Связи с общественностью в государственном управлении
Общественность - это один или несколько физических или юридических лиц, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций, …), так и за ее пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители, …).
Связи с общественностью в системе государственного управления - целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата (органов, организаций и учреждений) с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения соответствующих мер.
Основные направления деятельности пиар - служб в государственных органах состоят в следующем: информирование общественности о деятельности госоргана, о существе принимаемых решений; мониторинг общественного мнения; взаимодействие с территориями; анализ и прогнозирование общественно-политического процесса; гражданское просвещение и развитие у людей чувства сопричастности, гражданской позиции; формирование положительного образа госоргана и вида госслужбы, забота о паблисити руководителей и других должностных лиц. Здесь могут использоваться самые разнообразные инструменты коммуникаций: СМИ, компьютерные сети, агитационно-пропагандистские акции, технологический арсенал средств воздействия на формирование общественного мнения, паблисити, имидж и т.д.
Общественное мнение является выраженным отношением (одобрения, осуждения) массового сознания к актуальным социальным ситуациям («злоба дня»), представляющим интерес для больших социальных общностей и групп.
Коммуникация в системе государственного управления - это обмен информацией посредством общей системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.
Виды коммуникации: коммуникация через неформальные каналы; коммуникация через организации; коммуникация через средства массовой информации.
Процесс государственной коммуникации состоит из элементов, являющихся типичными для любого коммуникативного акта: коммуникатор (органы государственного управления различных ветвей и уровней власти); само сообщение (официальная и неофициальная информация, устная или письменная, вербальная и невербальная); получатель (общество в целом, различные институты гражданского общества, индивидуальный реципиент); каналы распространения информации (межличностные, институциональные и массовые); каналы обратной связи (просьбы, обращения граждан, различные формы политического участия и т.п.); процесс кодирования-декодирования информации (подготовка информационных сообщений, их адекватная интерпретация аудиторией и т.п.); различного рода помехи (технические, семантические, психологические). В данном процессе можно выделить различные виды (в зависимости от ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная), уровни (федеральная, региональная, местная), направленности (вертикальная, горизонтальная), каждый из которых имеет не только особую специфику функционирования, но и набор используемых технологий и приемов взаимодействия.
Паблисити - это позитивная известность и признание организации, её персонала и её деятельности. Паблисити формируется основной деятельностью организации, отзывами клиентов и партнеров, а также средствами пиар. Имидж- это образ организации в представлении групп общественности. Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться.
Культура государственного управления - это уровень государственного развития системы управления, в котором профессионализм, компетентность, моральные принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для эффективного ее влияния на реальную жизнь граждан. Государственные служащие являются особой социально-профессиональной группой, отвечающей за управление в государстве, воплощает в жизнь регламентирующей нормы для укрепления порядка в обществе.
Административная этика – вид профессиональной этики, который можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в аппаратных структурах государственной власти.
По роду своей деятельности государственному служащему приходится не только оперировать законом, руководствоваться должностными инструкциями, но и разъяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Административный работник постоянно взаимодействует с гражданами, помогая им в решении социальных, хозяйственных и личных проблем; общается с субъектами, принадлежащими к различным социальным слоям и группам; контактирует с представителями разных общественно-политических сил и формирований; обсуждает вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей, принятием решений, организацией мероприятий и т.п. Поэтому он должен владеть государственным языком Российской Федерации, быть «профессиональным коммуникантом», обладать высокой коммуникативной культурой, которая включает в себя культуру речи; умение организовать речевое взаимодействие в соответствии с коммуникативной целью, добиваясь точного восприятия передаваемого сообщения; владение различными жанрами устного делового общения; знание основ ораторского мастерства.
7. Государственная политика в процессе государственного управления: основы разработки и механизм реализации
Государственная политика- это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.
Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает: защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности; обеспечение социальной активности; создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.
Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл»,состоящий из нескольких последовательных действий.
1-й этап - определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).
2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).
3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).
4-й этап - оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).
На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает: объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти; осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов; осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти.