Тема 3. Перестройка и распад советского общества
Основные понятия и названия:
перестройка; ускорение; "человеческий фактор"; гласность; приватизация; плюрализм; "народный фронт"; "интерфронт"; дезинтеграция; новое политическое мышление; Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП); путч; Содружество Независимых государств (СНГ); Беловежское соглашение; конверсия; Съезд народных депутатов СССР; Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)
Основные даты:
1985 г.- избрание Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёва.
1986-1990 гг.- двенадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1986 г.- катастрофа на АЭС в Чернобыле.
1987 г.- подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
1989 г .- I Съезд народных депутатов СССР.
1990 г.- избрание на III съезде народных депутатов СССР Президентом СССР М.С. Горбачёва.
1991 г.- роспуск СЭВ и ОВД. Избрание Президентом России Б.Н. Ельцина. Августовский путч, создание ГКЧП. Роспуск КПСС. Беловежское соглашение и распад СССР.
1991 г.- подписание Договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)
Персоналии:
Горбачёв М.С.; Рыжков Н.И.; Явлинский Г.А.; Шаталин С.С.; Ельцин Б.Н.; Янаев Г.И.; Павлов В.С.; Язов Д.Т.; Крючков В.А.; Пуго Б.К.; Лукьянов А.И.; Кравчук Л.М.; Шушкевич С.С.; Шеварднадзе Э.А.
Основные вопросы:
1. Политика перестройки в сфере экономики.
2. Развитие гласности и демократии.
3. Новое политическое мышление: достижения и проблемы.
4. Кризис и распад советского общества.
Литература
1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985- 1991. М ., 2002.
2. История современной России. 1985-1994 гг./ Под ред. В.В. Журавлёва. М., 2005.
3. Перестройка: Двадцать лет спустя. (апрель 1985 г . - апрель 2005 г .) М., 1995.
4. Сырин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачёва до Путина. М., 2001.
5. Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 2006.
6. http://www russ.ru/antolog/1991 (Хроника путча 1991 .)
Разноуровневый контроль знаний по теме "Перестройка и распад советского общества".
I уровень
1. Кто был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985 г .?
2. Какое название получил последний этап в истории СССР?
3. Что предполагал провозглашённый на апрельском 1985 г . пленуме ЦК и на XXVII съезде КПСС курс на ускорение социально-экономического развития?
4. Что предполагала экономическая концепция перестройки?
а) создание рыночных отношений в рамках социалистической экономики;
б) создание капиталистического сектора экономики наряду с социалистическим.
5. В каких хронологических рамках лежит период перестройки в СССР?
6. Раскройте значение следующих понятий: приватизация, плюрализм, гласность .
7. Какой по счёту была последняя советская пятилетка (1986-1990 гг.)?
8. Какой новый орган законодательной власти в СССР был создан в 1989 г .?
9. Кто был избран первым Президентом СССР в 1990 г .?
10. Труды каких писателей и поэтов, созданные в прежние годы, были опубликованы в период перестройки?
11. Что нового появилось в работе телевидения?
12. Кто из репрессированных крупных деятелей советского времени реабилитирован в эти годы?
13. Назовите авторов программы экономических преобразований "500 дней".
14. Что такое " народные фронты " и " интерфронты "?
15. Когда была распущена КПСС?
16. Какое решение было принято на всенародном референдуме о судьбе СССР 17 марта 1991 г.?
17. Руководители каких трёх советских республик 8 декабря 1991 г . подписали соглашение о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств?
18. Где было подписано это соглашение?
19. Какой внеконституционный орган попытался сосредоточить в своих руках верховную власть в СССР 19-21 августа 1991 г .?
20. Кто входил в его состав?
21. Какое название получил новый внешнеполитический курс СССР в период перестройки?
22. Каковы основные идеи этого курса?
23. Каковы основные направления внешней политики в годы перестройки?
24. Когда выведены советские войска из Афганистана?
25. Когда были распущены СЭВ и ОВД?
26. Кто возглавлял министерство иностранных дел СССР в период перестройки?
27. Какой договор был подписан между СССР и США в 1991 г .?
28. Каким образом в период перестройки был решён "германский вопрос"?
II уровень
1. Сравните мероприятия перестройки с экономическими реформами 1960-х гг.
2. Что общего у "оттепели" хрущёвского времени и политики гласности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Назовите основные причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР к началу 1990-х гг.?
3. Насколько перестройка и гласность связаны между собой? Возможна ли была перестройка без гласности, а гласность без политики перестройки?
4. Каковы причины августовского политического кризиса 1991 г .?
5. Какие причины привели к поражению ГКЧП?
6. Что общего и в чём принципиальная разница между "новым политическим мышлением" и предыдущим внешнеполитическим курсом советского руководства?
7. Как изменились за годы "перестройки" отношения государства и церкви?
8. Покажите плюсы и минусы, изменившегося за годы "перестройки" геополитического положения нашей страны.
9. Чем "гласность" отличается от свободы слова?
10. Почему августовский путч потерпел поражение?
11. Чем отличается курс на ускорение социально-экономического развития страны от перестройки?
12. Каковы основные итоги перестройки?
13. Один из вариантов периодизации горбачёвского правления в СССР предполагает выделение трёх этапов:
I этап - 1985-конец 1986 г .;
II этап - начало 1987- весна 1989 г .;
III этап - весна 1989 - август 1991 г .
Назовите события, которые рассматриваются в этой периодизации как границы между этапами. На каком из этих этапов Горбачёв обладал наибольшими возможностями для проведения реформ?
III уровень
1. Почему, по вашему мнению, деятельность М.С. Горбачёва по-разному оценивается в России и на Западе? Как её оцениваете вы?
2. Можно ли считать распад Советского союза закономерным явлением? Если нет, то, каким образом, на ваш взгляд, его можно было сохранить или реформировать?
3. В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
а) Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
б) Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.
в) Перестройка - это цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.
К какой точке зрения вы склоняетесь? Аргументируйте свой ответ.
4. Внешняя политика СССР, основанная на идеях нового политического мышления, пользовалась широкой поддержкой и у нас в стране, и во всём мире. Однако на XXVII съезде КПСС, да и в печати звучали критические голоса, что своими мерами одностороннего разоружения мы ослабляем свою обороноспособность, слишком далеко заходим в договорённостях с Западом по сокращению вооружений. Каковы ваши суждения на этот счёт? Чью точку зрения вы бы поддержали и почему?
5. В книге "Муки прочтения бытия" А. Яковлев провёл аналогии между перестройкой и "новым курсом" президента США Рузвельта: "В обоих случаях мы имеем дело с революцией в эволюции. "Новый курс" взломал классические представления о капитализме. В обстановке кризиса, поставившего вопрос о выживании, "новый курс" пошёл на повышение роли и места государства, на что раньше не решались. На принятие идеи правительственных социальных программ - раньше это было признаком "ненавистного социализма". На государственно-монополистическое регулирование - ранее это считалось несовместимым с капитализмом. Всё это удалось осуществить в консервативной политической атмосфере". Согласны ли вы с подобным сравнением? Как вы думаете, какие процессы, протекавшие в русле перестройки, дали основания для данных выводов?
6. Докажите или опровергните точку зрения, что в годы перестройки было разрушено тоталитарное государство.
7. Вам предлагается написать странички в учебник истории. Какие события, явления, процессы последних пяти лет существования СССР должны, по вашему мнению, сохраниться в памяти людей и войти в учебник истории (глава "СССР в 1985-1991 гг.")? Объясните свой выбор.
8. В апреле 1989 г. реальная оценка положения дел в экономике страны была неутешительной и в то же время противоречивой. Признавая это, М.С. Горбачёв спрашивал: "Как же могло случиться, что улучшение показателей народного хозяйства, повышение производительности труда, наращивание ресурсов, которое хотя и не так, как хотелось бы, но всё же происходит, не ведут к улучшению ситуации на рынке, а наоборот, рынок всё больше приходит в расстройство?" Действительно, как?
9. С середины 80-х гг. ХХ в. М.С. Горбачёв начал проводить новую политику, перестройку, оставляя при этом руководящую роль за Коммунистической партией. Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы ещё раньше М.С. Горбачёва и тоже при руководящей роли Коммунистической партии. Объясните, почему в СССР при коммунистах реформы не удались, а в Китае они довольно успешно продолжаются и по сей день.