Правовое положение основных групп населения по Законам царя Хаммурапи

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Общественный строй. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные. Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел право отчуждать это имущество. "Муж" не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не "рабом", а "заложником". Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина, его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел. Полноправным гражданам противопоставлялись "мушкену" (покорные). Вопрос о "мушкену" в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкену указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное "мужу" каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к "мушкену", то виновный платил лишь штраф. За украденную у "мушкену" вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении "мушкену", это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой - вольноотпущенники. Наряду с сословиями - Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих Законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум", функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

10.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

• царские;

• храмовые;

• общинные;

• частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, подчинялись особому правовому режиму.

3. Законодательству Хаммурапи известны договоры:

• аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

11. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

• дети;

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

• внуки;

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

12.Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Основными видами наказаний являлись:

• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посаженые на кол;

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

• изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона. Основными видами наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам, Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

13.

3. Правовое положение отдельных групп населения в Древнеиндийском обществе по Законам Ману.

Законы Ману. В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть, их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл.

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.

В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

Несмотря на особенности рабства в Древней Индии, по своим основным признакам оно было похоже на рабство в Греции и Риме.

Наиболее характерная - общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых - отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Индийское общество было поделено на варны, которые объединяли людей на всю жизнь. Это были замкнутые сословные группы. Рожденный в привилегированной варне (брахманы), умирал в ней и не мог от туда перейти в другую варну. Варна воинов (кшатрии), земледельцев (вайшьи) и слуг (шудры).

Это означало, что одни были привилегированными, а другие - нет.

Когда португальцы приехали на эти земли, то разделили индийское общество на касты (роды), т.к не поняли принцип разделения на варны. Деление на варны не способствовало динамичному развитию общества, постоянно функционировала стагнация в форме застоя. Это тупиковая ветвь развития.

Современное состояние - ухудшенная копия европейской государственной демократии.

Рабство в Индии: элемент роскоши. Рабы использовались в домашнем хозяйстве и не являлись средством производства.

14.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

15.Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам, Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Это - неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад). Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины, "вследствие непостоянства женского ума". При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

16.

Право Древнего Китая.

1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Земля:

• в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;

• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Рабы:

• в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

• во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

• период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

• договор мены;

• договор купли-продажи;

• договор дарения;

• договор займа;

• договор аренды земли;

• договор личного найма.

Договор мены появился одним из первых.

Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

• государственные - мятеж, заговор;

• религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

• против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

• против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

• воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни.

Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.

К видам наказаний относились:

• смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

• членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

• штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

• тюремное заключение.

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

17 в тетради

18 в тетради

19.

Государственное устройство Афинской демократии (V-IV вв. до н.э.).

В VIII в. до н.э. произошло объединение племен Атти­ки (одна из областей Греции) в афинское государство. По преданиям, инициатором этого объединения, ве­ликим реформатором был Тесей. Им был создан Совет, по­лучивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен. В связи с новой обществен­ной организацией возникала необходимость поиска нового пути управления территорией, так как помимо сохранивших­ся родоплеменных конфликтов появились и новые, связан­ные с выделением богатой «верхушки» полиса. Прежде все­го экономически устойчивой частью населения были корен­ные афиняне. Их противодействие зависимому населению (иностранцы, феты, рабы) заставляло создавать более жест­кую государственную власть. Кроме того, социальное разде­ление существовало и между афинскими жителями. Благо­родные носили имена — эвпатриды, а простые земледельцы и ремесленники — геоморы и демиурги соответственно. По­степенно демократия становилась относительной: воля на­рода выражалась лишь на народном собрании, которое те­ряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представители благородного сословия — бывшая родоплеменная верхушка.

Уже к VII в. до н.э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, — архонтов. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судеб­ные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. К концу VIII в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов — ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государ­ства дел. Помимо формирования политической власти, в Афинском государстве происходило территориальное деле­ние людей. Теперь это были округа — навкарии. От каждо­го округа требовалось построить, снарядить военный ко­рабль и предоставить команду для него.

594 г. до н.э. ознаменован началом реформ Солона — одного из самых влиятельных архонтов того периода. Неизбежность реформ состояла в необходимости урегулировать разногласия между различными группиров­ками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие тор­говцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию — реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения. Впервые население разделя­лось не по родовому, а по имущественному признаку и наде­лялось политическими правами в зависимости от «полноты своего кошелька». В новый судебный орган — гелиэя теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал по­рядка 5 тыс. судей, которые кроме основных своих полно­мочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.

Период 560—527 гг. до н.э. — установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением си­стемы кредитования окончательно уничтожили родоплеменные пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в ру­ководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

К V в. до н.э. Афины становятся во главе союза гре­ческих государств. Их насчитывалось к тому времени порядка 150, созданы они были в основном для фор­мирования единого военного флота: собирались взносы — форос в казну союза. Постепенно страны союза растворя­лись, превращаясь в крупную афинскую державу. В сере­дине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось возна­граждение, и у бедных граждан появилась возможность вли­ять на политику. Была введена новая чиновничья долж­ность — стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, со­биравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чи­новников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (толь­ко мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравен­ство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торгов­лей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.

К началу IV в до н.э. противодействие между различ­ными слоями населения усиливалось. Между предста­вителями греческого союза шла ожесточенная борь­ба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. В связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в Рим­ской империи, объединенной Александром Македонским

20

Особенности общественного и государственного строя Спарты.

Становление спартанского государства специфично и значительно отличается от аналогичного процесса в Афинах. Дело в том, что община спартанцев образо­валась в результате военных столкновений между племена­ми, мигрировавшими по территории Балканского полуостро­ва. При объединении спартанцы поработили население Мессинии, а это позволило поделить землю между завоевате­лями и приобрести дешевую рабочую силу — рабов. Количе­ство порабощенных оказалось значительно больше порабо­тивших, что вызвало необходимость формирования военной демократии. Спартанцы жили в поселении, больше напоми­навшем военный лагерь, в котором детей с раннего возраста обучали военным наукам, беспрекословной дисциплине, от­ваге. Граждане устраивали совместные трапезы, одевались одинаково для усиления единства. Специальным договором, так называемой Ретрой, в VIII—VII вв. до н.э. было определе­но социальное и политическое устройство Спарты. Законо­датель Ликург (возможно, это был лишь собирательный об­раз), кроме данного договора, разработал и структуру госу­дарственного управления.

Она выглядела следующим образом:

- спартанские цари — архагеты, их было двое, власть хотя и передавалась по наследству, была от­носительной, полномочия незначительными, но по­четными (возглавляли войско, получали преимуще­ственную часть добычи, совершали жертвоприно­шения), могли быть смещены каждые восемь лет;

- совет старейшин — герусия — 28 геронтов (старше 60 лет), пожизненно избираемых народным собрани­ем, и архагенты входили в состав совета, который ре­шал дипломатические вопросы, важные судебные про­цессы, касающиеся безопасности государственного строя, контролировал работу народного собрания;

- народное собрание — в него входили все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста; народным собрани­ем избирались должностные лица, военноначальники, отвергались или получали одобрение вынесенные чи­новниками законопроекты;

- представительная власть — коллегия эфоров, пять человек избирались на один год, они контролирова­ли архагёнтов и народное собрание, их же собствен­ная власть постепенно становилась бесконтрольной.

При формировании рабовладельческого строя пере­житки родовой общины в Спарте все еще сохранялись. Собственность на землю была общей, и каждому пол­ноправному гражданину выделялся надел в пользование вме­сте с рабами, который ни продать, ни подарить, ни завещать было невозможно. Также гражданам не разрешалось торго­вать. Однако, несмотря на стремление спартанцев сохранить материальное равенство, расслоение населения все же про­исходило. Спартанцы передавали хороший земельный надел только старшим своим сыновьям, остальные, так называемые гипомейоны (обездоленные), лишались своего положения и уже не могли участвовать в народном собрании.

На окраинах спартанских селений в горных неплодород­ных районах жители — периеки занимались ремеслом и тор­говлей. Периеки имели ряд имущественных прав, но поли­тических были лишены. Кроме того, их казнь в некоторых случаях производилась без суда и следствия. Однако все это не мешало некоторым из них накапливать богатство, что под­рывало устройство спартанского государства и вносило бес­покойство в ряды граждан.

Наиболее бесправными были, конечно же, жители Мессинии — илоты, их положение было рабским в прямом смыс­ле этого слова. Однако рабство в Спарте нельзя считать клас­сическим. Илоты были закреплены за определенным зем­левладельцем и не продавались, они могли использовать по своему усмотрению оставшуюся часть урожая. Кроме того, у илота был шанс выкупиться на свободу в результате воен­ного похода, где он участвовал вместе с благородными вои­нами и получал какую-то часть добычи. К IV в. до н.э. сохра­нять военную демократию в спартанском государстве ста­новится практически невозможно. Представители разных слоев населения недовольны существующим строем. Ослаб­ленная внутренними противоборствами Спарта в IV в. до н.э. теряет Мессинию, а уже во II в. до н.э. попадает под власть македонского завоевателя.

21. в тетради

22. Государственный строй в Древнем Риме в период принципата.

В истории Римской империи выделяется 2 этапа:

1.Принципат (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.).

2.Доминат (284 г н.э. – 476 г. н.э.).

Принципат:

Основателем режима принципата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.

Октавиан получил это почетное звание как «первый среди равных» в Сенате. Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:

Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.

Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.

Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.

Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.

В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.

Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.

Наши рекомендации