Жанр повести в творчестве Н.М. Карамзина
Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно – чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и «простой» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям.
«Бедная Лиза» была напечатана в «Московском Журнале» в 1792 году. Сюжет повести: любовь бедной девушки и молодого дворянина. В основе карамзинской повести – жизенная ситуация. Социальное неравенство крестьянской девушки и дворянина предопределило трагический исход от любви. Однако для Карамзина важно прежде всего передать психологическое состояние героев, создать соответствующее лирическое настроение, способное вызвать ответное эмоциональное чувство читателя.
Симпатии автора на стороне бедной девушки, однако поступок Эраста он пытается объяснить обстоятельствами, характером героя. Эраст был наделён «добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным от природы»
У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании герое ищет утешения, примирения. Драматические, а подчас трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно – эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации.
Большое место в повести занимают авторские лирические отступления, диалог, монолог героев. Лирическая манера повествования создаёт определённое настроение. Этому в повести служит пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особенно интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующий на душу читателя.
В начале повести «Бедная Лиза» даётся как бы экспозиция – описание окрестностей Москвы неподалёку от Симонова монастыря, которое своим элегическим тоном предопределяет трагическую развязку.
Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия.
Прозвучавший в повести призыв к человеколюбию, утверждение Карамзина, что и «крестьянки любить умеют», были важны и отвечали требованиям времени. Карамзин показал, что и простым людям свойственны высокие и благородные чувства. « Литература в первый раз стала выражением общества и потому начала оказывать на него сильное нравственное влияние».
К изображению крестьянских персонажей Карамзин обратился в очерке «Фрол Силин – благодетельный человек», напечатанный в 1791 году г в «Московском Журнале». В отличие от радищева Карамзин идеализирует положение крестьян, не показывая социальных противоречий в деревне, рабского положения крепостных. В очерке есть лишь намёк на крепостное право. Главное для писателя – подчеркнуть трудолюбие, доброту крестьянина – филантропа, который в неурожайный год делится хлебом со своими соседями. Крестьяне Карамзина «благодетельны», добры, трудолюбивы, они не ропщат на своё крепостное состояние.
Писатель раскрывает образы крестьян и в «Бедной Лизе», и в очерке «Фрол Силин» в нравственном плане. Ему важно подчеркнуть документальный характер очерка, противопоставляя его повести, в которой значительное место занимает художественный вымысел.
Сюжет сам по себе никогда не интересует Карамзина; для него важна тональность вещи, а не события внешнего мира, о которых идёт в ней речь.
В 1792 году Карамзин напечатал в «Московском Журнале» историческую повесть «Наталья, боярская дочь» (взял сюжет из «Фрола Скобеева»). Позже в 1803 году в журнале «Вестник Европы» он печатает - повесть «Марфа Посадница, или покорение Новгорода». И в обращение к истории Карамзин остаётся верен своему эстетическому принципу – идеализации жизни, теперь уже старых добрых времён, рисуя идиллические картины, взамен реальной исторической действительности. Карамзин изображает историю весьма условно.
В повести «Марфа…» побеждает монархия, которая для Карамзина была незыблема, однако ему удалось создать героический образ Марфы, ильной и волевой натуры, вызывающей сочувствие своей борьбой за республику. Олицетворяет вольность Новгорода Вадим, который также должен умереть как и Марфа. «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок; а нет порядка без власти самодержавной».
Изображая народ, Карамзин показывает его пассивным. Характерно, что сюжет повести, её политическая тематика нарушили привычный для карамзинских повестей чувствительный сглаженный стиль. Здесь мы встречаемся и с высоким слогом, с употреблением славянизмов. «Марфа» была последним беллетристическим произведением, после которого Карамзин переходит к написанию совего исторического труда.
Карамзин является родоначальником романтической повести («Остров Бронгольм» и «Сиерра – Морена»).
В первой повести всё изображённое в нём пропущено через сознание рассказчика, обосновано в своём колорите его душевны состоянием. Повесть ведётся романтическими отрывками, как потом будет строить свои поэмы Байрон: сначала – отрывок о герое, потом – отрывок о героине. Читатель сам должен связать воедино импрессионистические наброски художника. «Остров Бронгольм» ( характерно самое экзотическое звучание названия) построен на мотивах романтики оссиановского севера и суровой печали северных скальдов. Маленькая новелла «Сиерра – Морена» (1795) построена по тому же принципу, но на мотивах северных бурь и старинных замков, на мотивах шотландских баллад столь же условного эстетизированного испанского местного коллорита. Здесь подобраны один к одному мотивы яркого юга, пламенных и неукротимых страстей, эффективных пейзажей оперной Испании. Повесть трагична, но её задача – прельстить захватывающим фейверком безумной страсти.
Круг психологических наблюдений Карамзина узок; его «чувствительность» легко переходит в слащавость; эстетизорование действительности – основной порок его - губит правдивость его психологизации.
Около 1794 была написана и в 1796 году была напечатана повесть Карамзина «Юлия», одна из первых психологических и бытовых повестей в русской литературе. Здесь происходит психологическая эволюция героини. «Юлия» - повесть о личных, душевных делах, без внешних романтических событий, повесть о психологической борьбе, о развитии, росте женской души. Карамзина занимает внутренний конфликт.
Аналогический характер имеет и замечательный очерк Карамзина «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803г.). Карамзин хотел не только анализировать душевную жизнь, но построить психологический синтез, индивидуальный характер, и он изобрёл для этого контраст двух несходных человеческих организаций.
В 1802 – 1803 гг появляется повесть «Рыцарь нашего времени».
Он взялся изобразить психологию ребёнка, - впервые в русской литературе. Он окружил его образ довольно обстоятельным изображением быта, и в этом была новая победа Карамзина. (Психологический образ мальчика, его настроений , например тонкое изображение первых смутных эротических переживаний)
Карамзин расширил рамки и возможности русской литературы и в отношении раскрытия человеческой душевной жизни человека, и в отношении самих литературных форм. Он окончательно узаконил повествовательные жанры прозы – повесть, новеллу; он вообще придал прозе достоинство, не до конца признанное «на верхах литературы до него». Он разработал жанр очерка, художественно написанной статьи. Он, наконец, узаконил в русской литературе право писателя не подчиняться жанровым нормам, а творить новые, индивидуальные типы произведения.
Лирика Н.М. Карамзина.
«Поэзия – цветник чувствительных сердец» - это может быть поставлено эпиграфом в поэзии Карамзина. Он пишет в разных поэтических жанрах: у него есть и дружеские послания, и элегии, и песни, и баллады, в которых наиболее явно проявляется личность автора. Поэзия Карамзина далека от гражданских тем и, как бы подчёркивает её личный, интимный характер, Карамзин даёт своему сборнику стихов название «Мои безделки».
В лирике особенно сильно развито субъективное, эмоциональное начало ( «Чувствительность! Люблю я быть рабом твоим..» - «Прометей 1798.
Эстетические принципы Карамзины противопоставлены поэтике классицистов, недаром никто из французских писателей и вообще поэтов – классицистов не назван в стихотворении («Поэзия» 1787).
В поэзии, ещё в большей степени, чем в прозе, поэт считает необходимым приукрашивать действительность. Для него поэт – «искусный лжец», который «может вымышлять приятно».
В «Московском Журнале» Карамзин опубликовал свои первые стихи «Поэзия», «Осень», Граф Гавринос», «К милости». Последнее стало ярким гражданским выступлением в защиту Новикова. Это было первое и последнее гражданское стихотворение.
Поэзия Карамзина сентиментальна и автобиографична. Его стихотворения второй половины 90 годов, после перенесённого им идейного кризиса в результате событий 1793 годов во Франции, преимущественно печальны и пессимистичны. В них звучат идеи разлада со светским обществом, неудачной люблви, грустного восприятия окружающего мира, враждебного человеку. Примером могут служить многие стихотворения, написанные в жанре дружеских посланий: «Послание к Дмитриеву», «Послание к Плещееву», «К неверной», «К Лиле», «Послание к женщинам» и т.д.
В «Послании к Дмитриеву» Карамзин предлагает ему удалиться от мира зла, ибо общество не поддаётся исправлению, истина опасна, «Никто не хочет ей внимать».
Лирика Карамзина глубоко индивидуальна. Она передаёт тончайшие нюансы человеческих переживаний, настроение, страдание человеческой души. Однако в страдании поэт ищет и находит утешение, и это порождает сладостное чувство меланхолии. Одно из известнейших стихотворений Карамзина так и называется «Меланхолия», 1800. («Подражание Делилю»)
Меланхолия – «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслаждения». Счастье и покой человек должен найти в самом себе, так как «мы живём в печальном мире». Надо уметь обрести гармонию в самом себе, надо уметь жить «в мире с самим собой».
Карамзин видит возможность обрести счастье в уединённой от общества жизни, в дружбе и любви («Послание к Дмитриеву» 1794).
Во многих стихотворениях Карамзина звучат мотивы жизни и смерти, неизбежность ухода в небытие, где все волнения найдут успокоение. Поэт выражает утешительную надежду на загробную жизнь. Таковы стихотворения «Кладбище»(1792), «берег» (1802).
Особенностью карамзинской лирики явилось сочетание анакреонтических мотивов с сентиментальными темами: «Весёлый час», «Прости», «Весеннее чувство».
Пейзаж в стихотворениях Карамзина приобретает особую роль, становясь предметом лирического изображения. Природа выступает в единстве с человеческими переживаниями.
В стихотворении «Осень» грустное, меланхолическое настроение связывается с картинами увядания природы.
Карамзин стал родоначальником русской романтической баллады: «Граф Гавринос» (1789), «Раиса» (1791). Балладам также свойственны драматические ситуации, сентиментально – романтическая трактовка характеров. Баллады Карамзина - предтеча романтических баллад Жуковского, хотя и уступают последнему и в глубине психологизма, и в изобразительности средств.
В ряде своих стихотворений Карамзин обращается к фольклору, однако в использовании его проявляются характерные для сентименталистов приёмы стилизации. («Доволен я судьбою», «Мы желали – и свершилось» и др.) Но в них нет ни истинного народного духа, ни народного слога.
Карамзин пишет незаконченную «богатырскую сказку» «Илья Муромец», пишет «мерой наших старинных песен». Но былинный стих Карамзина не выдержан, так как поэт подверг его литературной обработке. Характерно, что в поэме «Илья Муромец» главным оказались не подвиги богатыря, а любовные перипетии, и сам Илья Муромец изображён чувствительным героем.
Новые идеи, темы, эмоциональная насыщенность малых жанров поэзии Карамзина требовали соответствующей стилистической формы выражения. В этом отношении поэзия Карамзина мало чем отличалась от его прозы. Сравнения, перифразы, оценочно – психологические эпитеты создают определённое эмоциональное настроение. Фразеологические сочетания помогают раскрыть глубину и тонкость чувств.. Поэт подбирает слова, которые «имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» («Мысли об уединении», 1802.)
Поэзия Карамзина своим темам, настроению, поэтической образности, мелодике стиха во многом предопределила литературное творчество Батюшкова, Жуковского и Пушкина.
Жизненный и творческий путь А.Н. Радищева.
Александр Николаевич Радищев (1749–1802) вырос в богатой помещичьей семье, в деревне, в Саратовской губернии. Его отец не угнетал своих крестьян, и они впоследствии спасли его с семьей от смерти во время пугачевского восстания. Когда Радищеву было восемь лет, его повезли в Москву. Здесь он жил у родственника, М.Ф. Аргамакова, и учился вместе с его детьми. Учителями его были профессора Московского университета (Аргамаков был в родстве с директором университета).
В 1762 г. Радищев был «пожалован» в пажи. Студенты Пажеского корпуса учились немного, но их обязывали прислуживать при дворе императрице. Радищев с детства знал деревню, видел крепостные порядки. Потом, в Москве, он воспринял начатки передовой культуры. Теперь он узнал двор, и новые впечатления не могли не оказаться для него тяжелыми.
Осенью 1766 г. Радищев был отправлен в Лейпциг в составе группы молодых дворян для обучения в университете юридическим наукам: русское правительство нуждалось в образованных чиновниках, и их хотели подготовить за границей. Пять лет, проведенные Радищевым за границей, расширили его умственный горизонт весьма значительно. Он занимался очень усердно (изучал юридические и исторические науки, философию, естественные науки, почти прошел курс медицинских наук, внимательно следил за художественной литературой Германии, Франции).
Жилось Радищеву в Лейпциге тяжело, как и другим русским студентам, под присмотром негодяя, майора Бокума, который клал в свой карман деньги, отпущенные на содержание студентов, заставлял жить впроголодь, морил холодом зимой. Однажды студенты поняли бунт против Бокума (поводом послужила пощёчина, данная одному из них - Насакину). Насакин отплатил ему двумя пощёчинами. Бунт замяли.
В Лейпциге завязалась юношески-горячая дружба Ушакова (потом умер в Лейпциге, так и не вернувшись в Россию) и Радищева. Здесь же укрепилась дружба Радищева с А.М. Кутузовым, с которым вместе были они еще в России пажами и с которым потом долго они жили вместе по возвращении на родину.
По возвращению Радищева определили в сенат протоколистом. В 1775 г., когда Радищеву было 26 лет, он вышел в отставку и женился на Анне Васильевне Рубановской. Через два года он вновь стал служить; он поступил в коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Президентом коммерц-коллегии был граф А.Р. Воронцов, аристократ-либерал, недовольный правительством Потемкина и Екатерины. Он оценил честность, работоспособность, огромную культуру и огромное дарование Радищева и стал его другом на всю жизнь. С 1780 г. Радищев сделался помощником управляющего петербургской таможней; вскоре затем он начал фактически исполнять должность управляющего ею, наконец, в 1790 г. он был и официально назначен на эту должность.
Служба не могла поглотить Радищева целиком. Он хотел сделаться агитатором свободы. Так он понимал дело писателя в крепостнической стране.
Через несколько месяцев после возвращения Радищева из Лейпцига на родину, в журнале Новикова «Живописец» был опубликован анонимный отрывок из «Путешествия в*** И*** Т***». Отрывок вызвал толки. Это было первое произведение в русской литературе XVIII в., в котором была дана до конца правдивая картина ужаса крепостничества. Это был первый набросок будущего «Путешествия из Петербурга в Москву».
В 1773 г. Радищев переводит книгу Мабли «Размышления о греческой истории». В своем переводе Радищев передает по-русски слова tyranniе, tyran, despotisme; первые два слова он переводит: мучительство, мучитель, третье – самодержавство. К последнему слову, встретившемуся в тексте, он дает следующую сноску: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». К первой половине 1770-х годов относятся еще и другие дошедшие до нас литературные работы Радищева: перевод специально военного сочинения «Офицерские упражнения» и написание художественного очерка «Дневник одной недели» (действие же занимает 11 дней). В «Дневнике» очень важен психологический анализ развития чувства одиночества, разлуки с друзьями, а главный сюжетный двигатель – любовь к отсутствующим друзьям.
В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием из Петербурга в Москву», писал и другие произведения в прозе и стихах.
В 1789 г., паралелльно с работой над «Путешествием», Радищев пишет революционно-публицистическую статью «Беседа о том, что есть сын отечества». Рассуждая над тем, кто может быть удостоен звания истинного сына Отечества, Радищев выдвигает основное условие: им может быть только «существо свободное». Отсюда он отказывает находящемуся в крепостной зависимости крестьянину в этом звании, отказывает с великой жалостью. Но сколь гневно звучит его обличение в адрес угнетателей, тех помещиков «мучителей», которые себя привыкли почитать сынами Отечества. В статье проходит целый ряд сатирических портретов злых, ничтожных, легкомысленных помещиков. Радищев пишет, что истинным патриотом может быть человек, исполненный чести, благородства, способный всем пожертвовать для блага народа и если понадобится, «не страшиться пожертвовать жизнью».
В 1789 г. Радищев вновь выступил в печати после более чем десятилетнего перерыва. Общий подъем отразился и в его литературной жизни. В этом году появилась его анонимная брошюра «Житие Федора Васильевича Ушакова». Брошюра состояла из двух частей; в первой Радищев дал художественно написанный очерк-характеристику друга своей молодости и рассказал о жизни русских студентов в Лейпциге; вторую составили переводы философских и юридических набросков Ушакова, сделанные Радищевым. Наибольший интерес представляет, конечно, первая часть – очень тонко и глубоко задуманная повесть о молодежи. Самой жанровой формой, самым заглавием «Житие Ушакова» полемически заострено и против житий святых, и против панегириков вельможам. Это «житие» на новый лад. Его герой никак не святой. Он человек будущего века, юноша, преданный науке и идеям свободы, и он ценнее для Радищева всех генералов и сановников.
Студенты у Радищева даны как народ, Бокум – как тиран; усиление гнета тирании приводит к революционизированию народа; поднимается восстание; оно подавлено, но пламень революции уже зажжен в умах. Но Радищев повествует о «революции» с добродушным юмором. Повесть Радищева заканчивается невесело: герой умер; других ждет суровый путь борьбы. С удивительным искусством Радищев объединил в небольшом произведении и психологический анализ юношеского сознания, анализ, до него неведомый русской литературе, и серьезно поставленную педагогическую тему, и живое описание быта, и глубокую революционную мысль.
В том же 1789 г. Радищев закончил свой многолетний труд «Путешествие из Петербурга в Москву» (посвящено его другу – А. Кутузову). Он отдал рукопись ее в цензуру, и петербургский обер-полицмейстер Рылеев пропустил ее не читая. Однако попытки издать революционную книгу в существовавших тогда издательских организациях ни к чему не привели. Тогда Радищев уст роил у себя на дому маленькую типографию. Сначалаон напечатал в ней свою брошюру «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»; это была статья, написанная еще в 1782 г., посвященная описанию открытия памятника Петру I в Петербурге; она заключала глубокий анализ реформаторской деятельности Петра, которого Радищев ставил высоко как государственного деятеля, но осуждал за то, что он не дал своей стране свободы. Кончалась статья определенным указанием на безнадежность надежд на улучшение положения сверху, с трона, и приветствием Французской революции, прибавленным в 1789 г. Затем Радищев приступил к печатанию своего основного труда. В мае 1790 г. в книжной лавке в Гостином дворе появилось 25 экземпляров книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Имени автора не было на книге. В конце книги была помета о том, что полицейская цензура разрешила ее. Остальные экземпляры книги Радищев оставил пока у себя.
О книге заговорили в городе. Екатерина сказала об авторе книги: «Он бунтовщик хуже Пугачева». Немедленно начался розыск. Автора вскоре нашли. Узнав о том, что ему грозит опасность, Радищев успел сжечь все оставшиеся у него экземпляры книги, 30 июня его арестовали. Книга Радищева была под запретом вплоть до 1905 года.
Сидя в тюрьме, Радищев начал писать повесть о святом Филарете Милостивом. По внешности это было именно «житие» святого; но смысл его был другой. Под видом Филарета он изображал самого себя, и «житие» должно было явиться наполовину зашифрованной автобиографией.
Жена Радищева умерла еще в 1783 г., оставив ему четырех детей.
Радищев завел типографию у себя на дому и напечатал в ней свою революционную книгу. В 1789 г. в Петербурге образовалось «Общество друзей словесных наук», объединившее молодых литераторов, офицеров, чиновников. Радищев вступил в это общество и повел в нем свою пропаганду; он стал захватывать в свои руки и печатный орган общества, журнал «Беседующий гражданин». Он стал одним из центров общества, а оно было довольно многочисленно. В журнале он напечатал свою статью «Беседа о том, что есть сын отечества».
24 июля петербургская уголовная палата вынесла Радищеву смертный приговор. 4 сентября был подписан указ Екатерины о замене ему казни ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, на десять лет («помилование» было мотивировано торжеством мира с Швецией).
В это время ему очень помогал Воронцов. По пути в острог, в Тобольске, к Радищеву приехала Елизавета Васильевна Рубановская (сестра покойной жены). Она стала его второй женой.
Радищев провел в Сибири шесть лет. Здесь им было написано рассуждение на экономическую тему «Письмо о китайском торге», обширный философский трактат под названием «О человеке, его смертности и бессмертии». В нём Радищев широко использовал философскую литературу Европы XVIII в. Трактат Радищева разделен на четыре «книги». В первой из них Радищев устанавливает общие положения, определяет место, занимаемое человеком в природе. Во второй книге он приводит доказательства в пользу смертности души, в пользу материализма; в третьей и четвертой – доказательства в пользу учения о бессмертии души, идеализма.
В конце 1796 г. умерла Екатерина II; Павел I, который любил все, сделанное его матерью, переделывать наоборот, позволил Радищеву вернуться в Европейскую Россию, но с тем, чтобы он жил в деревне под полицейским надзором и без права передвижения. На пути из Сибири 7 апреля 1797 г. в Тобольске умерла Елизавета Васильевна. Это был тяжелый удар для Радищева.
В деревне Радищев продолжал работать, думать, читать. Он написал здесь поэму «Бова», очерк о поэме Тредиаковского «Тилемахида».
В 1801 г. новый царь Александр I освободил Радищева совсем, вернул ему дворянство, чин и орден, отнятые приговором 1790 г.
Воронцов привлек Радищева к работе в Комиссии составления законов. К этому времени относятся две замечательные поэмы Радищева (обе неоконченные) – «Песни древние» и «Песнь историческая». В первой из них, построенной отчасти на основе изучения «Слова о полку Игореве», центральным эпизодом поэмы является изображение вторжения в пределы славянской земли варваров-кельтов. В «Песни исторической», обширном стихотворном рассказе о мировой истории, изложенной с позиций свободолюбия и тираноборчества. Радищев
Революция на Западе Европы шла на убыль и превращалась в военную диктатуру буржуазии, и зрелище это было тяжело для Радищева. В России он не видел возможности скорого взрыва. В Комиссии составления законов его твердость и свободные взгляды привели к трениям с начальством, для которого Радищев был бунтарь, который и во второй раз может попасть в Сибирь. 11 сентября 1802 г. он покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Незадолго перед смертью он сказал: «Потомство за меня отомстит».
В 1805 г. в журнале «Северный Вестник», бывшем по существу неофициальным органом «Общества», была помещена (анонимно) одна глава из «Путешествия» Радищева.
В 1790–1800-х годах радищевское течение в русской литературе не иссякло. Радищев нашел учеников, пусть не поднявшихся до его открытой революционности, но все же донесших его традицию до преддверий декабризма. Роль радищевской проповеди в формировании политических идей декабристов бесспорна.
Поэзия А.Н. Радищева.
В ранний период своей литературной деятельности Радищев писал любовную лирику, испытав влияние народной песенной традиции и книжной лирики Сумарокова. Как отмечал сам поэт, его ранние стихи отличались большой чувствительностью и несли в себе черты автобиографизма. Впоследствии Радищев критически воспринимал свою любовную лирику.
В поэзии Радищева очень ощутимо новаторство. Для Радищева-поэта характерна склонность к художественному эксперименту, особенно в области ритмики, а также глубокое влечение к народной культуре (в частности к фольклору). Желая расширить ритмические возможности русской поэзии, он предлагает обратиться к стихам с трехсложными стопами, в частности к гекзаметру. Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху
Ода «Вольность» (1781-1783 По своему стилю ода «Вольность» — прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Она посвящена не выдающемуся историческому событию, не прославлению полководца или царя. Она посвящена социальному понятию вольности, то есть политической общественной свободе.
Была создана по случаю завоевания Америкой независимости и открыто прославляла народное восстание против самовластия. Раньше одописцы называли себя рабами самодержцев, а Радищев с гордостью называет себя рабом вольности. Излагается концепция, близкая к просветительской, об общественном договоре между государем и обществом. В конце оды Радищев бросает прямой призыв к революции, направленной против самодержца, нарушившего договор с народом. В его оде народ свергает монарха, судит его и казнит
Он доказывает, что «человек во всем от рождения свободен». Начиная с апофеоза вольности, которая осознаётся как «бесценный дар человека», «источник всех велики дел», поэт рассуждает над тем, что этому мешает. Он разоблачает опасный для народа союз царской власти и церкви, выступая против монархии как таковой. Народ будет отомщён, он сам себя освободит. Ода заканчивается описанием «избраннейшего дня», когда победит революция. Пафос оды – вера в победу народной революции, хотя Радищев понимает, что «не приспе ещё година».
Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции 1649 г., о казни английского короля. Отношение к Кромвелю противоречиво. Радищев прославляет его за то, что он «Карла на суде казнил» и вместе с тем сурово порицает за узурпацию власти. Идеалом поэта служит Американская революция и ее вождь Вашингтон.
Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания — в свободу.
Отрывки из оды «Вольность» встречаются в «Путешествии». Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, встречает некоего «новомодного стихотворца», который ему эту оду отчасти читает, отчасти пересказывает.
«Осьмнадцатое столетие», оконченное в 1801 году, подводит итоги деятельности просветителей и в какой-то степени итоги Великой французской революции. Ода «Вольность» создавалась в период подъема революционного движения в Америке и во Франции. Она исполнена твердой веры в торжество освободительных идей. Стихотворение «Осьмнадцатое столетие» написано через шесть лет после окончания Французской революции, не оправдавшей надежд просветителей, после узурпации власти Наполеоном, после тяжелых испытаний, выпавших на долю поэта. Патетические интонации оды «Вольность» сменяются скорбными размышлениями. Оглядываясь на истекшее столетие, Радищев стремится осмыслить в целом эту бурную, сложную, противоречивую эпоху.
За столетие многое достигнуто, утверждает автор, но тяжкой ценой. Основная идея стихотворения сконцентрирована в афористическом стихе: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро!». Столетие «омочено в крови». И всё же диалектика автора не пессимистична. Это гимн науке, гимн достижениям творческой мысли 18в. перечисляются различные достижении её учёных («Даже летучи пары ты заключило в ярем; / Молнью небесну сманило во узы железны на землю / И на воздушных крылах смертных на небо взнесло» − намёк на изобретение воздушного шара). Здесь Радищев является продолжателем традиций научной поэзии, заложенных Ломоносовым. В конце стихотворения Радищев выражает надежду на плоды, которые дала просветительская деятельность Петра I, Екатерины II, и на осуществление благих обещаний молодого императора Александра I.
Написано античным гекзаметром, редким для 18 в.
Своеобразной разновидностью политической лирики Радищева является его автобиографическое стихотворение, написанное в Сибири по пути к месту заключения:
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был, и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.
Стихотворение свидетельствует о том, что ссылка не сломила дух поэта. Он по-прежнему уверен в правоте своего дела и смело защищает свое человеческое достоинство («Не скот, не дерево, не раб, но человек!»). В литературе это маленькое произведение прокладывало «след» тюремной, каторжной поэзии декабристов, народовольцев, марксистов.
Поэмы Радищева связаны с его интересом к народному творчеству, к национальной и европейской истории. Среди них наиболее примечательна поэма «Бова» (1799-1801). Содержание поэмы почерпнуто из сказки о Бове королевиче, очень популярной среди народа. Незадолго до смерти Радищев сжег почти завершенное произведение, от которого сохранилась лишь первая песня и обширный план. Поэма «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» написана под влиянием «Слова о полку Игореве», из которого взят эпиграф к этому произведению. В ней должны были выступить на празднике, посвященном Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим языческим богам, десять певцов. В своих песнопениях им надлежало прославить богов и доблестных воинов. Радищев успел написать лишь песню первого, новгородского певца — Всегласа, посвященную Перуну и борьбе новгородцев с кельтскими племенами. «Песнь историческая» — одно из последних неоконченных произведений Радищева. В ней дан широкий обзор древнего мира — Востока, Греции, Рима. Особенно подробно рассмотрены события римской истории. Содержание поэмы перекликается с ведущей темой оды «Вольность»: борьба вольности с деспотизмом. Много места отведено описанию жестоких и развратных римских императоров — Тиберия, Калигулы, Нерона, Домициана, при которых «одно слово, знак иль мысли — Всё могло быть преступленьем». Появление на троне немногих «добродетельных» монархов не меняло, по мнению Радищева, общего положения, так как не давало гарантии от повторения деспотизма, поэтому наследником великодушного правителя легко становился коронованный злодей.
Лирических стихотворений Радищев написал немного и преимущественно в последние годы жизни. В его лирике господствуют сентиментальные настроения, но поэт далёк от пассивности и надежды на загробное счастье. Его поэзия зовёт к действию, она проникнута активным гуманизмом, хотя обращена, в качестве поэзии сентиментальной, к «чувствительным сердцам».
Герой лирики Радищева – общественная личность, его тревожит судьба других людей, всего человечества. Поэт воспевает мужество и целеустремлённость в басне-элегии «Журавли» (пре. Э.-Х. Клейста). Раненный журавль не мог лететь вместе с «бодрыми братьями», которые смеялись над его бедой. Но он отдохнул, набрался сил и, «Мешкав много, летя помаленьку, Землю узрел, возделенну душою, Ясное небо и тихую пристань. Тут всемогущий болезнь излечил…Многи ж насмешники в воду упали». В лирике поэта много условностей. И журавль ранен стрелой «ловчего».
Концепция Радищева вытекает из стиховедческих взглядов Ломоносова. Согласно ей лёгкость звучания стиха должна соответствовать лёгкой доступности мыслей и чувств, выраженных в данном стихе. И наоборот, трудночитаемый стих, отличающийся отсутствием звукописи и мелодичности, выражает сложные мысли и понятия, противоречивые переживания.