Политическая идеология анархизма

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это идейно-политическое течение, отрицающее необходи­мость государственной и всякой иной власти, проповедую­щее неограниченную свободу личности, непризнание обще­го для всех порядка в отношениях между людьми. Это те­чение сложилось в середине XIX в. Основные его теорети­ческие положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером (1806 – 1856) и французским филосо­фом и экономистом Пьером Прудоном (1809 – 1865). Вид­ными представителями анархизма были русские революци­онеры М. А. Бакунин (1814 – 1876) и П. А. Кропоткин (1842 – 1921).

Основой мировоззрения анархизма является индивидуа­лизм. Сторонники этого течения крайне негативно относят­ся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Естествен­но, что наиболее враждебно анархисты относятся ко всем разновидностям государственной власти, в которой они ви­дят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. Поэтому государство, любую власть они попросту объявляют злом, которое должно быть уничто­жено. По их мнению, основной задачей социальной револю­ции является установление безгосударственного обществен­ного строя, в котором решающую роль будут играть федерации, союзы, автономные производственные ассоциации, коммуны, про­винции и самоуправляемые социальные общности.

В обыденном употреблении термином «анархия» зачас­тую обозначается полный хаос, беспорядок, которые случа­ются в жизни при отсутствии необходимого управления. Но неверным было бы полагать, что и анархисты идеал будуще­го безгосударственного устройства жизни видят в хаосе, не­упорядоченности и неуправляемости общественных процес­сов. Напротив, только анархия, т. е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их убежде­нию, и может породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении и взаимодейст­вии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать широко известный девиз сторон­ников этого движения: «Анархия – мать порядка». Разуме­ется, устранение государства из жизни общества на данном этапе его исторического развития немедленно приведет к ха­осу и социальным потрясениям, но у анархистов на этот счет есть свое мнение.

Выступая последовательными критиками всякой власти, они указывают, что власть действует столь же развратительно как на тех, кто обличен ею, так и на тех, кто вынужден ей покоряться. Одних, по мнению анархистов, она делает честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, эксплуататорами общества в свою личную или сословную пользу, других – рабами. Утверждая, что всякая государственная власть, всякое правительство поставлены и существуют вне народа, над ним, анархисты объявляют се­бя врагами любой правительственной, государственной вла­сти, государственного устройства вообще, отмечая при этом, что на­род может быть только тогда счастлив, свободен, когда, ор­ганизуется «снизу – вверх», путем самостоятельных и совершен­но свободных соединений, помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных равно свободных и самостоятельных взаимных влияний лиц и партий. Иными словами, когда народ сам создает свою жизнь. В связи с этим идеал общественного устройства следует искать в самом народе. Управленческая, координационная деятельность в обществе тех или иных должностных лиц, органов при этом должна быть максимально свободна, по мнению анархистов, от каких-либо поощрений, бонусов, льгот, наград, преференций и т.д. Это должна быть общественная, материально не поощряемая деятельность, к которой люди стремятся не для обеспечения своих личных интересов, а для реализации важных мер общественного самоуправления.

Таким образом, нельзя с ходу отбрасывать все теоретические положения анархизма, особенно относящиеся к проблемам обществен­ного самоуправления. Такие его идеи, как организация обще­ства на началах автономии и свободной федерации индиви­дов, общин, провинций и наций, на принципах свободы, ра­венства, справедливости для трудящихся, освобожденных от эксплуатации, и сегодня могут оказывать существенное влияние на развитие различных социально-политических течений. Заметим, что именно эти идеи анархизма роднят его с социали­стическими течениями, что в условиях целенаправленного развития институтов гражданского общества и усиления структур правового государства ставит вопросы о самоорганизации как на уровне индивидов, так и на уровне всего общества личности, указывает на необходимость солидаризации субъектов, их групп и организаций в целях обеспечения социального партнерства и обоюдного ненасилия.

Национализм(фр. nationalisme) – идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и ее первичности в государствообразующем процессе. Национализм явление не однозначное и отличается многообразием течений, некоторые из которых могут противоречить друг другу, однако как политическое движение, национализм в целом стремится к защите интересов определенной национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, ее территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоев общества, не взирая на противоположные классовые интересы. Во многом идеология национализма оказывается способной обеспечить мобилизацию и интеграцию населения ради общих политических целей в сложные период выработки и перехода к новым формам деятельности в политике, экономике, социо-культурной сфере, позволяя обществу сохранять необходимую устойчивость на этапах глубоких общественных трансформаций.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчеркивают свою националистическую окраску, национализм часто по праву может ассоциироваться с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. В этом смысле крайние, радикальные формы национализма могут граничить с экстримизмом, шовинизмом, нацизмом (национал-социализмом, фашизмом), расизмом. Многие проявления такого рода крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся не только к внутригосударственным, но и к международным правонарушениям.

Национализм – это прежде всего идеология, которая опирается на следующие положения:

· Объективность существования наций. Национализм акцентирует внимание на том, что человечество биологически, исторически и социокультурно поделено на фундаментальные единицы – автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определенных объективных характеристик.

· Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать свое государство, которое должно включать в себя всех членов нации, граждан. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над четко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.

· Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация, народ является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации, гражданин имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым идеология национализма символически приравнивает народ к элите.

· Важность национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради воплощения свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.

· Солидарность как проявление единства и национального согласия. Единообразие следует достигать за счет объединения людей на почве братства и взаимопонимания, а не путем навязывания определенной культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а как бы в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других

· Признание нации одной из высших ценностей. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан – поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.

· Утверждение значимости образования и воспитания, формирующих гражданина и патриота. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества, а также позволяет глубоко узнать о своих национальных корнях, ознакомиться с особенностями других культур.

Таким образом, национализм подчеркивает различия, колорит и индивидуальность наций, указывая, что отличительные черты государств, политических систем, внедряемых проектов реформ и политических курсов носят в своей основе культурно-этнический характер. Развитое национальное самосознание при этом призвано способствовать не только самоидентификации, но и включению существующих иностранных вкраплений в свою культуру, рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

Кроме того, национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради ее спасения пожертвовать своей жизнью.

Связанными с концепцией и идеологией национализма являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание», «национальная идея» и др. Можно сказать, что определенные установки национализма всегда присущи в той или иной степени государственной политике, фокусирующей внимание на решении прежде всего собственных внутренних проблем, обеспечение национальных интересов.

Поскольку спектр выработанных на основе идеологии национализма социально-политических доктрин может быть довольно велик, то нередко выделяют целую типологию идейных течений националистического толка. Среди них гражданский (государственный) национализм (общность нации в качестве равноправных граждан), либеральный национализм (акцент на либеральных и общечеловеческих ценностях, таких как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчиненное положение), этнический национализм (этнонационализм) –(приоритет языка, образцов национальной культуры как эталонов и ориентиров для общества),крайний национализм(экстремизм) – (утверждение одной нации за счет подавления других).

Космополитизм (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – политическая идеология, отождествляющая себя с мировоззрением мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Космополитизм, хотя и схож с интернационализмом, не тождественен ему. Более того, как отмечают специалисты, возможны случаи противоречия между ними. Например, националист может быть космополитом, если у его нации нет своего государства. И наоборот, многие коммунисты мира, оставаясь интернационалистами, в 1920-х годах считали Советский Союз своим отечеством, даже ни разу не побывав в СССР. Патриотизм, за исключением своих крайних форм, вполне уживается с интернационализмом в идеологии многих современных государств мира.

В основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества. Многие религии, такие как, например, христианство по своему идеалу космополитичны. Неправомерно трактовать космополитизм как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу, он дает лишь некое высшее мерило для оценки, подводя к тому, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. Идеология космополитизма, равно как и интернационализма, обретает новое актуальное значение в начале XXI в. в контексте глобальных проблем, стоящих перед всем мировым сообществом, среди которых вопросы экологической безопасности, нейтрализации войн и поддержания мира, недопущения распространения угрозы от использования ядерных технологий, устранение разрыва между сверхразвитыми, богатыми и развивающимися, бедными странами, решение проблемы планетарного перенаселения и т.д.

Интернационализм (от лат. inter — между и natio — народ) — идеологическая установка, позиция, обозначающая солидарность представителей тех или иных социальных сил разных стран в борьбе за отстаивание своих интересов. В настоящее время этим термином обозначает себя также ряд левых идеологий, пытающихся предложить альтернативный вариант глобализации, стирающей грани между различными национальными культурами, стандартизирующей общества в соответствии с критериями их постиндустриального развития. Понятие интернационализм также часто используется в качестве антитезы, противопоставления агрессивному национализму.

Необходимо отметить, что современная глобализация рынка, как утверждают ее критики, не является интернационалистическим явлением, поскольку связана лишь с экономической интеграцией, а политические и общественные аспекты остаются в тени. Кроме того, экономическая система, устанавливающаяся в результате глобализации, значительно отличается от идеала интернационалистов. Современный левый антиглобализм, выразителем которого является, в частности, т.н. Всемирное федералистское движение, будучи интернационалистическим по своим установкам, проповедует прежде всего «глобализацию социальной солидарности», расширение путей социального партнерства между странами и народами, не стирающего своеобразие его участников. Нередко на основе идей интернационализма выдвигается также идея поиска основ т.н. «другой глобализации» (альтероглобализма). С позиции интернационализма нельзя всерьез говорить о демократии, когда реальная власть находится в руках не у правительств, избранных гражданами, а у транснациональных монополий, которых никто не избирал. Экономическая глобализация при этом становится новой формой тоталитаризма, а национальные правительства окончательно превращаются в «заурядных комиссаров реальной экономической власти» (Ж. Сарамаго).

Ряд интернационалистов поддерживает создание мировых координирующих организаций типа ООН и других влиятельных международных учреждений и выступают в перспективе за сильное «мировое правительство». С другой стороны, многие интернационалисты считают, что сила подобного правительства может стать очень опасной в случае, если оно окажется в руках диктатора, и поддерживают скорее идею федерации государств, как добровольного союза свободных субъектов.

Коммунитаризм (от англ. «community» – сообщество) – новое идеологическое течение конца XX в., стремящееся к обоснованию сильного гражданского общества, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные разрозненные личности. Коммунитаризм выступает за предоставление бесплатного образования, разработку разноплановых программ по повышению нравственности и защиту окружающей среды. Он жестко увязывает права личности и права предпринимателей с их социальной ответственностью и допускает их ограничение в тех случаях, когда они реализуются за счет общества и государства.

Идеология коммунитаризма, возникающая на рубеже конца XX – начала XXI вв., значительно отличается от идей своих предшественников. Для понимания сути сообществ, по мнению коммунитаристов, особенно важным оказывается не противопоставление индивидуальной свободы и социальных обязательств, а поиск гибких форм баланса между личностью и обществом, между индивидуальной автономией и интересами сообщества, между общим благом и свободой, между правами и обязанностями.

Коммунитаризм проявляет себя как конструктивная оппозиция индивидуалистическому рыночно-демократическому либерализму и традиционалистскому авторитаризму, предлагающим редуктивные взаимоисключающие подходы. Один из видных теоретиков коммунитаризма А. Этциони определяет эту проблему с точки зрения фундаментального баланса прав и обязанностей: коммунитаристский идеал – это общество, где нет асимметрии между доминирующими индивидуальными правами и редуцированной социальной ответственностью (принцип «общих ценностей и обоюдной ответственности»). Эффективная реализация прав невозможна вне сообществ, а, следовательно, невозможна без принятия обязательств перед сообществом. Забота о себе и своих правах предполагает материальное и моральное благополучие других. В этом состоит социальная справедливость (не самопожертвование, а постоянное осознание роли других). Последователи коммунитаризма. настаивают на том, что нельзя возводить права в абсолют даже в условиях правового демократического государства, доводить защиту прав до экстремизма и размножать права до бесконечности. В гражданском обществе права не должны доминировать над ответственностью (обязанностями).

Особое внимание к коммунитаризму в конце XX в. обусловлено разочарованием в развитии современного либерализма и его крайних проявлений. Сторонники теории коммунитаризма полагают, что увлечение либерализмом зашло слишком далеко. Это способствует неуклонному распространению в западных обществах стяжательства, жажды наживы, политического цинизма. С течением времени, указывают коммунитаристы, данные факторы стали преобладать над более глубинными общественными сторонами жизни и привели к утрате жизненных устоев и духовному обнищанию многих американцев и западноевропейцев. Коммунитаризм обвиняет крайний либерализм во многих грехах, включая высокий процент разводов, рост преступности несовершеннолетних и самоубийств. Ему также вменяют в вину растущую алчность, политическую коррупцию, разложение общественных институтов, ухудшение состояния окружающей среды и общее падение морали.

Анализируя различные взаимоотношения между людьми внутри сообщества, сторонники коммунитаризма, с одной стороны, признают проблематичность и сложность политической жизни общества и неоднозначность роли индивида в нем. С другой стороны, они подчеркивают устремленность человека к достижению общественной справедливости и благосостояния. Эта вера в положительные стороны человеческой личности отличает сторонников коммунитаризма от либералов, которые слишком циничны, чтобы согласиться с этими позитивными взглядами, фактически убеждая общество, что по-другому оно развиваться вроде бы и не может.

В рамках общей концепции коммунитаризма можно выделить несколько направлений (согласно Р. Фаулеру), которые основаны на различных подходах к интерпретации сущности базового для коммунитаризма понятия «сообщество»:

1. Сообщество как партисипативная(англ. participate – участвовать)демократия. В основе этого подхода лежит классический принцип «высокой» гражданственности, означающий активное участие в управлении сообществом. Эта «высокая» гражданственность противопоставляется преобладающей во многих «демократических» странах т.н. «низкой» гражданственности, предполагающей лишь соблюдение гражданами важнейших правовых норм.

Сторонники партисипативного управления утверждают, что прямое самоуправление способствует достижению общих целей, самоуважению и гражданской гордости. Они считают, что участие в управлении на местном уровне улучшит качество национальной политической жизни, привлекая к работе на благо сообщества более ответственных государственных служащих с сильно развитым чувством гражданского долга.

2. Сообщество как объединение людей, связанных общими корнями. Здесь наиболее важны такие традиционные институты, как семья, местная община, школа, церковь, причем особо подчеркивается значение семьи и традиций. Выражается озабоченность по поводу распада семьи в современном обществе, так как она в большей степени, чем другие институты, способствует воспитанию добродетели. Сохранение традиций в рамках данных институтов считается более эффективным средством совершенствования личности, чем участие в политической жизни.

Сторонники традиционных общин (А. Макинтайр, Э. Вогелин и А. Блум) критикуют в этой связи стремление, в частности, американцев не к упорядоченности и стабильности, а к инновациям и переменам, считая, что это привело к отрицанию идеи нравственного назначения человека в мире. Они призывают к возвращению классического образования, традиционных религиозных практик и строгих семейных нравов.

Другие сторонники данной теории менее заинтересованы в традиции и более – в переосмыслении основных институтов общества с эгалитарной (фр. égalité – равенство) точки зрения. Некоторые из них призывают к отказу от патриархальных аспектов семьи и общины, призывая индивидов присоединиться к движению коммунитаризма и дать новую жизнь институтам семьи и школы, избавив их от некоторых подавляющих личность признаков, воплотив при этом традиционное стремление противостоять авторитаризму и унизительной практике дискриминации по расовому, половому и иным социально значимым признакам.

3. Сообщество как глобальная система. В основе этого представления лежит угроза всего уничтожения, вызванного ухудшением состояния окружающей среды, последствиями ядерной войны, эксплуатацией экономических ресурсов и другими факторами. Сторонники этого подхода возлагают надежду на преобразование отдельных сообществ в единое мировое сообщество, которое признавало бы необходимость гармонии в отношениях человека с природой. Некоторые ученые призывают к планированию и проектированию окружающей среды на государственном уровне. Другие надеются на плодотворность частных инициатив, которые со временем приведут к глобальным изменениям.

4. Сообщество как религиозное братство. Представители этого направления видят в религии самую старую и плодотворную основу общинной жизни. Она поддерживает существование трансцендентных ценностей, зарождающихся через отношение к божеству и придающих таким образом высший смысл деятельности общины. Единение церкви и государства выступает одним из средств, способствующих проникновению религиозных принципов в государственную политику.

5. Сообщество как экзистенциальная реальность. Его сторонники обращают внимание на проблематичную сущность сообщества, учитывая хрупкость и парадоксальность человеческого существования. Люди объединяются, чтобы поддержать и утешить друг друга, и в то же время они разъединены. Г. Тиндер утверждает, что нам не избежать данных противоречий. Люди должны стремиться к общности и, тем не менее, понимать, что несовершенство человека делает эту цель недостижимой. Данный подход выделяет в человеческих отношениях добродетель благоразумия. Благоразумные люди стремятся к великим целям, но учитывают свои реальные возможности. Экзистенциальные коммунитаристы оплакивают утопическое морализирование, свойственное большинству направлений данного течения, и постоянно напоминают, что мы живем в далеко не идеальном мире.

В заключение отметим, что коммунитаризм в его различных формах в настоящее время оказывает все большее влияние на теорию государственного управления, особенно в США. В настоящее время все большее число теоретиков-управленцев изучают коммунитаризм, надеясь построить более прочное основание своей деятельности в сфере политики, заручиться новой поддержкой граждан.

Многие современные теоретики политологии заимствуют лишь отдельные идеи коммунитаризма и не называют себя его сторонниками. Тем не менее, такие понятия коммунитаризма, как гражданственность, общественное благо, гражданские добродетели и участие в демократических процессах, в значительной мере вдохновляют их деятельность.

Наши рекомендации