снижению уровня бедности населения;

27) обеспечивает реализацию мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

28) осуществляет организацию социальной адаптации граждан без определенного места жительства;

29) взаимодействует с органами исполнительной власти Челябинской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при предоставлении гарантированного минимума медицинских услуг, лекарственной и психологической помощи, получении в установленном порядке документов, удостоверяющих личность, в обеспечении возможности профессиональной переподготовки и трудоустройства;

30) организует работу по определению права граждан на получение государственной социальной помощи с выдачей подтверждающих документов установленного образца;

31) организует в случаях, установленных законодательством, предоставление всех видов государственной социальной помощи: социальных пособий, субсидий, в том числе субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, жизненно необходимых товаров;

32) организует совместно с органами местного самоуправления Челябинской области создание и развитие сети комплексных и специализированных государственных и муниципальных, частных и иных социальных служб, в том числе стационарных, полустационарных и других учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, семей, имеющих детей, а также граждан, оказавшихся в трудных жизненных и экстремальных ситуациях;

33) способствует развитию сети негосударственных учреждений социального обслуживания;

34) организует работу по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, способствует расширению сферы социальных услуг за счет привлечения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, профсоюзов, благотворительных, религиозных и других организаций, а также физических лиц;

35) организует работу по оформлению документов и направлению нуждающихся в социальном обслуживании граждан в учреждения социального обслуживания;

36) обеспечивает соответствие социального обслуживания государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;

37) взаимодействует с общественными, благотворительными и иными организациями при решении вопросов обеспечения гуманитарной помощи населению, организует распределение гуманитарной помощи;

38) осуществляет функции распорядителя средств федерального и областного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемых на финансирование мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социального обслуживания населения;

39) в пределах своей компетенции готовит предложения по формированию областного бюджета;

40) в случаях, установленных законодательством, участвует в проведении конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд и заключает государственные контракты в установленной сфере деятельности;

41) организует привлечение внебюджетных средств для финансирования областных целевых программ по социальной защите населения и укреплению материальной базы системы социальной защиты области;

42) формирует и поддерживает банк данных всех категорий граждан, имеющих право в соответствии с действующим законодательством на меры социальной поддержки, государственную социальную помощь и социальное обслуживание, а также граждан, обратившихся за различными видами социальной защиты и получивших их;

43) осуществляет прием граждан, рассматривает устные и письменные обращения граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в его компетенцию;

44) выплачивает ежемесячную доплату к пенсии государственным служащим Челябинской области;

45) принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов системы социальной защиты населения;

46) осуществляет иные функции в соответствии с действующим законодательством.

Наши рекомендации