Статус депутатов палаты представителей и членов совета республики

Правовой статус парламентариев складывается из их:

1.прав;

2.обязанностей;

3.ответственности;

4.гарантий их деятельности.

Он определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».

Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и Законом. Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и Законом.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. Он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Основные права парламентария:

1.право законодательной инициативы;

2.право обратиться с запросом к государственным органам или должностным лицам;

3.право обратиться с вопросом в устной или письменной форме к Правительству;

4.право обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и подчинения по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов;

5.право высказывать предложения и замечания, выносить их на сессии Парламента;

6.право на внеочередной прием должностными лицами, право доступа в учреждения, организации, на предприятия;

7.право участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного управления и самоуправления;

8.право принимать участие в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, проводимых органами государственного контроля и другие права.

Основные обязанности парламентария:

1.обязаны присутствовать на заседаниях и принимать участие в работе палат и их органов, в состав которых они избраны;

2.обязаны входить в состав одной постоянной комиссии;

3.обязаны рассмотреть полученные ими предложения, заявления и жалобы граждан;

4.обязаны поддерживать постоянную связь со своими избирателями;

5.обязаны добросовестно выполнять поручения палаты и ее органов;

6.обязаны соблюдать правила депутатской этики;

7.обязаны следовать регламенту палаты.

Депутатская неприкосновенность является одной из гарантий деятельности парламентариев и закрепляется в ст. 102 Конституции Республики Беларусь. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Неприкосновенность парламентария распространяется также на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи и на принадлежащие им документы. В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, с предварительного согласия соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь и рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. Вопрос о лишении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики неприкосновенности решается соответствующей палатой Национального собрания Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

46. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти.

Место и роль органов государственного управления в механизме государства. Осуществление органами государственного управления исполнительной власти.

Согласно статье 106 Конституции, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство  Совет Министров Республики Беларусь, которое к тому же является центральным органом государственного управления. Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления (ст.106 ч.1 Конституции).

Правительство РБ является коллегиальным органом. Согласно статье 84 п.7, Президент РБ определяет структуру Правительства и назначает на должность (освобождает) заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства.

В настоящее время в состав Совета Министров входят:

• Премьер-министр

• 1-ый заместитель Премьер-министра

• 5 заместителей Премьер-министра

• 25 министров

• 17 Председателей Государственных комитетов

• Глава Администрации Президента РБ

• Председатель Комитета государственного контроля

• Председатель Правления Национального банка РБ

• Президент Национальной Академии Наук

47. Порядок формирования, структура, состав, подотчетность и подконтрольность Совета Министров РБ.

Порядок формирования, состав, структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров Республики Беларусь. Совет Министров в системе органов исполнительной власти. Компетенция Совета Министров.

Премьер-министр в соответствии со ст.106 ч.5 назначается Президентом с согласия Палаты представителей не позднее, чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре. В случае 2 отказов в даче согласия Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, одновременно распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В целом, можно констатировать, что формирование Правительства (за исключением Премьер-министра) осуществляется Президентом без вмешательства и контроля Парламента.

Согласно Конституции, Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство или любой его член вправе заявить о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство также заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РБ по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

АКТЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ.

Акты Совета Министров Республики Беларусь:

Правительство - постановления;

Премьер-министр - распоряжения.

В соответствии со ст. 108 Конст. Правительство как коллегиальный орган издает постановления, имеющие обязательную силу на территории РБ. По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Сов. Мин. могут приниматься путем опроса членов Президиума Сов. Мин. (без рассмотрения на заседаниях). Постановления Совета Министров могут быть отменены Указом Президента РБ.

Премьер-министр издает распоряжения:

1.по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра;

2.при наличии поручения Правительства РБ по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Постановления Совета Министров и распоряжения Премьер-министра вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами РБ.

Официальным опубликованием является доведение постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих изданиях:

1.издании Национального реестра правовых актов РБ

2.газете «Рэспублiка» (должны быть опубликованы не позднее 5 дней со дня их получения).

Правовые акты, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов. Акты Правительства могут быть отменены Президентом.

Наши рекомендации