Конфликты больших социальных групп

Социальная группа — это сообщество индивидуумов, объеди­ненных общими интересами, целями, задачами. Одновременно не стоит упускать из виду, что каждый член группы является носите­лем собственных интересов. Несомненно наличие связи между при­чинами конфликтного поведения индивида и интересами социальных групп. Социальные общности формируются благодаря осознанию различными субъектами своих интересов при объективных усло­виях жизни и в результате определенной деятельности по дости­жению своих целей. Совпадение индивидуальных и общих инте­ресов, осознание преград со стороны государственной системы либо любой другой общности в их реализации является предпосылкой социального конфликта. Внутригрупповые и межгрупповые конф­ликты пронизывают всю нашу жизнь. Большие социальные груп­пы, по сути, аморфны и являются носителями настроений на фоне противоречий, существующих в обществе.

Данная кристаллизация определенных интересов создает пред­посылки для формирования функциональных и целевых групп, в которых представлен интерес более широких слоев населения

(партии, союзы). Этим группам присущи высокий организационный уровень, индивидуализация их членов, обособленность по отноше­нию к другим группам, наличие сформированной системы взглядов (программа партии) и групп лидеров, руководителей. Именно они являются субъектами конфликта, совершая конкретные действия по развязыванию конфликта, ведению переговоров и отстаиванию ин­тересов всей группы. Данные органы управления бывают выборны­ми, коллегиальными, единоличными, авторитарными, но главные их особенности — это их личностная окраска. В конечном итоге борь­ба больших социальных групп трансформируется в межличностный конфликт между лидерами данных общностей, порой заслоняя об­щественное противостояние, либо конфликты этих групп перерас­тают в противоборство самих этих групп. Многие социологи и по­литики признают главной причиной возникновения конфликтов социальное неравенство, а именно — различия в отношениях собственности, власти и статуса. Можно разделить социально-экономи­ческое и социально-политическое неравенство. Первое возникает по причине конфликта материальных ресурсов, второе — из-за неудов­летворенности своим социальным статусом, положением в обществе. При определенных обстоятельствах борьба за перераспределение ресурсов может привести к смене господствующего класса. До сих пор не существовало примеров ликвидации неравенства. Но задача государства — сдерживать его рост посредством перераспределе­ния ресурсов в пользу обездоленных, что обезопасит от возникнове­ния крупных социальных столкновений.

Основными характеристиками, отражающими способность группы достигнуть поставленных целей, являются сила группы и уровень самосознания. Сила группы характеризуется степенью организованности ее членов, наличием финансовых, интеллектуаль­ных ресурсов, высоким социальным статусом. Уровень самосозна­ния— это тождественность интересов всех членов группы, ее ру­ководства и общегрупповых задач.

Конфликт возникает, когда интересы сильных классов, групп противоположны. Слабые группы в этой ситуации попадают в под­чиненное положение, а при совпадении интересов могут находиться под их покровительством.

Не стоит доверять лозунгам в вопросе масштабности и остро­ты возникающих конфликтов. Обеспечение минимализма всеобщих потребностей при полном игнорировании индивидуальных требований создавали внутреннюю напряженность в обществе, что привело к глубокому кризису, вылившемуся в глобальный конфликт конца 1980-х гг. Рыночная экономика порождает нера­венство классов, расслоение общества, рост количества бедных на фоне обогащения небольшого числа представителей финансово-промышленной элиты. Демократическое государство должно обеспечить возможность людей реально влиять на бюрократиче­ский государственный аппарат не только коррупционными средства­ми, как это происходит в России на данный момент, но и законными методами: посредством юридических, политических и социальных институтов. Это обязательно приведет к укреплению государства, росту авторитетности государственной власти и снижению дезор­ганизации, которая характеризуется такими явлениями, как рост количества массовых политических волнений и наркомании, рас­пространение нежелательных форм сексуального поведения, по­вышение психических расстройств.

Политический конфликт

Политика — деятельность социальных групп и индивидов по реа­лизации своих интересов по поводу распределения власти. Полити­ка возникает тогда, когда происходит расслоение общества на раз­личные группы с противоречивыми интересами. Государство! выступает выразителем интересов различных (господствующих в обществе) социальных групп, это политический институт, пред­ставляющий собой систему учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Главное назначение государства — обеспечивать целостность общества посредством регуляции взаимоотношений между со­циальными группами и институтами, а также индивидами.

Сущность политического процесса можно представить через борьбу различных социальных групп за обладание и использова­ние государственной власти. Именно вокруг нее и протекают все политические конфликты.

Политический конфликт — столкновение субъектов политик в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели. Последние связанны прежде всего с достижением власти или ее пере­распределением, влекущим за собой изменение политического ста­туса индивидов в обществе.

Источником политических конфликтов выступает удовлетво­рение базовых потребностей социальных групп и индивидов. Эти потребности не могут быть удовлетворены без согласования и цент­рализованной координации усилий, чем и занимается государствен­ная власть.

Главным движущим мотивом поведения людей в политическом конфликте является «жажда власти».

В качестве объекта политических конфликтов выступает специ­фический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности.

Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические инсти­туты.

Карлом Марксом была предложена классовая схема анализа политических конфликтов. Политика понималась им как отноше­ние между классами по поводу завоевания и использования госу­дарственной власти.

Американский социолог и политолог Артур Бентли предложил понятие «группа интересов». Оно обозначает объединение людей на основе общности интересов и действий в рамках данной поли­тической ситуации. Среди таких групп интересов можно выделить профсоюзы, молодежные организации, союзы и общества произ­водителей и Предпринимателей и др. Бентли считал, что взаимо­действие таких групп и государства — центральный момент поли­тического процесса.

Таким образом, современные группы интересов вполне законо­мерно признаются решающими субъектами политических конфликтов. Но определенную (далеко не последнюю) роль в них игра­ют и политические институты.

Специфика объекта и субъектов накладывает отпечаток и на саму специфику политического конфликта. Среди особенностей полити­ческого конфликта представляются наиболее важными следующие: 1) политический конфликт носит по преимуществу открытый ха­рактер, отличается открытым столкновением интересов. Поли­тика — это сфера легитимированной обществом борьбы, она

является способом ослабить социальное напряжение, разряже­нием эмоций в политическом состязании;

1) обязательная публичность. Политический конфликт имеет свойство втягивать большие группы индивидов, для мобилизации
которых и требуется публичность;

2) высокая частота. Политический конфликт сопровождает любые
политические действия, образ мышления политиков заключен
в самой манере их поведения;

3) всеобщее значение. Каким бы по масштабности ни был политический конфликт, он всегда завершается принятием решения
на государственном уровне и его разрешение обязательно для
всех членов общества;

4) базируется на принципе «господство — подчинение». Поскольку в любом обществе доминирующей является вертикаль государственной власти, главной целью неизбежно становится
установление политического господства определенной сто­роны политического конфликта;

5) возможность прибегать к использованию силовых ресурсов как
к инструменту разрешения конфликта. Следует помнить, что
лишь государство обладает правом легального применения
силы. Поэтому именно за обладание государственной властью
идет борьба в рамках политического конфликта.

Если давать типологию политических конфликтов, можно вы­делить следующие критерии классификации:

1) сфера распространения (внутриполитические и внешнеполитические (межгосударственные) конфликты);

2) тип политической системы (конфликты тоталитарных и демократических политических систем);

3) характер предмета конфликта (конфликты интересов, статус­но-ролевые, а также конфликты ценностей и идентификации).
В межгосударственных конфликтах в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств), отношения между которыми всегда характеризуются взаимной конкуренцией. Государствами движут национальные интересы, основу
которых составляют важнейшие для существования народа-нации
потребности в:

3) безопасности, контроле и использовании природных ресурсов;

4) сохранении культурной целостности и национальной специфики

Конфликты внутри политических систем обусловлены конкрет­ными методами осуществления политической власти определенной социальной группой. Выделяют три типа политических систем:

1) авторитаризм;

2) тоталитаризм (наиболее жесткая форма авторитаризма);

3) демократия.

Конфликты тоталитарных режимов характеризуются прежде всего статусно-ролевыми моментами, они связаны с близостью или удаленностью от политической власти. Большинство реальных конфликтов становятся .скрытыми, подавленными, т.е. приобрета­ют латентный характер.

Политические конфликты в тоталитарной системе максималь­но идеологизированы. Идеология превращается в непререкаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Инакомыслие объяв­ляется политическим преступлением.

Конфликты демократического общества локализованы в соб­ственно политической сфере. Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не стре­мятся охватить духовную сферу. Конфликтные ситуации харак­теризуются меньшей напряженностью. Конфликтные ситуации рассматриваются в рамках свободной рациональной дискуссии, а не замалчиваются и подавляются. Необходимы отработанность четких процедур, правил локализации и регулирования полити­ческих конфликтов.

Международный конфликт

Международным конфликтом считается любое проявление напряженности в отношениях между нациями либо социальными группами, выходящее за рамки одного государства.

Международные конфликты могут приобретать различные фор­мы: экономические, политические, этнические, территориальные. Экономическая война обычно представляет собой реакцию государства на внешнюю или внутреннюю политику другой страны и принимает форму экономических санкций или эмбарго, запрет на торговлю. Часто это предварительная мера, которая впослед­ствии может вылиться в насильственные формы воздействия. Международные конфликты представляются наиболее сложными для разрешения и очень часто принимают крайние формы соперничества и насилия.

Главная причина таких агрессивных проявлений — это анта­гонистичность противоречий, невозможность и нежелание нахож­дения компромиссных решений в урегулировании конфликта. В международной практике часто встречаются ситуации, когда причина конфронтации и её повод, мотив не имеют ничего обще­го, т.н. заместительный конфликт. Допустим, когда правитель­ство промышленно развитой страны под предлогом свержения тоталитарного режима, освобождения народа от диктатуры пре­тендует на управление и использование полезных ископаемых или других ресурсов данного государства либо на монополизацию и полный контроль на рынке ресурсов. Для оправдания такой, по сути, агрессивной политики привлекаются средства массовой ин­формации и начинается массированное давление на обществен­ное мнение, создание образа врага. Порой это не имеет ничего общего с действительностью и не существует доказательной базы под выдвигаемыми обвинениями.

Некую сдерживающую функцию должны выполнять Совет Бе­зопасности и Генеральная Ассамблея. Но это не всегда корректно, т.к. предполагает вмешательство во внутренние дела другой стра­ны, к тому же они не всегда обладают необходимыми механизма­ми для урегулирования возникающих конфликтов. До недавнего времени «роль мальчика для битья» выполнял СССР. Мир был по­делен на два лагеря: социалистический и капиталистический, враг был очевиден. После распада СССР социалистический лагерь пере­стал существовать, изменив полярность распределения сил в миро­вой политике, и теперь «враг» носит белый халат, читает Коран и в качестве методов ведения борьбы предпочитает «террор».

В международном масштабе этнические конфликты в большин­стве своем основаны на территориальных притязаниях. Этнос — это группа людей, обладающая общими характеристиками (язык, куль­тура, религия, образ жизни) и самоиндентифицирующая себя с этой группой. Именно неравенство, отсутствие равных возможностей проявлять себя как нация приводит к конфронтации. Немалую роль здесь играют и экономические предпосылки, выражаемые в нера­венстве возможностей и обострении взаимоотношений с другими этносами на фоне плохих социальных и экономических условий. Очень часто возникает ситуация, когда конфликты, основанные на территориальных противоречиях, постепенно перерастают во взаим­ную ненависть двух народов (арабы и евреи), что усложняет урегу­лирование конфликта. Религиозная нетерпимость всегда была при­чиной многих кровопролитий, еще со времен Крестовых походов религии пытались доказать свое превосходство, и до сих религиоз­ная нетерпимость, хотя и не является первопричиной столкновений, придает им более жестокий, кровавый характер.

Одной наиболее частых причин конфронтации является рост населения Земли, особенно это свойственно восточным и азиат­ским странам, и одновременное истощение ресурсов, необходи­мых для жизнедеятельности народов (почва, недра, вода, леса, рыба и др.). Конфликты не всегда имеют открытый характер. Иног­да они проявляют себя в постоянном давлении, вплоть до угроз на властные структуры соседних стран (конфликт России и Японии о праве владения несколькими Курильскими островами). Иногда скрытый конфликт — это нелегальная миграция и заселение близ­лежащих территорий соседнего государства, что часто приводит к росту социальной напряженности в данном регионе (Китай и Даль­ний Восток).

Международные конфликты по своей сути можно назвать наименее конструктивными, т.к. в них заложена схема «выиграл —проиграл» и не предполагается компетентность и поиск компромиссного решения. Развязанные небольшой группой людей, они затрагивают судьбы населения стран, вовлеченных в противоборство, приводят к человеческим жертвам, снижению уровня жизни, и негативные последствия их эскалации зачастую превышают все возможные положительные эффекты.

Наши рекомендации