Референдум и выборы как формы непосредственной демократии в Российской Федерации. Принципы референдума. Классификация референдумов
Две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основными формами прямого народовластия являются референдум и выборы. См. Выборы, Референдум.
Референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Конституция Российской Федерации устанавливает наивысший авторитет решений, принятых непосредственно народом.
Формы непосредственной демократии используются как для решения общегосударственных задач - федеральные выборы и референдум Российской Федерации, так и для решения вопросов регионального и местного значения - выборы и референдумы субъектов Российской Федерации, муниципальные выборы и местные референдумы.
Выборы и референдум являются самостоятельными формами непосредственной демократии, они не могут подменять друг друга. Также нельзя говорить о приоритете одной формы над другой, поскольку Конституция Российской Федерации обе эти формы провозглашает высшим непосредственным выражением народовластия. Посредством каждой из форм непосредственной демократии решаются определенные задачи. Выборы являются способом формирования органов власти. При этом вопросы формирования состава органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут являться предметом референдума.
Важной формой народовластия является представительная - осуществление народом власти опосредованно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. См. Выборный орган, Выборное должностное лицо. Эти органы образуются и формируются народом для повседневного осуществления власти от его имени. Способ формирования - посредством прямых свободных выборов. Контроль граждан за деятельностью органов составляют демократическую основу системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Представительная форма народовластия присутствует на всех уровнях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на федеральном уровне образуются и действуют федеральные органы государственной власти (См. Федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством учреждаются законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (См. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации). На местном уровне законодательством также предусматривается обязательность наличия выборных органов (См. Органы местного самоуправления).
Виды референдумов. По масштабам проведения референдумы подразделяются на: общенациональные (общегосударственные), т.е. проводимые на всей территории страны; региональные, т.е. проводимые в масштабах более или менее крупной части страны (региона), например, субъекта федерации или иной автономной части;местные, т.е. проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местного самоуправления. По их содержанию референдумы разграничивают на:конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней;законодательные, т.е. по проектам законов; консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, правительства, регионального или местного органа власти и т.д. Яркими примерами конституционного референдума может служить принятие на референдуме в конце 1993 г. Конституции Российской Федерации, а консультативного референдума — референдум в Великобритании в 1975 г. по вопросу о ее вступлении в Европейское сообщество и референдум в СССР в марте 1991 г. о сохранении и обновлении Союза ССР. По степени необходимости проведения референдумы разделяются на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или другого закона при решении данного вопроса, и факультативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или населения.
Референдумы могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, по обязывающей силе своих итогов они подразделяются на решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, и консультативные, т.е. могущие вести к таким последствиям, но могущие и не вызывать их. При проведении законодательного референдума он может проводиться в различное время и играть разную роль. Допарламентский референдум проводится с целью выяснения позиции народа по законопроекту еще до его принятия парламентом. Послепарламентский референдум имеет своей целью придать большую силу уже принятому парламентом закону с помощью его утверждения на референдуме. Но законы в ряде случаев принимаются и непосредственно на референдуме, вне их рассмотрения в парламентах, и тогда речь идет о внепарламентском референдуме. Иногда особо выделяются международно-правовые референдумы, связанные чаще всего с решением вопроса о международных договорах, границах государства, отношениях с международными организациями (например, референдум в Швейцарии о вступлении страны в ООН) и др.