Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
В современных условиях пореформенного экономического и социального развития России одной из острейших социально-политических проблем становится распространение молодежного экстремизма. Анализ данной проблемы показывает, что наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Уровень преступности подростков по оценкам специалистов, в 4 - 8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики.
Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодёжи, представляющее собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направленную на разрушение социальной системы или какой-либо ее части, связанное с совершением действий насильственного характера по социальным, национальным, религиозным и политическим мотивам. При этом важно то, что такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, и т. д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов. Данное обстоятельство ведет к росту неопределенности, разрушению каналов воспроизводства общества. Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Примером политического экстремизма является движение Национал – большевистской партии, лидером которой является Эдуард Лимонов. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Рост в 2009 г. количества преступлений экстремистского характера значительно увеличился в сравнении с предыдущими двумя годами. Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2009 г. в Российской Федерации зарегистрировано 548 преступлений экстремистской направленности, что на 19% больше, чем в 2008 г. Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве – 93.
Актуальность проблемы экстремизма в молодёжной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьёзные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. Анализ статистики свидетельствуют о существенном росте преступлений экстремистской направленности. Так, в 2005 г. на территории Российской Федерации были зарегистрированы 144 преступления экстремистской направленности, что на 16,9% больше, чем в 2004 г. В 2006 г. только за 10 месяцев зарегистрировано 211 преступлений, из них раскрыто 115. Однако официальная статистика не отражает реального положения дел в этой сфере. В последнее время наметившаяся в России тенденция экстремизации массового сознания молодёжи привела к росту количества неонацистских и националистических молодёжных движений.
Вышеизложенные факты актуализируют роль этнопсихологических знаний для учителя, работающего с поликультурным составом учащихся для того, чтобы верно интерпретировать те или иные особенности поведения учеников и осуществить правильный выбор действий в создавшейся ситуации, избегая конфликтности, способствуя формированию положительного отношения школьников или студентов к учебе, к преподавателю, друг к другу.
№22. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.Проблем в сфере политики у РФ достаточно много. Кроме того в них упираются и другие сферы жизни общества. Проблемы в экономике, культуре порой следуют из политического устройства нашего государства. Можно выделить несколько основных проблем:Любое государство должно обладать самой важной функцией, которая отделяет его от других институтов политической сферы. Государство имеет монополию на легитимное насилие. В РФ давно уже выделилась Чечня как обособленный регион со своей армией, своем представлении о насилии и справедливости, со своей армией. Это на самом деле большая проблема, которая влияет на отношения Кремля с Чечней.Вторая проблема - это свобода СМИ. СМИ выполняют важную роль в любом государстве. Они сродни помощникам правоохранительным органам и санитарам леса. СМИ есть четвертая власть и один из способов справиться с коррупцией в обществе. Третья проблема - это зацикленность на одном человеке. Времена Людовика XIV прошли и формула "государство - это я" уже деструктивна. Государства живут за счет институтов, которые выполняют функции вне зависимости от правителя или главы государства. У нас Рогозин уже высказал мысль, что Россия - это Путин. Прямая линия нам показывает, что элементарные вещи без главы не решаются. Это большая проблема.Четвертая проблема исходит из третьей. Несмотря на то, что по Конституции у нас разделение властей, на самом деле вся полнота власти сосредоточена в руках президента.
Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Акты международного права.Система современного международного права сложилась после Второй мировой войны и принятия Устава ООН в 1945 г. Главными источниками международного права являются международные договоры и международные обычаи. В международном праве выделяют три основных направления: международное публичное право, международное частное право и наднациональное право. Международное публичное праворегулирует отношения между государствами и созданными ими международными организациями. Например, международное воздушное право регулирует взаимоотношения государств в сфере авиационного сообщения, международное морское право касается режима прибрежных вод, плавания торговых и военных судов. Особые международные договоры регулируют экономические связи между странами, вопросы защиты окружающей среды, борьбу с преступностью, вопросы защиты прав и основных свобод человека и т.д. Международное частное праворегулирует правоотношения, выходящие за рамки одного государства. Наднациональное правовозникает в том случае, если государства делегируют часть своих прав наднациональным органам (к примеру, это ярко проявляется в деятельности Европейского союза).
Особую роль в современном мире играют международные правовые и законодательные акты, посвященные вопросам прав человека. Права и свободы человека и гражданина ныне перестали быть внутренним делом государства. Так, в Конституции Российской Федерации говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Большинство международных правовых актов по правам и свободам человека содержат следующие положения:
- человеческая жизнь, права и свободы личности объявляются высшим достоянием, соблюдение, признание, защита которого являются обязанностью любого государства;
- каждый человек в случае нарушения его прав и свобод имеет право на судебную защиту с полным, всесторонним, объективным исследованием обстоятельств дела и на справедливое, компетентное, беспристрастное судебное разбирательство;
- каждому человеку предоставляются гражданские права: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на имущество, собственность и их защиту, право на свободное передвижение, право на определение национальной принадлежности, право на защиту частной информации о личности и на защиту от вмешательства в семейную и личную жизнь;
- каждый человек имеет право на труд;
- каждый человек имеет культурные права и право на свободное творчество;
- каждый человек имеет право на чистую, «здоровую» окружающую среду;
- всем гражданам предоставляются основные политические свободы и т. д.
Всеобщая Декларация прав человека. Всеобщая Декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Декларация определяет базовые права человека. Сфера действия Всеобщей Декларации - все государства, признавшие ее правовые положения частью своей правовой системы.
Декларация объявляет всех людей свободными и равными от рождения в достоинствах и правах, независимо от пола, расы, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного, социального, национального или сословного происхождения. Это признание равных прав и свобод не зависит от статуса государства или страны, на территории которой индивид проживает. Рабство, работорговля и любое подневольное состояние запрещено. Признается правосубъектность любого человека независимо от его местонахождения. Подтверждается принцип презумпции невиновности, а также право на гласное судебное разбирательство. Провозглашается право любого человека на гражданство, свободу передвижения и выбора местожительства. Человек волен покидать свою страну и возвращаться в нее, искать убежище от преследования. Устанавливается право на образование, культурную жизнь, участие в научном прогрессе, пользование его благами.
В Декларации также закрепляется право на свободу мыслей, совести, религии, утверждается право на свободу убеждений, а также на их выражение. Предоставляется право на участие в управлении страной лично либо через представителей. Устанавливается право равного доступа к государственной службе в собственной стране, право на труд и на свободный выбор работы и равную за нее оплату, право на вхождение в профсоюз. Декларируется и право каждого на достойный жизненный уровень, ряд социальных благ, устанавливается равноправие для детей, родившихся в браке и вне брака.
В статье 29 Всеобщей Декларации прав человека записаны и обязанности человека перед обществом. Они регламентируются только в законодательном порядке и исключительно в целях обеспечения личных прав и свобод окружающих, а также для сохранения требований общественного порядка и морали.
Международный пакт о гражданских и политических правах.Международный пакт о гражданских и политических правах был принят ООН в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г. Он содержит нормы-принципы, обязательные к исполнению для всех государств, признавших Пакт. Ряд статей Пакта повторяют и развивают положения Всеобщей Декларации прав человека. В статье 1 объявляется всеобщее право народов на самоопределение и свободный выбор политического статуса народа, социального, экономического и культурного развития. Для достижения этого провозглашается свободное распоряжение народа своими природными ресурсами и естественными богатствами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему природных ресурсов и естественных богатств.
Страны-участники декларируют уважение к правам и свободам личности независимо от пола, языка, расы, религиозных и иных убеждений, сословного и имущественного положения. Страны, признающие принципы этого документа, должны принимать все меры к правовой защите лиц, ограниченных в перечисленных правах или свободах.
Пакт подтверждает право человека на жизнь и устанавливает наказание в виде смертной казни как экстраординарное явление. Каждый приговоренный к казни имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Запрещено выносить приговор о смертной казни в отношении несовершеннолетних и приводить в исполнение в отношении беременных женщин. Также запрещены пытки, иные физические истязания или действия, унижающие человеческое достоинство.
Пакт устанавливает процессуальные принципы в отношении арестованных, в частности право на компенсацию в случае незаконного ареста, оговаривает сроки содержания под стражей и судебного рассмотрения дела. Подчеркивается необходимость гуманного отношения к арестованным, уважения их чести и достоинства со стороны органов, совершивших арест. Для исправительной системы обязательным является установление режима, способствующего перевоспитанию и исправлению заключенных, при этом несовершеннолетние должны содержаться отдельно от совершеннолетних.
В документе декларируются право человека на собственное мнение и беспрепятственное его выражение, запрещаются все формы пропаганды войны, любые виды расовой, религиозной, национальной ненависти, подстрекательство к дискриминации, насилию, вражде, к розни и т.д. Отдельная статья признает право на мирные собрания без ограничений, кроме специально оговоренных ситуаций. Также признается право на вступление в любые негосударственные союзы, ассоциации, профсоюзы.
Подтверждается всеобщее равенство детей, их право на гражданство, гарантируется их защита со стороны государства. Устанавливается обязательность регистрации новорожденных, присвоения им имени.
Специальная статья Пакта содержит перечень основных политических прав: голосовать и быть избранным на основе всеобщего и равного голосования, когда обеспечено свободное волеизъявление сограждан; быть допущенным к государственной службе в своей стране; участвовать в ведении государственных дел.
Согласно Пакту государства-участники ежегодно должны предоставлять Генеральному секретарю ООН доклады о прогрессе, достигнутом в области прав человека, и о мерах, принятых по исправлению несоответствий в этой сфере.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Этот международный документ принят ООН в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г. Данный Пакт детализирует права человека и гражданина в сферах правовых отношений государство - общество - личность.
В начале Пакта еще раз подтверждается право народов на самоопределение, на свободу установления собственного статуса, на пользование собственными природными ресурсами и естественными богатствами. Государства обязаны максимально реализовывать все имеющиеся возможности, принимать все меры, вплоть до законодательных, к полному осуществлению этих прав. Устанавливается право каждого на свободный труд, который признается способом зарабатывать себе на жизнь; право каждого трудящегося на благоприятные условия трудовой деятельности: вознаграждение за труд должно обеспечивать как минимум удовлетворительное существование для работников и их семей; справедливую равную заработную плату для мужчин и женщин; одинаковую для всех возможность продвижения по службе исключительно на основании квалификации и трудового стажа; создание условий работы, отвечающих требованиям гигиены и безопасности; предоставление оплачиваемого периодического отпуска; разумное ограничение рабочего дня, вознаграждение за работу в праздники.
Государствам надлежит предоставить человеку права на свободное вступление в профсоюзы для защиты своих интересов или на создание таковых. Профсоюзы могут образовывать конфедерации или национальные федерации, основанные на международном праве. Обеспечивается право на забастовки в соответствии с законодательством. Устанавливается право каждого на социальное обеспечение, в том числе на социальное страхование.
Семья согласно Пакту признана основной и естественной ячейкой общества, ей предоставляются самая широкая защита, охрана и помощь. Гарантируется защита детей и подростков от каких-либо видов дискриминации. Применение их труда во вредных производствах считается уголовно наказуемым деянием.
Признается право каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на образование, направленное на всестороннее и полное развитие личности, на свободу родителей или опекунов выбирать для своих детей образовательные учреждения. Начальное образование должно быть бесплатным.
Пакт обязывает государства-участников уважать свободу, необходимую для творческих исследований и научных изысканий, а также поощрять все виды сотрудничества и международные контакты в культурной и научной областях.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Помимо правовых норм мирового значения существуют и региональные законодательные акты, защищающие права человека. Среди них одним из наиболее важных является Европейская Конвенция о защите прав человекаиосновных свобод. Этот международный договор подписан в Риме в 1950 г. и вступил в силу в 1953 г. Главное отличие Конвенции от других международных договоров в области прав человека состоит в создании реально действующего механизма защиты прав человека - Европейского Суда по правам человека, рассматривающего жалобы граждан всех государств на нарушения Конвенции. Приняли Конвенцию государства - члены Совета Европы. Новые государства - члены Совета Европы согласно Конвенции должны подписать ее при вступлении в Совет Европы. Россия подписала Конвенцию в 1996 г., а ратифицировала в 1998 г.
В Конвенции декларируется приверженность принципам Всеобщей Декларации прав человека, а также провозглашается дальнейшая деятельность государств, нацеленная на установление, утверждение и реализацию прав человека и основных свобод. Текст Конвенции можно разделить на две части: перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского Суда.
В первых статьях Конвенции подтверждается, что право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность охраняется законом, подчеркивается, что никто не может быть лишен такого права, иначе как по приговору суда в соответствии с процессуальными нормами, предусмотренными законодательством. Пытки, действия, унижающие человеческое достоинство, как и рабство, запрещены. В Конвенции объявляются все основные общепризнанные гражданские и политические свободы для человека.
Страны - участники Конвенции создали Европейскую Комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека. В 1998 г. Европейская Комиссия по правам человека была объединена с Европейским Судом по правам человека в единый орган.
Европейский Суд по правам человекасостоит из судей, число которых равно количеству членов Совета Европы, т.е. по одному человеку от каждого государства. Этих судей избирают в Парламентской ассамблее Совета Европы сроком на 9 лет. Сферой юрисдикции Суда являются все отношения, касающиеся применения и толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Для рассмотрения дела образуются камеры из 9 судей. Рассмотрение начинается только после того, как установлена невозможность разрешения проблемы мирным путем, без вмешательства Суда. Решения Суда всегда мотивированы, окончательны. Любой судья имеет право на собственное мнение. Надзор за исполнением судебного решения возлагается на Кабинет министров. Европейский Суд по правам человека расположено в Страсбурге, во Дворце прав человека.
Первоначально жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, предварительного рассматривались в Европейской Комиссии по правам человека, которая решала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми. Суд начал свою деятельность в 1959 г. К концу 1998 г., когда он был реформирован, он принял решения по 837 делам. После реформы Суда его активность повысилась. К началу 2010 г. вынесено более 12 тыс. решений, из них в 10 тыс. решений указано на нарушение Конвенции или ее протоколов.
В Европейский Суд по правам человека обращаются с жалобами на нарушение прав, декларированных в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ее протоколах. Жалоба должна быть подана не позднее чем через 6 месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством. Заявителем должны быть исчерпаны все средства защиты своего права внутри своего государства, и он должен пройти все суды в своем государстве. Для России исчерпанием внутренних средств правовой защиты считается прохождение заявителем первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признается эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить об этом уполномоченное лицо. Жалобы должны касаться событий, за которые несет ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц и организаций к рассмотрению не принимаются.
№ 24: Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития.
Важным международно-правовым средством обеспечения территориальной целостности России и других государств на постсоветском пространстве с учетом их современного положения в мире является установление и развитие международного сотрудничества в сфере охраны государственной границы, позволяющего координировать совместную деятельность государств в данной сфере. Проблемы, связанные с охраной внешних границ государств — участников СНГ, наличие «прозрачных» границ между ними потребовали формирования соответствующей международно-правовой базы сотрудничества по охране государственных границ. Можно выделить следующие основные направления такого сотрудничества: совместная деятельность государств на равноправной основе, осуществляемая через общие координирующие органы СНГ; обеспечение стабильного положения на внешних границах Содружества; координация деятельности пограничных войск и других компетентных служб государств по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка пересечения их внешних границ. Это свидетельствует о появлении нового международно-правового средства совместного обеспечения территориальной целостности государств - участников СНГ, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и не создает какой-либо угрозы государствам, сопредельным государствам - участникам СНГ.
№ 25: Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления перечня и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых идей, машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных. Наука не только является источником инноваций и экономического роста, но и выполняет роль важнейшего фактора повышения качества жизни, а также обеспечения безопасности государства.
№ 26: Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере сохранения и развития культуры в Российской Федерации, устанавливает правовые 1) обеспечение прав и свобод человека и культурных сообществ в сфере культуры. На что и расщитаны первые главы нашей конституции, а по поводу нравов, то православная церковь остаётся у нас государственной религией и культурное наследие, кое мы получили от Российской империи. наше государство является светским поэтому в плане культуры и веры каждый гражданин свободен в выборе. Хочешь секту организовываешь, хочешь чёрный квадрат рисуй.