Публичная власть. Понятие и особенности.
Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Виды публичного управления
- международное публичное управление.
Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями
- публичное государственное управление.
Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).
- особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
- публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.
[править]Органы публичной власти
Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:
- органы государства, в том числе:
- государственные органы Российской Федерации;
- государственные органы субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
[править]Публичная власть и государственная власть
Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.
4.Государственный аппарат как признак государства. Структура гос. аппарата. Государственные органы: понятие, виды. Гос. Лицо.
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
- Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
- Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций[1].
- Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
- Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
Структура госаппарата - это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.
Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются: -формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований; -выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.); -наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями; -в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов». Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д. В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии: 1. По юридической силе: -федеральные органы государственной власти; -государственные органы субъектов. 2. По порядку образования: -представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание); -производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства). 3. По характеру осуществляемых полномочий: -институт главы государства (Президент, Монарх); - органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ); -органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ); -судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов); - надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.) 4. По времени действия: -постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.); -временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)). |
5. Суверенитет как признак государства.
Суверенитет воспринимается в двух аспектах: как верховенство во внутренних делах( внутренний суверенитет) и независимость на международной арене( внешний суверенитет). В зависимости от формы правления могут различаться носители суверенитета: в республиках, как правило, единственным носителем суверенитета является народ. В абсолютной монархии таковым признаётся монарх, в ограниченной онархии - народ и монарх одновременно. При чём, в этом случае, суверенитет одного субъекта может признаваться первичным по тоношению к суверенитету другого. Так в парламентарных монархиях первичен народный суверенитет, а в дуалистических - монархический. Особое место в плане носителей суверенитета занимают страны шориатской правовой традиции и другие государства, построенные на теократии: здесь сувереном признаётся Бог. Территории могут иметь суверенитет, различный по своему объёму. Государства есть территории с наивысшим, абсолютным суверенитетом. Однако, они могут предоставлять определённые его составляющие территориям, входящим в их состав. Такие государства называются федеративными, а сами эти территории - субъектами федерации. Но в любом случае, суверенитет субъекта федерации не может быть выше суверенитета самой федерации. Есть ещё такие надгосударственные объединения, как конфедерации. Сами конфедерации суверенитетом почти не обладают, а вот их субъекты, напротив, пользуются абсолютными правами, вплоть до права сицессии( выхода из конфедерации).
История так же знает случаи, когда государства насильно лишались своего суверенитета или его части. В таких случаях говорят об утрате территорией статуса государства и её превращении в протекторат, колонию, несамоуправляющуюся территорию и т.д. Государством такая территория называться не может как раз в силу ограниченности суверенитета.