Административно-правовые формы и методы государственного управления
I. Задания для самостоятельной работы:
1. Что понимается под правовыми формами государственного управления?
2. Каково соотношение правовых и неправовых форм деятельности органов исполнительной власти?
3. Определите понятие и раскройте природу нормативных правовых актов?
4. Что такое правовые акты управления, их виды и юридическая характеристика?
5. Каковы требования к правовым актам управления?
6. Действие правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.
7. «Противозаконный акт управления». Понятие «ничтожного» и «оспоримого» правового акта управления. Следует ли государственному служащему исполнять распоряжение своего начальника, если он сомневается в правомерности приказа?
8. Раскройте понятие и особенности методов административного управления.
9. Что понимается под методами прямого и косвенного административного воздействия?
10. В чем выражаются метод убеждения?
11. В чем выражаются метод принуждения?
12. В чем выражаются метод стимулирования?
13. Какова классификация методов государственного управления?
14. Сформулируйте понятия, раскройте сущность и особенности административно-правового принуждения.
15. Дайте правовую характеристику мер административного принуждения.
16. Охарактеризуйте меры административного пресечения, применяемые правоохранительными органами, включая специальные меры пресечения.
17. Дайте понятие, перечислите виды административных наказаний.
1.1.Рекомендации по выполнению заданий при самостоятельной подготовке
Выполнение задания начните с просмотра конспекта прочитанной лекции и соответствующего раздела учебника. Затем приступайте к изучению рекомендованной литературы и правовых актов. Выполняя задания по самостоятельной подготовке, студент должен готовится к экспресс – опросу, который будет проведен в начале семинарского занятия.
Студентам следует разобраться в правовых формах управленческой деятельности, влекущих юридические последствия, знать критерии их классификации. Особое внимание следует уделить рассмотрению правовых актов управления как основной формы реализации задач и функций исполнительной власти.
2..Основные термины и понятия
Применительно к исполнительной властиформаявляется способом выражения ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти
Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются:
1) принятие правовых актов (решений);
2) заключение договоров;
3) совершение иных юридических значимых действий.
Неправовые формы осуществления исполнительной власти именуются так потому, что они не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий - они не порождают, не изменяют и не прекращают административные правоотношения. Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые чаще всего встречаются в повседневной работе органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, проверки, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д.
Другой неправовой формой осуществления исполнительной власти является выполнение материально-технических операций. Они носят вспомогательный характер в управленческой деятельности. Это работа с информацией, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т. д,
Правовые акты исполнительной власти - это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствие с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.
Виды актов исполнительной власти классифицируются: по юридическому содержанию, по субъектам, по форме, по функциональной роли и т.д.
1. По юридическому содержанию различаются акты: нормативные, индивидуальные, общие
а) нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих конкретного адресата (например, правила дорожного движения), распространяются на всех.
б) индивидуальные акты являются решениями субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют и прекращают правоотношения
в) общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу) либо общие требования (например, экономить ресурсы, беречь электроэнергию и др.)э
Согласно Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 307 "О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов" нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу после официального опубликования в газете «Российская газета», если в самом акте не указан более поздний срок
Раскрывая сущность административно-правового принуждения, следует выделить такие его признаки, как
- властно-принудительный характер,
- применение к объектам, не находящимся в отношениях служебной зависимости;
- внесудебный (как правило) порядок применения мер административного принуждения уполномоченными органами исполнительной власти (их должностными лицами),
- наделенными специальными полномочиями или правоохранительными функциями; множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию.
Принудительные меры применяются в связи с антиобщественными деяниями (правонарушениями), нарушениями правовых норм, охраняемых средствами государственного принуждения, совершенными как физическими, так и юридическими лицами; основаниями применения административного принуждения являются совершение административного правонарушения либо наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (стихийное бедствие, чрезвычайные обстоятельства, пересечение государственной границы и т.п.), когда эти меры используются для предупреждения и локализации возможных негативных последствий. К числу характерных признаков можно также отнести:
1)оперативность,
2) быстрое реагирование соответствующих органов и их должностных лиц на нарушения установленного правопорядка,
3) процессуальный порядок их применения,
4) его относительную простоту и экономичность.
С учетом компетенции и правомочия органов (должностных лиц), основания, характер и порядок применения таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как
1.доставление;
2. административное задержание;
3. личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4.изъятие вещей и документов;
5. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9. привод;
10. временный запрет деятельности;
11. залог на арестованное судно;
12. помещение в специальные учреждения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Виды и система административных наказаний входят в число достаточно эффективных мер государственного принуждения, а сами меры административной ответственности применяются широким кругом (59) органов (должностных лиц) исполнительной власти (гл. 23 КоАП РФ). Виды административных наказаний установлены КоАП РФ и студентам целесообразно вникнуть в содержание статей 3.1–3.13 этого Кодекса и статьи 3.2, согласно которой за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. лишение специального права, представленного физическому лицу;
5. административный арест;
6. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
7. дисквалификация;
8. административное приостановление деятельности;
9. обязательные работы.
2.1Студенты, которые пропустили эту лекцию, готовят реферативное сообщение на 4-5 минут по следующим темам:
1. Порядок их подготовки, издания и вступления в силу правовых актов органов управления.
2. Административно-правовой договор – понятие.
3. Практические занятия (очная, очно-заочная формы обучения)
Время - 4 часа
Место проведения - учебная аудитория
3.1 В начале практических занятий, прежде чем приступить к разрешению ситуативных заданий и решению задач, студенты по вызову преподавателя в течение 30-35 минут отвечают по следующим вопросам темы №6 :
1.Понятие и виды административно-правовых форм осуществления исполнительной власти.
2. Понятие, юридическое значение и виды правовых актов органов управления. Порядок их подготовки, издания и вступления в силу
3. Понятие и виды административно-правовых методов осуществления исполнительной власти.
4. Понятие, признаки, меры и особенности административно-правового принуждения.
3.3. Рекомендации по изучению этих вопросов
Подготовку ответа на первый вопрос необходимо начинать с уяснения понятие административно-правовых форм, виды административно-правовых форм:, более подробно раскрыть каждую из них: принятие административно-правовых актов, заключение административных договоров и совершение иных юридически значимых действий, а также неправовых форм таких как совершение организационных действий и материально-технических операций.
Подготовку второго вопроса необходимо начинать из определения характерных черт административно-правового акта, таких как подзаконность, правовой характер, императивность и авторитарность, которые дают возможность сформулировать определение административно-правового акта. После этого необходимо перейти к усвоению классификации административно-правовых актов по юридическому содержанию, по органам их издающим, по территории действия, по характеру компетенции органов их издающих и т.д. Ответ необходимо закончить определением
При подготовке третьего вопроса необходимо сначала понять сущность методов вообще и только потом перейти к административно-правовым, сначала изучить методы прямого (административный) и косвенного воздействия (экономического) методов. После этого перейти к изучению основных методов (убеждение и принуждение) и специального метода (стимулирование).
При подготовке четвертого вопроса необходимо иметь в виду, что метод административно-правового принуждения является, прежде всего, один из основных административно-правовых методов. Однако метод этот является специфичным и именно на его специфике, отличии от остальных административно-правовых методов и необходимо строить начало ответа на данный вопрос. Далее рассматриваются четыре вида мер, которые применяются при применении административного принуждения: административно-предупредительные, административно-пресекательные, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности.
4.1. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию.
Выполнение задания начните с просмотра конспекта прочитанной лекции и соответствующего раздела учебника. Затем приступайте к изучению рекомендованной литературы и правовых актов
Приступая к изучению административно-правовых форм и методов в том числе метода административного принуждения, студент должен четко представлять себе, что здесь речь идет о специальном, специфическом административно-правовом методе. Необходимо четко уяснить себе круг лиц, уполномоченных применять этот метод и круг лиц, по отношению к которым он может применяться.