Пресечение массовых беспорядков и ликвидация их последствий (недопущение их рецидива) органами внутренних дел.
Как правило, комплекс мероприятий на данном этапе реализуется в ходе проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Традиционно, под специальной операцией по пресечению массовых беспорядков понимается комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических, административно-правовых и силовых мероприятий и действий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану, в целях пресечения массовых беспорядков[10].
Практика показывает, что проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков, как правило, включает в себя:
- оборону объектов возможного нападения, расположенных на территории возникновения массовых беспорядков;
- изоляцию толпы путем оцепления и блокирования территории с целью недопущения ее перемещения и увеличения за счет притока граждан;
- пресечение совершаемых толпой противоправных действий путем обращения соответствующего должностного лица с требованием прекратить правонарушения;
- пресечение противоправных действий путем применения в установленном законом порядке физической силы, специальных средств, а при необходимости огнестрельного оружия;
- пресечение противоправных действий организаторов, подстрекателей и активных участников массовых беспорядков путем их задержания;
- рассредоточение толпы путем ее расчленения на отдельные группы, вытеснение их в различных направлениях и дальнейшее рассеивание;
- усиление охраны общественного порядка на постделиктной территории путем патрулирования усиленными и мобильными группами.
Завершением этапа пресечения, следует считать прекращение совершения гражданами правонарушений, которые характеризуются как массовые беспорядки и соответственно прекращение использования органами внутренних дел массированного применения мер административного пресечения для восстановления общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Если в сложившейся ситуации возможно обеспечить охрану общественного порядка и безопасность применением мер административного предупреждения, то можно считать массовые беспорядки пресеченными.
Опыт показывает, что прекращение (пресечение) массовых беспорядков не предполагает обязательную нормализацию оперативной обстановки. В отдельных случаях ситуация остается напряженной с потенциальной возможностью их повторного возникновения. Это может вызвать потребность проведения ряда предупредительных и профилактических мероприятий, направленных на окончательную нормализацию обстановки и недопущение повторного возникновения данного деликта. С этого момента начинается новый этап деятельности органов внутренних дел - этап ликвидация их последствий.
На данном этапе деятельности органами внутренних дел для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности должны организовываться и проводиться мероприятия, предусмотренные ранее приведенным комплексом на этапе предупреждения массовых беспорядков.
Завершение специальной операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков включает:
- сбор личного состава, проверку его наличия, оказание медицинской помощи пострадавшим;
- организацию оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и задержанию организаторов и активных участников массовых беспорядков;
- подготовку обобщенной информации о результатах проведенной операции в органы государственной власти и управления, вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру;
- разработку мероприятий по недопущению повторения массовых беспорядков;
- разбор операции с анализом проведенных действий по предупреждению и пресечению, массовых беспорядков, выявление и устранение недостатков в этой работе.
Заключение
Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.
Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации, и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки элементами и использованы ими в борьбе за власть.
На возникновение и развитие массовых беспорядков оказывают влияние следующие факторы: а) экономические и политические кризисы, снижение жизненного уровня населения, его резкое социальное и имущественное расслоение, увеличение разрыва между уровнем жизни различных групп и слоев населения, возникновение безработицы; б) развитие процессов сепаратизма, национализма и политического экстремизма; в) правовой нигилизм; низкий уровень воспитательной работы с молодежью; г) ухудшение экологической обстановки; д) общий рост преступности и плохая раскрываемость совершенных преступлений; е) недостатки в работе правоохранительных органов.
Массовые беспорядки, как правило, не возникают случайно и, следовательно, могут быть прогнозируемы. Для этого необходимо знать признаки, свидетельствующие о возможном их наступлении. К таким признакам, в первую очередь, можно отнести: резкое нарастание негативных процессов в экономике, политике и социальной сфере; наличие конфликтов и эксцессов на национальной и религиозной почве; рост преступности; выход на арену экстремистки настроенных политических лидеров; наличие формирований, призывающих людей к неповиновению законным органам государственной власти и управления, правоохранительным структурам; распространение слухов, листовок, порочащих государственные органы и их представителей; дискредитацию правоохранительных органов; возникновение противоборствующих сторон, усиление напряженности между ними и т. д.
Не исключается возможность возникновения массовых беспорядков в результате нарушения законности и прав человека отдельными работниками органов внутренних дел как следствие халатно-преступного отношения к исполнению своих обязанностей или неуважительного отношения к гражданам. Необходимо добиваться искоренения фактов нарушения законности и прав человека из практики органов внутренних дел, и соответственно добиваться повышения культуры общения работников правоохранительных органов с населением, что окажет немаловажную роль в снятии возникающих конфликтов населения с органами власти.
В случае возникновения массовых беспорядков на органы внутренних дел возлагается обязанность по их пресечению в начальной стадии, а при необходимости и с использованием специальных сил и средств органов внутренних дел и применением более решительных мер по недопущению насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителям власти.
Для успешного решения поставленных перед ОВД задач необходимо осуществление в органах внутренних дел ряда организационных мероприятий, среди которых основное внимание необходимо уделить: а) тщательной разработке и составлению планов действий личного состава ОВД в случае возникновения экстремальных ситуаций, вызванных массовыми беспорядками: б) обучению личного состава ОВД к действиям в экстремальных условиях, которое осуществляется регулярными тренировками и проведением оперативно-тактических учений с соответствующими вводными, а также психологической подготовкой всех сотрудников органов внутренних дел. в) использованию возможностей и авторитета религиозных деятелей мечети, духовенств, аксакалов, священнослужителей и других граждан, имеющих авторитет среди населения.
Итак, массовые беспорядки являются достаточно сложным социально-криминальным явлением, влекущим за собой значительные трагические последствия. Особенности их возникновения и протекания, безусловно, требуют тщательной предварительной подготовки сил и средств ОВД, а также дифференцированного подхода к выбору своевременно применяемых форм и методов их предупреждения и пресечения.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.
2. Федеральный Закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.// Российская газета. - 2001..
3. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г.// Российская газета. - 1998.
4. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.// Российская газета. - 1995.
5. Федеральный Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 06.02.1997.// Российская газета. - 1997.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. Приказ МВД РФ от 25 мая 2009 года № 400 дсп “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.
8. Приказ МВД России от 06.07.1994г. № 031 «Об утверждении Наставления по предупреждению и пресечению массовых беспорядков».
9. Приказ МВД РФ от 29 января 2008 года № 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" (с изменениями и дополнениями).
10.Административная деятельность ОВД: Учебник/под ред. В.П. Сальникова. В 2ч.Ч.1. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 464 с.
11. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 264 с.
12.Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Коренева А.П. В 2-х частях. М.: МЮИ МВД России, 1997. Часть особенная. – 470 с.
13.Брушлинский А.В. О психологических механизмах разрешения социальных конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7.
14.Зотова З.М. Многопартийность и конфликты: политический аспект. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7.
15.Казинский Н.Е. Курс лекций по тактико-специальной подготовке: Учебное пособие // Под редакцией Соловьева. - М: ЮИ МВД России, 1999. - 533 с.
16.Калачев Б.Ф., Розин В.В., Степанов А.В., Блинов Н.В., Целинский Б.П. Опыт межведомственного сотрудничества в изучении наркоситуации в России и за рубежом // Вестник МВД России. М., 1999. №1 (42).
17.Майдыков А.Ф. Межнациональные конфликты как фактор дестабилизации обстановки в стране. Участие органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов // Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: Материалы научно-практической конференции. М.: Академия МВД РФ, 1993.
18.Нугуманов Р.Г. Опыт организации и ведения профилактики массовых беспорядков // Совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению и пресечению массовых беспорядков: Материалы всесоюзной научно-практической конференции. М.: Академия МВД СССР, 1991.
19.Совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению и пресечению массовых беспорядков // Материалы всесоюзной научно-практической конференции 4-5 декабря 1990 г. - М.: Академия МВД СССР, 1991. - 336 с.
20.Щербакова Н.В. Коллизии в праве и их влияние на социальные отношения // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук. Центр конфликтологии, 1994. №7.
РЕЦЕНЗИЯ
На курсовую работу
Обучающийся_________________________________________________________________
специальное звание, фамилия, имя, отчество
_____________
факультет, курс, № группы
Наименование темы
_____________
Руководитель работы___________________________________________________________
ученая степень, ученое звание, специальное звание,
_____________
фамилия, имя, отчество
СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ:
Руководитель______________________________________________________
подпись
«_____»_______________2010 г.
С рецензией ознакомлен ____________________________________________
подпись обучающегося
«_____»_______________2010 г.
[1] Майдыков А.Ф. Межнациональные конфликты как фактор дестабилизации обстановки в стране. Участие органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов // Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: Материалы научно-практической конференции. М.: Академия МВД РФ, 1993.
[2] Калачев Б.Ф., Розин В.В., Степанов А.В., Блинов Н.В., Целинский Б.П. Опыт межведомственного сотрудничества в изучении наркоситуации в России и за рубежом // Вестник МВД России. М., 1999. №1 (42). С.69-79.
[3]Брушлинский А.В. О психологических механизмах разрешения социальных конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7. С.146-153.
[4] Щербакова Н.В. Коллизии в праве и их влияние на социальные отношения // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук. Центр конфликтологии, 1994. №7. С.42-48.
[5] Зотова З.М. Многопартийность и конфликты: политический аспект. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7. С.37-41.
[6] Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ “О полиции”- М.: ООО «Рид 32 Группа»,2011.80с
[7] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 1930.
[8] Собрание законодательства Российской Федерации,1995. № 46. Ст.4459.
[9] Нугуманов Р.Г. Опыт организации и ведения профилактики массовых беспорядков // Совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению и пресечению массовых беспорядков: Материалы всесоюзной научно-практической конференции. М.: Академия МВД СССР, 1991. С.105-111.
[10] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Коренева А.П. В 2-х частях. М.: МЮИ МВД России, 1997. Часть особенная. С.307;