Реформы Людовика IX (Святого). Парижский парламент и его функции

Большую роль в укреплении центральной администрации сыграли реформы Людовика IX Святого (1226-1270) (организатор 7 и 8 крестовых походов).

o Военная реформа создала городскую милицию и отряды наемников, в результате чего король стал в меньшей степени зависеть от феодального ополчения.

o Для обуздания междоусобиц в королевском домене войны были запрещены, в остальных после «ссоры» объявлялись 40 дней короля для возможного предотвращения военных действий в королевском суде.

o Из королевской курии выделяются центральные ведомства. Малый королевский совет становится постоянным совещательным органом, счетная палата ведала королевскими финансами.

o Финансовая реформа. Введение в домене единой монеты. Складывается союз с городами. Льготы (=) деньги.

o Учет поступающих в казну доходов и расходов производился в счетной или финансовой палате.

o Судебная реформа.

o запрещены были судебные поединки в пределах королевских владений

o допустил обжалование приговоров, вынесенных в суде феодалов, в королевский суд, который становится высшим судом в королевстве

o Из королевского совета была выделена судебная палата, получившая название парламента.

1260 – Парижский парламент – высший королевский суд. Развитие королевской юстиции. Удар по судебной системе отдельных феодалов. Вводилась категория королевских дел. Парламент – высшая судебная апелляционная инстанция. Двери открыты для всех. С 14 века постоянно действующий орган до революции. Собирался на сессии 4 раза в год.

Он состоял из назначаемых королем духовных лиц, рыцарей и легистов (юристов). Первоначально короли участвовали в заседаниях, потом перестали.

Структура ордонанс (указов) 1278г:

o Палата жалоб;

o Палата расследований.

Право ремонстрации – утверждать ордонансы короля (лишил его этого права кардинал Ришелье). Парламент – зеркало королевской юстиции. Процесс собирания земель продолжается до 15-16 веков.

Реформы способствовали преодолению феодальной раздробленности, территориальному объединению страны и консолидации феодальных сословий вокруг короля. Таким образом, эти изменения заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

41. Государственный строй Франции в XIV–XVI вв. Возникновение Генеральных штатов. Великий Мартовский ордонанс 1357 года.

В 14-15 вв. закончилась перестройка сословной организации, сложившейся в 13 в. Ради укрепления своих общих позиций феодалы вынуждены были отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий, так как консолидация сословного строя означала прекращение истребительских междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания конфликтов.

На смену сеньориальной монархии приходит сословно-представительная монархия. Главными причинами этого было утрачивание феодалами своих самостоятельных политических полномочий и продолжающаяся централизация гос. власти.

· Но постепенная концентрация власти в руках короля не сразу повлекла за собой создание нового аппарата управления, был лишь утвержден принцип того, что полномочия чиновников проистекают от короля, а не наоборот.

· Прежние должности превращались в пустые титулы, исключение составляла должность канцлера, сохранившего свои полномочия.

· На базе королевской курии в 1314 году был создан Большой совет, чьи полномочия носили исключительно совещательный характер и чья роль постепенно снижалась.

· В центральном королевском аппарате появляются новые должности – клерки, секретари, нотариусы – чья компетенция не была четко определена и которые не были сведены в единый аппарат управления.

· Возникают специализированные органы финансового управления. В нач. 14 в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступавшие от бальи и т.д. Источниками поступления средств в казну были доходы с домена, чеканки монет и сбор королевских налогов, именуемых тальей (с 1439; на недвижимость), которая постоянно увеличивалась.

· Прево и бальи постепенно теряют свои функции и замещаются лейтенантами. Для централизации местного управления вводятся должности губернаторов. Была ограничена самостоятельность городской аристократии – был установлен административный контроль над выборами городской администрации и др.

· Парламент приобретает отделения (Высшая палата парламента, следственная палата, палата прошений, уголовная палата, палата суда над еретиками). В него входят король, его наследники, представители высшего духовенства и власти. Советники привилегированы (не платили налогов), с начала 16 в эта должность продается.

1302 год - образование первого общефранцузского представительного органа – Генеральных штатов.

Были созданы по инициативе короля Филиппа IV Красивого из-за:

· неудачной войной во Фландрии,

· серьезными экономическими трудностями,

· противоречиями с римским папой по поводу десятины (хотел отлучить его от церкви)

Это превращало Францию в сословно-представительную монархию. Периодичность созыва не была установлена, всегда созывались королем.

Состав: высшее духовенство и крупнейшие феодалы, приглашаемые лично. Позднее начинают избираться и депутаты от церквей, городов, монастырей. Приглашались и легисты ~1/7 часть.

Палаты заседали отдельно, каждое сословие имело 1 голос. Вместе — только для обращений к королю. Депутаты от сословий обладали императивным мандатом — отчитывались перед избирателями

Достаточно слабый политический орган:

o Одобрение политических решений короля;

o Утверждение новых налогов в его пользу;

o Обращение к королю с просьбами, жалобами.

Отдельно заседали 3 палаты. Не участвовали в законодательном процессе и не влияли на администрацию короля.

Король прибегал к их созыву для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам. Статус и полномочия не закреплены в законе, зависели от воли короля. Обычно ему требовалось согласие по решению финансовых вопросов: большинство налогов могли взиматься только в течение года после дачи согласия, но Карлом VII было получено разрешение на взимание постоянной королевской тальи. Они обращались к царю с различными просьбами, и, если король соглашался, то издавался соответствующий ордонанс.

Первая половина 14 – середина 15 веков – глубокий экономический и политический кризис. Причины:

o Столетняя война (1337-1453);

o Эпидемия чумы (черная смерть);

o Встал вопрос о существовании Франции как суверенного государства;

o Рост массового и политического сознания и чувства патриотизма во французском обществе.

Выход на 1 место идей «общего блага» и государственного интереса, позволил на некоторое время преодолеть конфронтацию между генеральными и провинциальными штатами, а также ослабить антагонизм внутри самих генеральных штатов.

Период столетней войны (1337-1453) пытался обособиться. Парижское восстание 1356-57 годов.

1356 - король пленен англичанами. Для его выкупа необходимо 3 млн. золотых экю, казна пуста. Его наследник созывает генеральные штаты. Из них 28 человек составивших программу реформ – Великий мартовский ордонанс (март 1357 г):

o требовал независимости

o депутатского иммунитета

o контроль за королевской казной

o контроль за королевскими должностными лицами (вплоть до уголовной ответственности; импичмент).

Когда король был выкуплен, зачинщиков ликвидировали, а ордонанс не вступил в силу.

Однако после подавления на следующий год Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла все требования.

1337-1453 — Столетняя война. После нее роль генштатов уменьшается (1484-1560 не собираются).

«Прагматическая санкция» 1438 (эдикт Карла 7) — устанавливала верховенство решений национальных соборов над решениями папы римского, избрание высшего духовенства на церковных выборах по рекомендациям короля.

42. Государственный строй Франции в XVII–XVIII вв. Понятие абсолютной монархии. Реформы Ришелье и Людовика XIV.

К 16 в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу, в результате чего произошло становление абсолютизма как новой формы монархии.

o Первым сословием в стране оставалось духовенство, державшее в своих руках одну пятую всех земель и сохранившее свою традиционную иерархию.

o Светские феодалы – король и дворянство – держали в своих руках остальные 4\5 всей земли. Статус дворянина был наследственным, только они могли владеть феодальными поместьями.

o Подавляющую массу составляло третье сословие, на верхних ступенях которого находилась буржуазия, на нижних – крестьянство.

Становление абсолютизма:

· Абсолютизм как форма правления был необходим дворянству и духовенству для сохранения своих обширных сословных привилегий.

· Буржуазия, нуждавшаяся в королевской защите от феодальной вольницы, также была в нем заинтересована.

· Становление абсолютизма в 16 в. также способствовало завершению территориального объединения Франции и формированию единой французской нации.

При абсолютной монархии верховная политическая власть всецело принадлежит королю и не разделяется ни с какими гос. органами. В 1614 в последний раз созываются Генеральные штаты, после чего они не функционируют в течение полутора веков. Иногда для решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). Отдельные провинциальные совещательные органы продолжали функционировать, так как короли считали, что они позволяют умиротворять верхушку феодальной знати.

В качестве своеобразной оппозиции в 16-17 вв. выступал Парижский парламент, который использовал свое право отклонения королевских актов. Это было связано с тем, что независимость судей сохранялась и в период абсолютизма. Людовик XIV фактически лишил его этого права к 1673 г.

Абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и гос-ва, король признавался источником любой власти, не подлежащей какому-либо контролю. Он постепенно присвоил себе право назначения на любую государственную и церковную должность. В 1614 г. по предложению штатов французская монархия объявляется божественной, а власть короля – священной.

В 16 в. появляются должности государственных секретарей, 1 фактически играл роль первого министра. Кардинал Ришелье (1585-1642) (совмещавший 32 поста и титула) провел ряд реформ:

ü Дворянам запрещалось создавать вооруженные формирования, строить замки, проводить дуэли без разрешения правительства.

ü Изменена была система интендантства (постоянные должностные лица, инспектирующие суд администрацию и тд): они были превращены в администраторов, получавших финансовые и судебные полномочия непосредственно от короля.

ü Он также способствовал развитию французской промышленности. Были заложены начала политики меркантилизма. Монополизировал власть.

Реформы Людовика XIV:

· При Людовике XIV гос. секретари выполняют уже роль личных чиновников короля, которым поручаются определенные сферы управления, имеющих заместителей, при них создаются целые бюро.

· В центральном управлении большую роль играл сначала суперинтендант финансов, а затем Генеральный контролер финансов, составлявший гос. бюджет, руководивший всей экономической политикой Франции, а также контролировавший деятельность администрации и организовывавший работы по составлению королевских законов.

· Был воссоздан Большой совет, рассматривавший важнейшие государственные вопросы, обсуждавший проекты законов, а в некоторых случаях и решающий судебные дела.

· Внешнеполитические дела обсуждались в Верхнем совете.

· Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления.

· Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

· Людовиком же была введена капитация – подушная подать для покрытия военных расходов

· . Была проведена военная реформа – был запрещен найм иностранцев, высшие командные посты предоставлялись только титулованной знати.

· В начале 16 в основными администраторами, проводившими политику центра на местах, были губернаторы, назначаемые и смещаемые королем. Постепенно становятся независимыми → их функции сводятся к военным.

Интенданты: появились во второй половине 16в, упразднены в первой половине 17, восстановлены в 1653 с широкими полномочиями (контроль за фабриками, банками, дорогами, поддержание общественного порядка, контроль набора рекрутов в армию, могли вмешиваться в любой судпроцесс).

Городское управление:

коснулась централизация — муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться и стали назначаться из центра. В деревнях административные и судебные функции — крестьянские общины и общинные советы.

43. Основные черты средневековой правовой культуры Франции. Источники права. «Кутюмы Бовези» Филиппа де Реми Бомануара. Кодификация королевского законодательства в 60–80-е гг. XVII века.

В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Французской право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем.

Важнейшим источником права, придававшим всей системе особую пестроту, был обычай.

К 10 в. практически перестает действовать Салическая правда и другие варварские обычаи.

На смену им приходят территориальные правовые обычаи отдельных регионов – кутюмы. Они складывались в устной форме и отражали реальные потребности территориальных коллективов феодального общества. Так как их содержание возникало из компромисса, то и соблюдение было добровольным, хотя их сила подкреплялась судебной властью.

Источники права:

· кутюмы – территориально-правовые обычаи отдельных регионов, сеньорий, общин (Сев.Франция) Кутюмы Тулузы, Древний Кутюм Бретани, Большой Кутюм Франции, Кутюмы Бовези

· некоторые нормы СП

· вульгаризированное римское право на юге Франции

· каноническое право (Библия, постановления церковных соборов, постановления римских пап, каноническое наследственное право, римское право)

· городское право (письменные источники: хартии, статуты городских советов, цехов и гильдий)

· нормы торгового и морского права

· королевские ордонансы: общефранцузские и местные

· ленное и манориальное право

Работу над трактатом «Кутюмы Бовези» Филлип де Боманура начал = 1280г, а завершил в 1283. в 1289 – 1290 в текст были внесены исправления и дополнения. Первоначальный вариант не сохранился. В течении 14-17 вв. во Франции распространялись его рукописные копии, написанные на архаичном французском языке и отличавшиеся друг от друга в некоторых местах стилем, а в ряде ст.и содержанием. В 1690 г. Одна из таких копий была издана типографским способом, второе типографское издание вышло в свет уже в 19 веке.

· КБ состоят из пролога, основной части и заключения.

· Кутюмы отражают манориальное право, городские обычаи, правила судопроизводства.

· Вилланское (крестьянское) держание обусловливалось натуральным оброком или денежными выплатами (чинш).

· Личная крепостная зависимость носила наследственный характер.

· Раздел о правах городских коммун фиксировал, что город может стать коммуной только на основании королевской хартии. При этом права коммун должны ущемлять права церкви и дворянства.

· Устанавливалось право короля сеньора над городским самоуправлением. Кутюмы закрепляли суды равных.

· Формулировалось положение своеобразной «презумпции невиновности»: преступник не может быть приговорен к смерти пока его преступление не доказано.

· Кутюмы определяют роль адвокатов в судебном разбирательстве. Они помогали тяжущимся пользоваться правовыми обычаями, представляли интересы сторон в суде.

Наши рекомендации