Порядок прохождения муниципальной службы в РФ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Для поступления на муниципальную службу человек должен обладать следующими свойствами:

— быть гражданином Российской Федерации;

— достигнуть возраста 18 лет;

— владеть государственным языком РФ;

— иметь квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

— не быть недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившим в законную силу;

— не быть осужденным к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

— не отказываться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

— не иметь заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и иметь заключение медицинского учреждения, подтверждающее отсутствие заболеваний;

— не иметь близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтвержда ющего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— не представлять подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

— представлять, установленные законодательством РФ сведения или не представлять заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— иметь возраст до 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы.

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету;

3) паспорт.

4) трудовую книжку,

5) документ об образовании.

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования,

7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

8) документы воинского учета

9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу (медицинскую справку);

10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством.

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

Кроме того, законодатель предусмотрел случаи, когда стадия поступления на муниципальную службу сопровождается проведением конкурса по замещению соответствующих должностей.

Оценка муниципального служащего — это определение степени его соответствия предъявляемым к нему требованиям. Требования, предъявляемые к претендентам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, определяются установленными квалификационными требованиями к должности муниципальной службы:

— наличие стажа муниципальной (государственной) службы;

— уровень и направление профессионального образования;

— профессиональные знания, навыки и качества.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

— лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

— лиц, не достигших возраста 18 лет;

— лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

— лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

— лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

— лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;

— иных лиц в случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев.

ПРОХОЖДЕНИЕ

Под прохождением муниципальной службы понимается непосредственное исполнение гражданином полномочий, предусмотренных должностью муниципальной службы, а также вытекающие из этого гарантии, запреты, ограничения и ответственность.

Первым этапом прохождения муниципальной службы считается непосредственное начало исполнения полномочий, предусмотренных должностными регламентами. Соответственно, гражданин начинает проходить муниципальную службу после фактического ознакомления с должностным регламентом.

Муниципальный служащий исполняет обязанности по должности непосредственно в рабочее время. Так, на основании ст. 91 ТК РФ под рабочим временемпонимается время, в течение которого муниципальный служащий в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые (служебные) обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Отпуска (30), отдых.

Аттестация— определение квалификации, уровня знаний, отзыв, характеристика.

Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Важнейший вопрос, который должно решить муниципальное образование, состоит в том, как понимать соответствие замещаемой должности. Под соответствием замещаемой должности следует понимать 100%-ный профессионализм служащих, рассчитанный по шести показателям: 1) знания; 2) умения; 3) навыки; 4) представления о служебных процессах; 5) человеческие качества; 6) состояние здоровья.

Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

— замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

— достигшие возраста 60 лет;

— беременные женщины;

— находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

— замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Представитель нанимателя (работодатель) на основании аттестации принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.

В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

ПРЕКРАЩЕНИЕ

Заключительным этапом муниципальной службы, как это было указано выше, считается увольнение, т.е. расторжение либо незаключение трудового договора.

В соответствии с трудовым законодательством основаниями расторжения трудового договора с муниципальным служащим являются следующие:

— аннулирование трудового договора со служащим, который не вышел на работу в первый день;

— если служащий не выдержал испытательный срок;

— соглашение сторон трудового договора;

— истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

— расторжение трудового договора по инициативе работника или работодателя;

— перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

— отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;

— отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;

— отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;

— отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;

— обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

— нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Муниципального служащего можно уволить по ст. 81 ТК РФ по следующим пунктам:

1) ликвидация организации либо прекращение деятельности;

2) сокращение численности или штата работников организации;

3) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смена собственника имущества организации (в отношении руководителя, его заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей:

а) прогул, т.е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие

на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены),

6) появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения,

в) разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника,

г) совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,

д) установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушение работником требований охраны труда, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

8) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя). При расторжении трудового договора рекомендуется составлять план расторжения, который позволит сократить количество нарушения законодательства при увольнениях, сократить количество конфликтов при расторжении трудового договора, снизить их остроту.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Наши рекомендации