Понятие, сущность и классификация конституции. Юридические свойства Конституции РФ
Конституция (от лат. Konstituchio- установление)
Первая принятая конституция в сша в 1785 году
Конституция- это нормативный правовой акт(совокупность нормативно правовых актов) обладающих высшей юр силой и регулирующие основы правоотношений человека и гос, устройство гос и организацию гос власти.
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.
Функции конституции:
1 юридическая- основной источник права,который содержит в себе исходные начало для все правовой системы;
2 политическая- устанавливает основы организации гос власти,основы взоимоотношегия гос и личности,определяет принципы функционирования политической системы в целом;
3 идеологическая- проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества,путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей,представлений и ценностей.
Классификация конституций:
I по порядку принятия:
- октроированные (конституция Японии 1889 года)
- принятые легитимными способом:
~ учредительным собранием (конституция США 1787 год)
~ парламентом(ПМР 2008 год)
~ народом (Италия 1947 год)
II по порядку изменения:
- жесткие - изменяются в более жестком порядке,чем предусмотрено для актов текущего законодательства
- гибкие - изменяются в порядке предусмотренным для актов текущего законодательства( UK, Израиль)
III в науке конституционного права различают:
- юридическую - это совокупность правовых норм,просматривающих регулируемый круг общественных отношений;
- фактическую - это реально существующие общественные отношения;
Расхождения между ними свидетельствует о фиктивности конституции(конституция рсфср 1937 года).
IV по форме правления:
- монархическая (Япония 1947 года)
- республиканская (Германия)
V в зависимости от закрепляемого конституций политического режима:
- демократические
- авторитетные
- тоталитарные
VI по форме государственно-территориального устройства:
- унитарные
- федеративные
VII по форме- способу реализации конституционных норм:
- писанные
- частично писанные
VIII по времени действия:
- постоянные
- временные/принижаемые на определенный срок
Юридические свойства Конституции- это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.
К юридическим свойствам Конституции относятся:
1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
2. Легитимность- она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства -парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4%избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
3. ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15Конституции РФ.
4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством
5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической).
7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права.
8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.
Структура и содержание Конституции РФ. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок.
Конституция (от лат. Konstituchio- установление)
Первая принятая конституция в сша в 1785 году
Конституция- это нормативный правовой акт(совакупность нормативно правовых актов) обладающих высшей юр силой и регулирующие основы правоотношений человека и гос, устройство гос и организацию гос власти.
Структура конституции- это строение конституции,которое определяется последовательность расположения ее состовных частей;большенством конституций имеют схожую структуру:
-преамбула:объясняет цели конституции,исторические условия ее принятия;
-основная часть:содержат нормы,закрепляющие основы конституционного строя,права и свободы человека и гражданина,систему и принципы организации оргонов гос власти,порядок пересмотра конституции;
-заключительные и переходные положения:устанавливают момент вступление конституции в силу,порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.
Порядок пересмотра КРФ и принятии конституционных поправок:
Конституция- это акт долговременного действия,гарантия ее стабильности служит особый-жесткий порядок ее пересмотра и внесение в ней поправок,предусмотренный главной 9 КРФ.
Предложение о пересмотра и поправках КРФ могут вносить(ст.134):
Президент
Совет федерации
Гос Дума
Правительство рф
Законодательный органов субъектов рф
Не менее 1/5 членов совета федерации и гос думы.->
->
Пересмотр КРФ(ст.135)
Главы 1,2,9
3/5 гос Думы+ 3/5 членов совета федерации->созыв конституционного собрания->
1 подтвердить неизменность конституции
2 проект новой конституции->
-принятие проект 2/3 конституционного собрания
-вынесся на всенародное голосования
Проект считает принятым,если за него проголосовало >50 процентов пришедших и их более половины,тех кто может голосовать.
Поправки КРФ(ст.136->ст.108)
Главы 3-8
Одобрение 3/4 членами совета федерации+ 2/3 гос Думы->
Подписания президентом рф+2/3 органов законодательной власти субъектов рф.
Поправка КРФ- любое изменение текста глав 3-8 КРФ: изменение,дополнение,новая редакция какого-либо из положений указанных глав;
Исключение ст.65 КРФ.
10. Правовая охрана Конституции РФ: понятие и способы ее осуществления.
Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм, т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.
В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Основными субъектами правовой охраны конституции выступают Президент РФ, Конституционный суд РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды и прокуратура РФ. Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. В то же время охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ.
Формы осуществления правовой охраны Конституции Российской Федерации различными органами государственной власти, можно подразделить на следующие виды:
1. Предупредительные. Направлены на предупреждение и пресечение нарушения конституционных положений (изменение конституционных норм в порядке, установленном гл. 9 Конституции Российской Федерации, что обеспечивает стабильность правовых норм; толкование конституционных норм, направленное на преодоление неопределенности в их понимании). В соответствии со ст. 125 (ч. 5) Конституции РФ полномочием толкования Конституции наделен только Конституционный Суд РФ. Однако уяснение смысла конституционных норм может производиться, к примеру, Президентом РФ при осуществлении полномочий гаранта Конституции или Федеральным Собранием в законодательном процессе, а также федеральными судами при непосредственном применении положений Конституции. При этом толкование Конституции ограничено определенными пределами - в результате толкования не должны создаваться новые конституционные нормы или же изменяться смысл уже существующих положений Основного закона; разрешение конституционных споров - преодоление противоречий в вопросе о принадлежности государственных полномочий, а также о соответствии Конституции РФ деяний общественных объединений; предварительный контроль конституционности правовых актов - проверка соответствия Конституции РФ не вступивших в силу федеральных законов, международных договоров, вопросов, выносимых на референдум РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения);
2. Охранительные. Направлены на восстановление нарушенных норм Конституции Российской Федерации и наказание виновных в конституционных деликтах (последующий конституционный контроль и надзор - проверка конституционности действующих правовых актов нормативного характера и индивидуального характера; применение мер конституционной ответственности за нарушение норм Конституции РФ).